Наталья Карцева
Экологический проект «Коль будет человек с природою дружить, на свете сразу станет легче жить» для старших дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта:
«Коль будет человек с природою дружить, на свете сразу станет легче жить».
Тематическое поле: формирование познавательного интереса и экологической
культуры у дошкольников
Проблема, сформулированная детьми и воспитателями: снижение интереса и равнодушное отношение к природе.
Цель проекта:
Взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в формировании познавательного интереса и экологической культуры дошкольников.
Публикация «Экологический проект „Коль будет человек с природою дружить, на свете сразу станет легче жить“ для старших дошкольников,» размещена в разделах
Задачи для детей и родителей:
-способствовать развитию детской фантазии;
- формировать бережное отношение к природе;
-воспитывать культуру поведения в естественной среде;
Задачи для воспитателей:
-подведение детей к пониманию определенных
закономерностей,
-существующих в природе;
-формирование элементарных обобщенных понятий; развитие мотивации познавательно-исследовательской деятельности;
-осуществить выбор личностно-значимых содержания и форм работы, способных заинтересовать воспитанников, побудить их к принятию цели деятельности, поиску путей ее достижения;
-выявить мотивационные основы всей предстоящейработы и отдельных ее этапов, мотивы включения в деятельность отдельных детей;
-установить способы приобретения дошкольниками соответствующего опыта, логику организации взаимодействия участников образовательного процесса, способов самореализации для каждого ребенка и взрослого, тактику оказания помощи в «открытии себя в определенных видах деятельности.
Итоговое мероприятие: Участие в Всероссийском конкурсе-игре для дошкольников «Человек и природа»
Результат работы над проектом, полученный воспитателями:
- изменение отношения родителей к проблеме экологического воспитания дошкольников;
- осознание детьми и родителями своей причастности к природе (понимание определенных закономерностей, существующих в природе); -развитие мотивации познавательно- исследовательской деятельности в вопросе формирования экологического сознания дошкольников.
- дополнительные материалы по экологическому воспитанию.
Тип проекта: групповой, информационный.
Разделы программы, содержание которых включено в проект:
физическое развитие;
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:
Информация комитета по экологии при Администрации Александровского района о Экологической обстановке в районе.
Количество детей, участвующих в проекте,
18 человек.
Время реализации проекта: 14 дней. Накопление информационного материала в течение года.
Материально-технические ресурсы: интернет, ИКТ, магнитофон, проектор, альбомы, картины, книги, атрибуты для сюжетно-ролевых и подвижных игр, наглядная информация для детей и родителей.
Планируемое время и деятельность детей, воспитателей и родителей на различных этапах осуществляемого проекта.
Этап Содержание деятельности воспитателей Содержание деятельности детей Содержание деятельности родителей
Поисковый
День 1-4-ый Подбор информации и литературы о природе родного края. Поиск информации оприроде Малой родины.
Аналитический
День 5-7-ой 1. Подготовка, проведение анкетирования детей и родителей. 2. Анализ результатов. Участие в анкетировании Участие в анкетировании
Практический
День 8-13-ый 1. Разработка перспективного плана всего проекта. 2. Подготовка к участию во Всероссийском конкурсе- игре «Человек и природа»
1. Беседа о природе родного края
2. Экскурсии, мини-походы, целевые прогулки с экологическим содержанием.
3. Наблюдения в природе (распознающее, сравнительное, дедуктивное, длительное)
4. Познавательно-исследовательская деятельность детей (опыты на природе) 5. Продуктивная деятельность экологического содержания. 1. Участие в выставках рисунков, поделок из природного материала, бумагопластика.
2. Участие в акции «Оставь память о себе» (посадка на территории ДОО цветов, кустарников, деревьев.
3. Участие в смотре-конкурсе ДОО «Лучший участок к летне- оздоровительному сезону.
Презентационный
День 14-ый Доступное донесение информации детям в ходе проведения конкурса. Участие детейв
Конкурсе-игре «Человек и природа». Презентация участка группы.
Контрольный Анализ результатов конкурса-игры. Подведение итогов и вручение подарков и сертификатов. 1. Информация для родителей в родительском уголке. 2. «Сладкий стол» (чаепитие в группе детей вместе с родителями, вручение сладких призов.
Форма проведения презентации:
Проведение Всероссийского конкурса-игры для дошкольников «Человек и природа».
Задачи воспитательно - образовательного процесса:
Образовательные области Задачи
Воспитательная Развивающая Обучающая
Физическое развитие
1. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
1. Развивать наблюдательность, выносливость в ходе экскурсий, походов, целевых прогулок. 1. Познакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе. 2. Формировать навыки, необходимые для проведения экологических игр.
