Нина Шайтанова
Экологический проект для дошкольников «Лесная красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для дошкольников «Лесная красавица».
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Темочки:
- Дикие животные. Проекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Актуальность
Сегодня цель развития ребенка - развитие его как целостной личности. На сегодняшний день всем ясно, что современных детей необходимо учить по-новому.
Особо остро, в последнее время, встала задача экологического образования населения, в связи с резким ухудшением состояния окружающей среды. Основу этого населения составляют дети, преимущественно дошкольники, так как именно в этом возрасте закладываются основы миропонимания и мировосприятия. Но встает определенная проблема: как представить довольно объемный пласт знаний, а самое главное реализовать его в деятельности детей, маленьких детей, познающие мир в игре?
Одним из перспективных метод является проектная деятельность, которая ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заданного пути.
Вид проекта : познавательно – творческий.
По сроку реализации проект краткосрочный : ноябрь-декабрь 2016 года
Участники: воспитанники средней группы №1, воспитатели, учитель-дефектолог, логопед, родители воспитанников.
Цель проекта :
– формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к природным богатствам родного края;
Задачи:
- способствование удовлетворению познавательных интересов дошкольника в области экологии;
- активизация познавательной деятельности дошкольника в природе;
- создание положительной мотивации изучения природы через игру;
- активизация исследовательской деятельности в природе;
-способствовать развитию творческих способностей, воображению детей, развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.
- способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
Основными предпосылками для разработки и принятия проекта «Лесная красавица» является совокупность следующих факторов:
- изменение приоритетных целей и задач в образовательной программе дошкольного образования с учетом ФГОС;
- гуманизация экологического образования и воспитания дошкольников;
- необходимость опережающего развития науки и экологического образования как главной предпосылки устойчивого развития общества.
Основные этапы:
Первый этап. Подготовительный:
1. Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей на основе анализа методико-педагогической литературы.
2. Определить основные направления педагогической и коррекционной работы.
3. Подобрать дидактические и методические пособия.
4. Анкетирование родителей средней группы: «Какую елочку вы нарядите на Новый год (живую или искусственную?»
Второй этап. Основной.
• Мониторинг освоения детьми задач проекта.
• Организация непосредственной образовательной деятельности.
• Интеграция (решение коррекционных задач в процессе образовательной деятельности).
• Беседы, экскурсии.
Беседа на тему: «Ёлочка наряжается». Знакомство с традициями украшения ёлочки к празднику.
Рассматривание иллюстраций с изображением различных елей (голубые, высокие, низкие, пушистые)
Беседы о необходимости сохранения елок и способах их замены проведены с ребятами. Во время бесед установлено, что дети знают и понимают, что вырубка елей в запрещенных местах наносит большой вред природе, многие семьи устанавливают на Новый год искусственные елки или ставят в вазу несколько еловых веток, которые украшают игрушками.
• Организация тематических консультаций, выставок детей и родителей.
• Участие детей и родителей в различный творческих конкурсах (рисунки, поделки, изготовление елочек для утренника.
Третий этап. Заключительный.
• Подведение итогов реализации проекта.
• Сравнительный анализ по развитию творческих способностей детей.
• Итоговое мероприятие – праздник посвященный Новому году.
• Повторное анкетирование родителей. Сравнение результатов.
Выводы: по результатам анкет 5 семей пересмотрели свое решение в пользу сохранения елочки – природного богатства заменив её на искусственную. Это обстоятельство очень радует нас, значит, проделанная работа не прошла зря.
• Мониторинг реализации проекта.
Основные формы реализации проекта :
-познавательные экологические занятия;
- игры – конкурсы;
- игры – путешествия;
- творческие мастерские;
- наблюдение;
- беседа;
- совместная работа с родителями.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, изобразительной, художественной - эстетической и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Реализацию данного проекта начали с вступительного мероприятия, на котором ребятам показали презентацию о природе, о современном её состоянии, о значении окружающего мира для каждого из нас, о том, что мы с вами сами являемся частью природы. Дети совместно с педагогами приходят к выводу, о том что о природе они знают недостаточно, что необходимо беречь природу, в частности, деревья. Это и послужит проблемной ситуацией, которую необходимо разрешить.
Затем началась непосредственная работа над проектом. Начали ее с организации экскурсии в парк, где ребята рассматривали, какие деревья растут на севере, сравнивали хвойные и лиственные.
В рамках проекта детям была представлена следующая художественная литература:
-сказки: «Сказка о ёлочке, которую не срубили» (А. Сожан, «Сказка про ёлочку» (М. Шкурина, «Ёлочка» (Г. Х. Андерсен.);
-стихи: «Лесная красавица» (Т. Волгина, «Искусственная ёлка», К. Ибряева, «Приглашаем в лес на ёлку», «В снегу стояла ёлочка…» (С. Михалкова, «Живи, ёлочка» (И. Токмаковой).
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключили родителей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.
На коррекционных подгрупповых занятиях:
- рассматривание и сравнение еловой и сосновой веток;
- различные упражнения на развитие зрительного восприятия, прослеживающей функции зрительных мышц;осязания и мелкой моторики, зрительно-моторной координации; пространственной ориентировки;
- изготовление елочек и елочных игрушек.
Основные принципы проекта :
- индивидуальность и учет возрастных, психологических особенностей детей;
- принцип развивающего обучения;
- преемственность;
- наглядность и доступность;
- сотрудничество;
- интегративность;
- систематичность;
- творчество и самостоятельность;
Перспективность проекта
Проблемы окружающей среды имеют сегодня первостепенное значение, поэтому экологическое воспитание дошкольников вышло на первый план. Освоение экологической культуры во многом зависит от формы подачи знания. Поэтому подобного рода проекты являются хорошим подспорьем, открывающим массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников. Экологическая деятельность проходит преимущественно в игровой форме, что позволяет детям чувствовать себя более комфортно и объем знаний, который предстоит охватить, усваивается намного быстрее и прочнее. Плюс ко всему проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала. Касаемо данного проекта, хочется отметить, что это не только всё выше указанное, но ещё и практичность, гибкость и переносимость. Правильно организованная развивающая среда является методом экологического воспитания : она, прежде всего, приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях и животных, находящихся в одном с ними жизненном пространстве.
Данный проект открыл удивительный мир еловых красавиц. Он поспособствовал к размышлению – стоит ли рубить зеленую красавицу ради новогодних праздников. Помог ответить на вопросы: Зачем нужны ели? Что будет, если на свете не станет елей? Как можно помочь сохранить ели? И на многие другие вопросы.
Проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Подводя итоги своей работы, можем сделать вывод: мы добились поставленной цели, воспитанники узнали много нового и интересного о зеленой красавице, об ее значении в природе и жизни человека. Считаем, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения елей.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью ребенка, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.