Светлана Банных
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Зеленые инженеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Золотой ключик»
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет
«Зеленые инженеры»
Выполнил:
Воспитатель 1 кв. категории
Банных Светлана Ивановна
Г. Сысерть, 2018 г.
Краткая аннотация к проекту :
Публикация «Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста „Зеленые инженеры“» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы.
Проект «Зеленые инженеры» - долгосрочный (рассчитан на 1 год). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально- положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту. Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.
Актуальность темы:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта :
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта :
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
• Охранять и укреплять здоровье детей.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
1. Апробация содержания краткосрочного проекта “Чистый мир”.
2. Проведение мероприятий в группах.
3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап
1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2. Фотомонтаж.
3. Подведение итогов.
4. Презентация проекта.
Участники проекта :
• дети старшей группы;
• воспитатели;
• родители.
Срок реализации проекта : сентябрь 2016 – май 2017 г.
Принципы реализации проекта :
• Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
• Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
• Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
• Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
• Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
• Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.
Формы реализации проекта :
• Экологические занятия.
• Наблюдения и экологические экскурсии.
• Познавательное чтение.
• “Уроки доброты”.
• Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
• Природоохранные акции.
• Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.).
3. Библиотечка юного эколога.
4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
Основные мероприятия по реализации проекта
Раздел Основные мероприятия по реализации проекта
Работа с воспитанниками Игры – занятия с детьми познавательного характера
Проведение опытов и экспериментов в лаборатории «Опыты»
Чтение художественной и познавательной литературы
Продуктивная деятельность детей
Инсценировки и театрализация на экологическую тематику
Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры - путешествия
Проведение экологического занятия «Земля – наш общий дом»
Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки по теме)
Проведение прогулок, экскурсий
Работа с родителями Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике)
Фотовыставка
Организация просмотра тематических видеофильмов, слайд фильмов («Флора и фауна»)
Методическое сопровождение Подборка наблюдений в природе
Цикл наблюдений за животным и растительным миром для детей дошкольного возраста
Подборка художественной литературы по экологии
Подборка литературы познавательного характера
Конспекты поисково – познавательных занятий
Сценарии досугов и развлечений экологическо – познавательного характера
Консультационный материал по теме
Консультационный материал для родителей по теме