Социально - коммуникативное развитие
1. Воспитывать чувство коллективизма.
1. Развивать доброту, любовь к природе, коммуникативные навыки. 2. Развивать стремление преодолевать трудности при достижении успешного результата. 1. Учить при взаимодействии друг с другом приходить к единому решению в процессе выполнения игрового задания.
Познавательная
Расширять представления о природе. 1. Развивать наблюдательность и познавательный интерес к явлениям природы.
1. Учить умению наблюдать за происходящим в природе, выявлять закономерности, находить объяснение наблюдаемому.
Художественно-эстетическая 1. Воспитывать эмоциональный отклик на происходящее в природе.
1. Развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепка ручной труд).
2. Развивать мелкую моторику рук.
1. Знакомить с произведениями художественной литературы о природе. 2. Закреплять правила безопасной работы с ножницами, клеем, пластилином, красками.
Речевая
1. Воспитывать умение употреблять в речи конструкции-предложения, сравнения, противопоставления. 2. Побуждать при помощи интонации выражать настроение. 1. Развивать Воображение, связную речь, побуждать к фантазированию. 2Учить выражать свои фантазии в словах.
1. Обогащать словарный запас детей. 2. учить отвечать на вопросы по результатам увиденного.
Экологические игры для старших дошкольниковI игра
Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать. Для этого достаньте из красного квадрата карточки деревьев и кустарников и выложите в порядке прочтения загадок, затем из синего конверта достаньте изображение веток и плодов этих деревьев и кустарников и подберите к каждому растению его ветку и плоды.
Зимой и летом зелена,
В лесу живет она,
А на ней иголки
И коротки, и колки. (Ель)
Я родственник сосны,
Такой же величавый.
Но шишечки мои
Вкуснее и ценнее. (Сосна кедровая сибирская)
В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
У меня длинней иголки,
Чем у ели.
Очень прямо я расту в высоту. (сосна обыкновенная)
Северная роза, вся в цветах,
Красные ягоды на ней висят. (Шиповник)
II игра
На столах лежат карточки с изображением грибов и ягод. Среди съедобных грибов и ягод, спрятаны ядовитый гриб и ягода. Обводите фломастером ядовитый гриб и ягоду.
Съедобные грибы и ягоды: подосиновик, подберезовик, белый гриб, лисички, малина, земляника, клюква, черника.
Несъедобные грибы и ягоды: бледная поганка, вороний глаз.
III игра
На столах лежат карточки с изображением овощей: морковь, лук, картофель, свекла, редис. (вершки и корешки отдельно). Ребята подберите к каждому корешку свой вершок, соединяя их стрелками.
IV игра
На каждом столе лежит конверт, в котором находятся карточки с изображением голов и хвостов диких зверей. Сейчас мы проверим, знаете ли вы ребята, зверей, обитающих в нашем крае. Для этого, достаньте из конверта карточки, и выложите их на столе, присоединяя к голове животного его хвост.
(заяц, медведь, рысь, олень, лиса, белка, волк, барсук)
V игра
На столах лежат конверты, в которых находятся карточки с изображением рыб и 5 разноцветных квадратов. Достаньте их из конверта. Я вам буду называть рыб, а вы должны найти эту рыбу на карточке и накрыть ее квадратом определенного цвета. (щуку синим квадратом, ерша – желтым, окуня – розовым, карася – зеленым, золотую – оранжевым)
VI игра
На столах лежат карточки с изображением животных расположенных в три ряда. Ваша задача найти в каждом ряду «лишнее» животное, по какому либо признаку и зачеркнуть его.
VII игра
На столах лежат карточки с изображением 4-х времен года. Достаньте из конверта карточки с признаками времен года. К каждому времени года подберите 3 картинки с их приметами.
VIII игра
На столах лежат карточки с изображениями объектов живой и неживой природы. Посмотрите внимательно на них и обведите фломастером объекты живой природы.
IX игра
На столах лежат карточки с изображением солнца, снега и птиц (гусь, журавль, ворона, синица, сова, ласточка, утка, снегирь). Посмотрите внимательно на карточку и соедините стрелками перелетных птиц с изображением солнца, а зимующих с изображением снега.
Перелетные птицы: гусь, журавль, утка, ласточка.
Зимующие птицы: ворона, синица, сова, снегирь.
