Марина Додонова
Экологический проект для средней группы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зимующие птицы»
Продолжительность проекта : краткосрочный (с 14.11-07.12).
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Авторы проекта : Додонова М. В.
Участники проекта : дети, педагог, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Формы работы: игровая, познавательна, продуктивная, двигательная, коммуникативная, труд, работа с родителями.
Методы и приемы:
-беседы;
-наблюдения, исследования;
Публикация «Экологический проект для средней группы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
-установление причинно-следственных связей;
-рассматривание, сравнение, анализ;
-проблемные, поисковые вопросы;
-дидактические и развивающие игры и упражнения;
-сюжетно-ролевые игры;
-использование мультимедиа, видео-слайдов.
Условия реализации проекта :
- взаимодействие детского сада и семьи;
- комплексность и системность в проведении мероприятий;
- материально – техническое обеспечение.
Проблема:
- недостаточные представления о зимующих птицах у детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность темы:
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».
Э. Н. Голованова
В современных условиях существует проблема бережного отношения детей к братьям нашим меньшим. Ведь именно они помогают нам осознать смысл слов: сострадание, щедрость, забота, доброта.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабленные птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.
Тема проекта «Зимующие птицы» актуальна, ведь она позволит не только расширить и углубить знания детей о зимующих птицах, их жизни, но и заложить в детях такие качества личности, как отзывчивость, искренность, бережливость.
Цель проекта : формирование у детей системы элементарных знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.
Задачи проекта :
• Расширить представления детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
• Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
• Совершенствовать навыки речевой деятельности детей.
• Пополнить развивающую среду по теме проекта.
• Воспитывать бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудное для них время.
• Привлечь родителей к участию в проекте, путём совместной деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : театрализация «Где обедал воробей?»
Продукты проекта :
• подборка дидактических игр, подвижных игр, настольных игр;
• создание картотек (стихи и загадки о зимующих птицах, наблюдения на прогулке);
• информационный материал в родительском уголке;
• выставка кормушек «Птичья столовая»;
• выставка детского творчества;
• итоговое мероприятие – театрализация «Где обедал воробей?»
• презентация проекта.
Ожидаемые результаты по проекту :
- для детей
• расширение кругозора у детей о зимующих птицах;
• созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
• у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
• развитие интереса к коллективной работе со всеми участниками образовательного процесса.
- для педагогов
• повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
• повышение компетентности в использовании современных педагогических технологий в образовательном процессе;
• самореализация, повышение творческого потенциала;
- для родителей
• повышение заинтересованности родителей в развитии у детей любознательности, познавательной активности;
• активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях;
• родители и воспитанники доброжелательно относятся к пернатым, оказывают посильную помощь, участвуя в благотворительных акциях;
• повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный
Участники проекта Задачи этапа Средства решения, мероприятия
Дети Выявить уровень знаний детей о зимующих птицах.
Вызвать интерес к теме проекта. Воспитывать бережное и ответственное отношение к зимующим птицам. Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.
Проблемная ситуация – «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?».
Что мы хотим узнать?
- Какие птицы зимуют рядом с нами
(названия, отличительные черты, повадки).
-Чем они питаются?
-Как мы им можем помочь перезимовать?
Что необходимо сделать?
- Обратиться за информацией к различным источникам (познавательной, художественной, методической литературе, статьи в журнале «Юный натуралист»);
- Разработать проект;
-Пополнить РППС по теме проекта : альбом «Зимующие птицы»; сделать подборку дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста (д/и «Птичья столовая», д/и «Чьи следы?» и т. д, изготовить опорные карточки с изображением птиц; изготовить картотеку загадок о птица; изготовить шапочки для театрализованных игр;.
-Составление плана бесед с воспитанниками
-Составление конспектов НОД.
Родители Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей. Составления опросника для родителей.
Подбор консультаций, наглядной информации, памяток для родителей.
II этап – основной
Дети Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Расширение знаний дошкольников о зимующих птицах через все образовательные области: познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
социально-коммуникативное развитие,
физическое развитие.
,
. • Познавательное развитие
Беседы: «Что вы знаете о зимующих птицах», «Зачем помогать птицам зимой?», «Меню птиц».
Формирование целостной картины мира:
ОД «Зимующие птицы».
Решение проблемной ситуаций – «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?»
Д/ и: «Чей хвост?», «Птичья столовая», «Чьи следы?», «Четвертый лишний».
Опорные карточки с изображением птиц.
Наблюдения за птицами во время прогулки :
за синицами, за вороной, за голубями и
галками ;какие птицы прилетают на
кормушку, а какие на участок.
Исследовательская деятельность: «Чьи это следы на снегу?».
ФЭМП
ОД «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?».
Д/ и: «Один- много». «Посчитай птиц»,
«Какая птица улетела?».
