Ольга Савинова
Экологический проект «Мир насекомых» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Актуальность и практическая значимость проекта, проблема проекта,
причины выбора.
2. Тип проекта.
3. Цель.
4. Задачи.
5. Сроки и этапы проведения.
6. Участники.
7. Методы и формы работы.
8. Ожидаемый (предполагаемый) результат по проекту.
9. План реализации.
10. Работа с родителям.
11. Приложение.
Актуальность проекта:
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Стрекозы и бабочки, мухи и жуки, кузнечики и пчелы – все это насекомые.
Публикация «Экологический проект „Мир насекомых“ для детей средней группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Многие из них совершенно разные, но все они имеют три одинаковых признака, отличающих их от всех остальных видов животных.
1) наличие шести ног.
2) присутствие на теле насекомого насечек (внешне это выглядит так, будто тело насекомого поделено на отдельные членики).
3) тело насекомого состоит из трех частей: головы, груди и брюшка.
Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к ним.
Проект поможет расширить знания и представления детей о насекомых, об особенностях внешнего вида, строения. Детям хочется узнать, чем питаются насекомые, зачем живут, как защищаются от врагов. Проект сформирует у детей бережное отношение к насекомым и даст представление о значимости насекомых в растительном и животном мире.
Дети по природе своей исследователи. Объектом исследования моего проекта являются насекомые. Насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.
Практическая значимость проекта:
Изучив педагогические технологии и методы, я пришла к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются: метод детского экспериментирования, метод проектов, метод моделирования проблемных ситуаций. Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.
Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления.
В-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы, уметь доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Проблема – «Нужны ли насекомые в природе?»
Многие дети с отвращением относятся к насекомым. Насекомых боятся и губят их, потому что мало знают о пользе насекомых.
Тип проекта: поисково-исследовательский.
Цель проекта:
Познакомить детей с миром насекомых, воспитывать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
1. Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.
2. Развивать интерес к жизни насекомых, умение обобщать насекомых по существенным признакам; делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
3. Способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности.
4. Расширять словарный запас слов (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений и т. д.).
Сроки и этапы проведения: краткосрочный: (с 7 июня по 18 июня)
1 этап: организационный
2 этап: практический
3 этап: результативный
Участники: дети средней группы, воспитатель.
Методы и формы работы:
• наблюдения, экспериментирование;
• беседы;
• рассматривание иллюстраций, презентаций;
• чтение художественной литературы;
• игры (дидактические, настольные, подвижные);
• отгадывание загадок.
Ожидаемые результаты:
• У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы – насекомым;
• Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика;
• Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
• Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы;
• Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым;
• У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы;
• Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.
I Организационный этап
• Разработка проекта;
• Определение целей и задач проектной деятельности;
• Подбор литературных произведений о насекомых;
• Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме;
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
• Составление плана основного этапа.
Диагностика экологических знаний о насекомых детей.
№ вопроса
1 Назови насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела).
2 Назови особенности внешнего вида (форма тела, наличие крыльев)
3 Как передвигается насекомое? (прыгает, летает, бегает)
4 Какие звуки могут издавать насекомые? (жужжит, стрекочет)
5 Где и как зимуют насекомые?
6 Что вредного или полезного приносят людям и растениям насекомые?
7 Найди сходство и различия между насекомыми.
Картинки насекомых взяты из пособий по программе.
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос,
путается.
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с
помощью наводящих вопросов.
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
Количество баллов Уровень
4 – 9 Низкий
10 – 16 Средний
17 – 21 Высокий
Диагностика экологических знаний о насекомых детей на начало проекта:
ФИ ребенка Вопросы Результат
1 2 3 4 5 6 7
Белякова Виктория 2 2 1 2 1 2 2 12
Видяева Юлия 2 2 2 1 1 2 2 12
Ермолаев Александр 2 2 2 1 1 2 2 12
Ерофеева Настя 2 2 2 2 1 2 2 13
Золина Мария 2 2 2 1 1 2 2 12
Краюшкина Ева 2 2 2 2 1 2 2 13
Кряжев Никита 1 1 2 1 1 1 1 8
Кутянова Кира 2 2 2 2 1 2 2 13
Леонов Кирилл 1 1 1 1 1 1 1 7
Мокеева Дарья 1 1 1 1 1 1 1 7
Малинин Егор 2 2 2 2 1 2 1 12
Репин Саша 2 2 2 1 1 2 2 12
Родионов Иван 2 2 2 1 1 1 1 10
Рыженкова Анастасия 2 3 3 2 2 2 3 17
Савина Вика 2 3 3 2 2 2 3 17
Сачкова Алена 2 3 3 2 2 2 3 17
Урядников Сергей 2 2 2 1 1 1 2 11
Филатов Дима 2 2 2 1 1 1 2 11
Шапарский Владимир 2 2 2 1 1 1 2 11
Юрков Кирилл 2 1 1 1 1 1 1 8
II Практический этап
• Беседы «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».
• Отгадывание загадок о насекомых.
• Дидактические игры к разделу «Насекомые».
• Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела насекомых в лупу.
• Чтение художественной литературы.
• Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом».
• Дидактические, развивающие, подвижные игры.
• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
III Заключительный этап
В качестве итогового мероприятия: изготовление экологического уголка «Насекомые» на территории участка детского сада.
План реализации.
№ Мероприятие Сроки Ответственные
1. Беседа «Кто такие насекомые»
«В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые». 7 июня Воспитатель
2. Чтение: Бианки «Как муравьишка домой спешил». 8 июня Воспитатель
3. Рисование «Муравей».
Дидактические игры: «Собери насекомое»,
«Кто где живёт?». 9 июня Воспитатель
4. Беседа «Пчелы наши друзья». 10 июня Воспитатель
5. Прослушивание аудиозаписи
Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля». 11 июня Воспитатель
6. Наблюдение за бабочками на участке 14 июня Воспитатель
7. Аппликация «Бабочка» (см. приложение 1) 15 июня Воспитатель
8. Наблюдение – эксперимент:
«Таинственный мир насекомых»
(рассматривание частей тела насекомых
в лупу во время прогулки). 16 июня Воспитатель
9. Совместное изготовление из бросового
материала макета насекомых для участка. 14-17 июня Воспитатель
10. Расположение макета на территории
участка (см. приложение 2). 18 июня Воспитатель
Работа с родителями:
Консультации на тему: «Ребенок и насекомые», «Укусы насекомых».
Приложение 1
Приложение 2