X игра
На столах лежат картинки с изображением животных (еж, птица, бабочка, гриба мухомора, растения ландыш. Я сейчас буду зачитывать правила поведения в природе. Ваша задача заключается в том, чтобы определить о ком или о чем идет речь и выложить соответствующие картинки в порядке очередности зачитывания вопроса.
Правила поведения в природе:
Не приноси их домой, но всегда бережно относись к ним.
Будь внимателен: не трогай их руками, не сбивай, не растаптывай. Они нужны животным.
Не забывай: примятая трава, сломанная ветка, неосторожный шорох могут спугнуть ее, и она бросить его.
Помоги природе не терять красоту: не рви их в лесу, на лугу. Букеты составляй из тех растений, которые выращиваются человеком.
Не лови их! Они украшают природу и опыляют растения.
Ответ: еж, мухомор, птица, ландыш, бабочка.
Игры по экспериментированию с детьми
Опыты с почвой и ветром Опыт №1
Цель опыта: Показать, что в почве есть воздух.
Содержание опыта: Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Опыт №2
Цель опыта: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Содержание опыта: Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше — в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека, обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта. Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха «под тропинкой» меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Опыты с водой
Опыт №1
Содержание опыта:
1. Показать детям, что вода не имеет формы. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Показать это детям, налив ее в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.
Опыт №2
Содержание опыта:
1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса. Вода не имеет вкуса. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой - сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Опыт № 3
Содержание опыта:
1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета. Вода не имеет цвета.
Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Опыт № 4
Содержание опыта:
1. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет запаха. Вода не имеет запаха. Спросите у детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли).
Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Опыт № 5
Содержание опыта
1. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: лист бумаги, хрустальный бокал.
Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.
Опыты с магнитом и солнечным светом.
Опыт № 1
Содержание опыта
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.
Опыт № 2Содержание опыта
Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Взрослый ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу. Предположения проверяют, поднося один магнит к другому, подвешенному на нитке (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся; магниты могут притянуться или оттолкнуться, в зависимости от того, какими полюсами подносить их друг к другу).
Анкета для родителей«Экологическое воспитание дошкольников»
Уважаемые родители!
Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации эколого – познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников. Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей, педагога дополнительного образования с детьми по экологическому воспитанию.
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
• Да
• Нет
• Не знаю
2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
___
___
___
3. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?
• Да
• Нет
• Не знаю
4. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?
• Беседы с ребенком о природе
• Подкормка птиц
• Отдых на природе
• Наблюдение за природными объектами
• Чтение художественной литературы природоведческого содержания
• Другие формы___
5. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?
• Высоки
• Средний
• Низкий
6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
• Да
• Нет
7. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников___
___
8. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников? ___
Благодарим Вас за участие!
Консультация для родителей по экологии «Правила поведения в природе»
Для сохранения целостности связей живого со средой обитания следует оставлять животных и растения в привычных условиях, к которым они приспособились.
Птицам для полёта нужен простор. Им тяжело приспособиться к домашним условиям, поэтому они быстро гибнут. Все животные живут группой или семьёй, поэтому не нужно разрушать эту семью. Необходимо пресекать неправильное поведение сверстников, уметь объяснить, почему нельзя выносить животное или растение из привычной среды обитания.
Жизнь растений и животных изменяется по сезонам. При общении с живыми существами важно учитывать особенности их сезонного состояния. Зимой растения очень хрупкие и незащищённые, чем летом, и для них небезопасно, когда дети играют близко к ветвям, располагают снежные городки на месте цветника, газона, огорода. В этом случае ветки деревьев легко ломаются, а почва плотно утрамбовывается, зимующие почки повреждаются. Животные, особенно черепахи, ежи, хомячки, в зимний период малоподвижны или находятся в спячке. Не следует их тревожить, заставлять двигаться более активно. В весенний период животные наиболее подвижны, а нередко и агрессивны, некоторые даже могут кусаться. Этому должны научить ребёнка взрослые.
Детям вместе со взрослыми следует помогать живым существам, удовлетворять их потребности с учётом времени года:
Зимой:
- изготавливать кормушки и подкармливать птиц, в сильные морозы 3 раза в день, после снегопада обязательно очищать кормушки от снега;
- корни кустов и деревьев засыпать снегом;
- реже поливать комнатные растения;
- животных подкармливать витаминной пищей.
Весной:
- изготавливать для птиц скворечники и развешивать их во дворах, парках для привлечения птиц;
- убирать перегнившую листву;
- подрезать сухие ветки у кустарников и деревьев;
- к кустам подсыпать землю;
- производить посадку семян вместе с детьми;
- высаживать растения на клумбы.
