Меньшикова Людмила Викторовна
Экологический проект с детьми младшего дошкольного возраста «Мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект проект с детьми младшего дошкольного возраста «Мир насекомых»
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. В нашем детском саду организована работа по формированию экологической культуры детей.
Публикация «Экологический проект с детьми младшего дошкольного возраста „Мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Ведь именно детям дошкольного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания.
Во время прогулки дети заинтересовались, где насекомые. В ходе беседы выяснилось, что знания младших дошкольников о насекомых очень небольшие. Таким образом, возникла проблема: «Какие бывают насекомые?» «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Педагогу необходимо вовремя поддержать интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса познакомить с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта :
- Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».
Задачи проекта :
- Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
- Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения.
• Воспитывать бережное отношение к живому.
• Развивать эмоциональную отзывчивость.
• Формировать навыки исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат:
- дети знают и называют насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик стрекоза, божья коровка, муха);
- имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- знают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
- находят сходства и различия;
- владеют обобщающим понятием «насекомые»;
- составляют описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
Предварительная работа:
- проведение познавательных бесед;
- исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на участке вовремя прогулки); рассматривание частей тела насекомых в лупу.
- Подбор художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В. Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»;
- Разучивание считалок, потешек, стихов;
- Загадки по теме: «насекомые»;
- подбораудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д. Жученко «Две гусеницы разговаривают»;
- подбор пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»;
- изготовление дидактических игр «Один-много», «Разложи по карманам», «Чей домик», «Мемори» и другие;
• подбор информации для консультаций с родителями;
• разучивание подвижных и малоподвижных игр;
• создание алгоритмов по лепке и рисованию насекомых.
Стратегия проекта :
1. Оповещение родителей о теме проекта.
2. через исследовательскую деятельность детей расширять представления детей о разнообразии насекомых и их характерных признаках.
3. систематизировать знания детей о насекомых через дидактические игры.
4. через художественное творчество и геометрическое конструирование углублять знания детей о частях тела насекомых и местах обитания.
5. создание мини музея.
6. пополнение исследовательского уголка коллекциями насекомых для рассматривания.
Примерное планирование
Рассматривание иллюстраций (по возможности рассматривание живых особей). Знакомство с разнообразием бабочек (стрекоз, гусениц, божьих коровок, с местом их обитания, о способе питания, особенностях внешнего вида, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.
Чтение рассказов, сказок, стихов. Учить выделять главную мысль сказки, учить внимательно, слушать жанровое произведение.
Разучивание подвижных игр: «Птички и бабочки», «Раз, два три, мотылька лови», «День - ночь», «Найди свой домик». Развивать двигательную активность, учить действовать по сигналу воспитателя, учить играть в коллективе. Доставить детям радость от игры. Упражнять детей в счёте до 3-х, пользоваться знаниями полученными на познавательных занятиях, закреплять знания о способах передвижения насекомых.
Беседы: «Зачем бабочки нужны», «Как появляется бабочка», «Какие части тела есть у божьей коровки», «Что едят стрекозы», «Чем опасны гусеницы?». Побуждать участвовать в беседе, отвечать на вопросы, задавать их, развивать связную речь, закреплять знание строения тел насекомых, их отличительные особенности.
Словесные и дидактические игры «Угадай, про кого я говорю», «Найди отличия», «Подбери пару», «Подбери по цвету». Учить искать решения поставленной игрой задачи, учить действовать согласно образцу, решать игровую задачу, закреплять знание основных цветов, геометрических фигур.
Закрепление знаний о частях тела насекомых, их названия.
Развивать зрительную память, логическое мышление.
Продолжать учить отгадывать загадки.
Просмотр мультфильмов: «Лунтик»;
- «Под грибом», «Путаница», «Стрекоза и муравей» и др. Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями.
Оригами «Бабочки». Разивать связную речь, воспитывать аккуратность в работе. Развивать навыки конструирования из бумаги, учить создавать изображения из бумаги, использовать бросовый материал для украшения.
Лепка «Гусеница». Развивать навыки лепки из целого куска пластилина, учить дополнительно использовать бросовый материал для украшения композиции, воспитывать аккуратность в работе.
Рисование «Божья коровка». Учить детей рисовать пальцем, развивать понимание того, что изображение можно получить, используя различные приёмы рисование, воспитывать аккуратность в работе с красками.
Консультация для родителей “Как привить любовь к природе”. .Познакомить родителей с информацией. Изготовление альбома «Насекомые».
Гимнастика для пальчиков «Насекомые», «Стрекоза», «Божья коровка»
«Жуки, пауки, муравьи, кузнечики». Рассматривание иллюстраций (по возможности рассматривание живых особей). Знакомство с разнообразием жуков (пауки, муравьёв, кузнечик, с местом их обитания, о способе питания, способах защиты от укусов, особенностях внешнего вида; воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям по планете.
Чтение, заучивание стихов: «Кто в муравейнике живёт» Тамбиева А. Х., «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки, «Жук на ниточке» Шит Э. Ю., «Тараканий охотник» Е. Пермяк и др. Учить детей слушать стихи. Заучить несколько несложных стихов.
Продолжать учить слушать, выделять главных героев произведения, давать характеристику поведению героев.
Подвижные игры «Жуки рогачи» (кто кого забодает, «Построй муравейник», «Ловишки - муравьишки». Продолжать развивать двигательную активность ребят, ловкость, быстроту, действовать в игре по сигналу воспитателя, учить выполнять роль ведущего поддерживать добрый дух соперничества.
Беседы: «Кто такие лесные санитары?», «Пауки вредные, или нет?», «Кто кого боится» Продолжать учить слушать взрослого, отвечать на вопросы воспитателя, поддерживать беседу.
Словесные и дидактические игры: «Загадай, я угадаю», «Угадай по описанию», «Найди отличия», «Кого больше?», «Кто лишний?»; крупная мозаика. Учить действовать согласно образцу, решать игровую задачу, закреплять знание основных цветов, геометрических фигур.
Закрепление знаний о частях тела насекомых, их названия. Развивать зрительную память, логическое мышление. Продолжать учить отгадывать загадки.
Просмотр мультфильмов: «Лунтик» «Стрекоза и муравей», «Муха цокотуха»; «Зелёный кузнечик», «Как муравьишка домой спешил» и др. Доставить детям радость от просмотра мультфильма, учить делиться впечатлениями.
Аппликация «Паучки» Продолжать учить пользоваться принадлежностями для аппликации (клей, кисти, салфетка, развивать творческое воображение; продолжать учить доводить дело до конца.
Лепка «Жуки». Развивать навыки лепки из целого куска пластилина, знакомить с новыми способами лепки (тонкие колбаски катать пальчиками на доске, учить пользоваться стекой; дополнительно использовать бросовый материал для украшения композиции, воспитывать аккуратность в работе
Рисование «Спрячь кузнечика в травку»
Продолжать доставлять детям радость от ИЗО деятельности, развивать навыки пользования кистью, сочетать цвета, доводить работу до логического кона.