• Речевое развитие
ОД «Зимующие птицы» (составление рассказа с опорой на схему).
Д/и «Хорошо – плохо», «Что лишнее», «Назови правильно», «Угадай птицу по описанию», «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Кто самый внимательный».
Выставка книг, энциклопедий.
Чтение художественной литературы:
А. Барто: «Воробей», «Вороны»;
С. Маршак: «Вороны»;
Н. Носов: «Дятел», «Вежливая галка», Синичка необыкновенная»;
В. Бианки: «Кто чем поет» (сказка);
Сухомлинский: «О чем плачет синичка»,
М. Горький: «Воробьишко».
Сказки: «Воробей и горошина», «Как сойка едой запасалась», «Почему у сороки длинный хвост?»
Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»
Чтение стихов,загадок по теме проекта, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
• Социально-коммуникативное развитие
Д/и «Чьи следы?»;
Н/и «Домино»(птицы, «Лото», «Разрезные картинки»
С/ р игра: «Птичий двор;
Театрализация: «Где обедал воробей?»;
Словесные игры: «Четвертый лишний», «Хорошо-плохо».
Трудовое воспитание:
Изготовление кормушек, чистка кормушек от снега, подкормка птиц.
• Физическое развитие
Подвижные игры: «Перелет птиц», «Воробьишки и кот», «Воробьишки и автомобиль», «Зимующие и перелетные птицы», «Совушка».
Физ. Минутки на НОД: «Воробушки», «Снегири», «Вот под елочкой».
Пальчиковая гимнастика: «Где обедал воробей», «Кормушка», «Птички».
Дыхательная гимнастика. : «Дятел», «Ворона».
Гимнастика для глаз: «Снежинки».
Утренняя гимнастика: «Птицы зимой».
• Художественно-эстетическое развитие
Лепка: «Птички прилетели на кормушку»
Рисование: раскраски о зимующих птицах.
Аппликация: «Птичка на ветке».
Конструктивно-модельная деятельность:
«Птички» (снегири).
Музыка: аудиозапись «Голоса птиц», слушание- «Песня про следы» из мультфильма «Маша и медведь».
Родители Заинтересовать родителей, показать актуальность направления. Привлечь родителей к совместной реализации проекта. Оказать помощь ребенку в создании творческого продукта. Консультации: «Кормушки для птиц своими руками», «Они остались зимовать, мы им будем помогать», «Зимующие птицы», «Наблюдения за зимующими птицами на прогулке : «Юные следопыты».
Акция: «Покормите птиц зимой».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы с ребенком тему недели?»
Задание родителям: совместно с ребенком сделать кормушку, помочь детям подобрать корм для птиц.
Беседа с детьми о зимующих птицах, подкормка птиц в зимний период во время воскресных прогулок, чтение художественной литературы по теме, заучивание стихотворений и просмотр мультфильмов по теме в домашних условиях. Принести книги в детский сад.
.
III этап - заключительный
Дети
Формировать и обогащать первоначальные представления у детей о зимующих птицах.
• Выставка детского творчества по теме проекта.
• Проведение итогового мероприятия - театрализация «Где обедал воробей?».
• Анализ выполнения проекта.
• Подведение итогов проекта.
Родители Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Познакомить с результатами проекта.
• Оказание помощи в подготовке итогового мероприятия.
• Рекомендации родителям с перечнем художественной литературы, которую можно прочитать детям, с целью расширения знаний детей.
Результаты реализации проекта :
• Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, название, внешний вид, чем питаются).
• Пополнилась развивающая среда группы (литературой, иллюстрациями, стихами, загадками, рассказами о птицах, дидактическими играми, наглядным и игровым материалом).
• Дети стали любознательны, повысилась познавательная активность, коммуникативные навыки, творческие способности.
• Воспитанники и родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Заключение:
Проводя наблюдения за птицами, мы с детьми сделали следующие выводы:
В городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, галки, вороны, синицы, снегири, сороки. Редко появляются свиристели.
Зимуют в городе не все птицы, а только те, которые приспособлены к суровым погодным условиям.
Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. И человек может помочь перезимовать птахам, строя кормушки и подкармливая птиц.
Проект «Зимующие птицы» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая, познавательно-исследовательская деятельность, направленная на расширение кругозора детей и активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребенка. Общение ребенка с природой воспитывает в нем глубокое чувство любви к своей Родине. Оно обогащает детей чувствами нравственности, доброты, любви, учит наблюдательности, развивает мышление и воображение, помогает осознать то великое, что кроется за словом «Родина».
Список литературы:
1. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» М., 2002
2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» М., 2016
3. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»
4. Маханева М. Д. «Экологическое развитие детей дошкольного возраста» М., 2004
5. Долгова Т., Кравченко И. «Прогулки в детском саду» .