Летом:
- поливать растения на огороде и клумбах;
- растения пропалывать и прореживать;
- рыхлить землю;
- в жаркие дни для птиц можно приготовить поилки с водой.
Осенью:
- собирать семена растений для посадки на следующий год;
- подкармливать многолетние растения;
- корни растений укрывать на зиму;
- готовить кормушки для птиц.
Одно из важных правил, это забота о своём здоровье (зимой тепло одеваться, не пить холодную воду на улице, не есть снег, закрывать двери в помещении, чтобы сохранить тепло; весной и осенью стараться не промочить ноги, летом не перегреваться на солнце). Выполнять правила поведения в экстремальных ситуациях, типичных для сезона: при граде быстро спрятаться под навес, при гололёде не бегать, смотреть под ноги и идти мелкими шагами, либо обходить обледенелые места.
Земля – общий дом всего живого, и человек – один из его жителей, взаимосвязанный с другими. Давайте, будем соблюдать правила предписанные нам природой
Памятка для родителей "По экологии"
"Прогулка в Природу"
Подготовка к прогулке:
- определить маршрут и задачу (что увидим, куда пойдем);
- подготовить игры для отдыха, обсудить их с ребенком;
- подготовить предметы для сбора коллекций (банки, сачок, коробки, пакеты).
Поездка в лес:
- обратить внимание ребенка на погоду, описать ее (небо, свет, настроение, растения);
- понаблюдать за изменением местности (что видим вокруг, характер дороги, повороты, смена пейзажей, рельефа).
Прогулка в лесу:
- на опушке леса обратить внимание на настроение и чувства, запахи, общий вид леса: какие видим деревья, траву, цветы, тропинки, оттенки зелени, окружающую местность;
- в лесу послушать шум, пение птиц, наблюдать изменение картины в разных участках леса. Останавливаться у интересных деревьев, пеньков, растений; наблюдать за птичками, бабочками, муравьями, рассматривать их; сравнивать увиденное, чувствовать и видеть красоту и поэтические образы в окружающих явлениях.
Отдых на полянке:
- найти красивую полянку и организовать место для отдыха;
- рассмотреть полянку, кустарники и деревья с разных мест;
- организовать сбор коллекций;
- организовать игры,
Путь из леса
Для возвращения выбрать другую дорогу, желательно с водоемом или рекой, где можно купаться или наблюдать за водными растениями, берегом, течением воды, ее цветом, красотой, запахами.
Беседа о прогулке
По дороге домой, пока впечатления еще сильные и чувства переполняют ребенка, организовать беседу об увиденном (Что понравилось? Почему: Что больше запомнил? Что удивило? Что нового увидел? Какая погода? Животные? Растения? Воздух? Где было красивее? Что делали? Что собрали? Как менялось настроение? Как шумит лес? Какие запахи)
Занятия дома:
• обработка коллекции (прогладить листья, засушить цветы, сложить камни, оформить букет) Выполняя работу, обучайте ребенка рассматривать предметы коллекции, любоваться ими, отмечайте особенности, сравнивайте с другими предметами или явлениями, называйте форму, цвет, величину, пространственное расположение деталей и особенностей поверхности;
• поделки из природного материала, собранного на прогулке игрушки, макеты, икебаны, аппликации;
• подбор книг о природе, чтение, рассматривание картинок;
• рисование и лепка на природную тему.
Беседа о диких животных"
Вариант 1: беседа строится на основе рассматривания иллюстраций, фотографий, книг, журналов с изображениями диких животных.
Вариант 2: беседа строится в условиях зоопарка, парка, леса, сада заповедника.
Вопросы родителей
• Как называются эти животные?
• Где они живут?
• Опиши их внешний вид.
• Каковы они по характеру и по повадкам?
• Какие ощущения ты испытываешь при виде и общении с этими животными?
Такие беседы с ребенком способствуют усвоению новой информации. Дополнительно можно по делиться своими впечатлениями от встречи с этими животными, познакомить ребенка с неизвестными ему животными. При описании их сравнивают с другими животными.
В ходе беседы можно загадать ребенку загадки:
— Рыжая, с длинным пушистым хвостом, живет в лесу в норе.
— Длинные уши, прыгает, короткий хвост, спит под елочкой и в ямках.
— Долбит дерево длинным носом в красной шапочке.
— У него есть свой шланг, из которого он обливается, когда жарко и есть два веера, которыми он машет. Он большой и умный.
— Зеленый, живет у реки, похож на бревно. У него большая пасть и острые зубы.