Галина Дудина
Конспект занятия по познавательному развитию «Экологический транспорт» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект нод по познавательному развитию «Экологический транспорт»(Дудина Г. Ю.)
Цель: закрепление и обобщение знаний детей о транспорте.
Образовательные задачи: познакомить с историей возникновения транспорта, раскрыть значение транспорта для людей, познакомить с экологически чистым транспортом, закреплять знания о правилах дорожного движения.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Экологический транспорт“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие задачи : активизировать и обогащать словарный запас по теме,
развивать у детей логическое и ассоциативное мышление, внимание, память, смекалку и речевую активность.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познавательным знаниям.
Предварительная работа: прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, беседы, чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме, рисование на тему: «Транспорт будущего»
Оборудование: мультимедийное оборудование, стулья по количеству детей, картинки с разными видами транспорта, разрезные картинки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии нас ждёт интересное путешествие в прошлое. В гостях у нас инспектор ГИБДД Панченко Сергей Владимирович.
О чём пойдёт речь, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Есть и водный, и воздушный, тот, что движется на суше,
Грузы возит и людей. Что это? Скажи скорей! (Транспорт).
Догадались. Молодцы! Сегодня мы узнаем много интересного о транспорте : как он появился, для чего нужен. А вы не задумывались, были ли машины много лет назад? Как они выглядели? Хотите узнать, как они появились?
2. Основная часть.
Слайд 2
Много, много лет тому назад люди носили грузы на себе. Это было очень тяжело. Человек мечтал о помощнике. Первым таким помощником оказалась лошадь. Человек изобрёл колесо. Люди построили повозки на деревянных колёсах. В повозки стали впрягать лошадей.
Слайд 3
Позже появились кареты. Четырёхколёсные, закрытые, они могли перевозить много людей, их вещи: багаж, почту. Но на большие расстояния кареты без остановок ездить не могли, потому что и лошади уставали (не могли обходиться без воды и пищи, и люди уставали от тряской езды.
Слайд 4
Появилась паровая машина. И это необычное изобретение человек назвал «автомобиль».
Едет такая машина по городу, на ней медный котёл подвешен, а водитель сидит на скамейке и крутит руль. Проедет немного - остановится. Это значит: пар в котле кончился. Нет пара – машина не работает. Приходилось водителю слезать с машины, разжигать топку и кипятить воду. Такая машина была неудобна, т. к. топилась дровами, котёл мог взорваться, что создавало опасность для шофёра и пешеходов.
Слайд 5
Паровые машины стали ездить по железной дороге и назвали их паровозами. В топке паровоза сжигали уголь, чтобы паровоз мог двигаться.
Слайд 6
По морям поплыли пароходы. Они тоже двигались при помощи угля.
Слайд 7
Вскоре на смену паровой машине пришёл первый автомобиль, у которого был мотор, и он заправлялся бензином. У этой машины колё са были разные:
2 больших задних колеса и 1 маленькое переднее. Позже у автомобиля появилась крыша, колёса сделали одинаковыми по размеру, и их стало 4. Для прочности деревянные колёса обтянули железными обручами, но не было ни дверей, ни стёкол. Такие машины часто ломались. Постепенно у машин появились двери, стёкла. Они стали перевозить больше пассажиров, но самое главное: на колёса надели резиновые надувные шины.
Слайд 8
С каждым годом бензиновых автомобилей становилось всё больше. Менялся их внешний вид, улучшалась конструкция, возросла скорость движения, машины стали более удобными как для шофёра, так и для пассажиров.
Слайд 9
Человеку очень хотелось подняться в воздух. Впервые это удалось сделать на шаре, наполненном тёплым воздухом или газом, который был легче воздуха. По такому же принципу летали и дирижабли. Затем появились аэропланы – так назывались первые самолёты. Техника усовершенствовалась, самолёты стали летать на всё более дальние расстояния. Появились пассажирские самолёты.
Слайд 10
Современный транспорт очень удобный, быстрый, красивый. А для чего он нужен? Какую пользу он приносит человеку? А как вы думаете, он не приносит никакого вреда?
Слайд 11
Об асфальт, сжигая шины,
Газом кашляют машины.
Сколько гари, сколько дыма,
Просто невообразимо!
Транспорт загрязняет воздух выхлопными газами.
Автомобиль своим дымом и шумом наносит вред природе т. к. после сжигания бензина выделяется газ, который вреден и для людей, и для животных, и для растений.
Что же делать? Задумались люди. Нужно сделать такой транспорт, который не загрязнял бы окружающую среду, не портил воздух, а был бы экологически чистым. И они придумали. Что за транспорт? Отгадайте!
Я конечно транспорт умный,
Быстрый и почти бесшумный.
Я по рельсам не стучу,
Я колесами кручу,
Без бензина обхожусь,
Я весь день для вас тружусь.
Вот беда! Отключен свет, -
Мне без света хода нет (троллейбус).
Слайд 12
Выглядит троллейбус как обычный автобус, но с «усами» на крыше. Это токоприемные штанги. Троллейбус ездит почти бесшумно, не грохочет, не выделяет отравляющих выхлопных газов.
Идет по рельсам он всегда,
И держится за провода.
И всякий раз звонок дает,
Что отправляется вперед (трамвай).
Слайд 13
В настоящее время трамваи есть во многих городах. Электрический ток для трамвая тоже поступает по проводам. Обычно трамвай состоит из одного-двух вагонов. Двигается он быстро, но если вдруг на линию перестает поступать электричество - все трамваи останавливаются.
И троллейбус и трамвай работают от электричества и предназначены для перевозки пассажиров. Это общественный транспорт и он экологически чистый.
Слайд 14
От электричества работает и электромобиль.
Слайд 15
А это электроскутер.
Слайд 16
Гироскутер тоже работает на электричестве. Любой транспорт, работающий при помощи электроэнергии, не загрязняет воздух и является экологически чистым транспортом.
Слайд 17
Моноколесо (сегвил) – электрический самокат, имеющий только одно колесо и подножки, расположенные по обе стороны от него. Управление транспортным средством происходит посредством изменения наклона тела: при отклонении назад моноколесо тормозит или меняет направление, вперед – ускоряется.
Слайд 18
В настоящее время выпускаются воздухомобили. Так называются автомобили, для работы которых используется сжатый воздух. Зарядить его можно компрессором на любой заправке. Такой автомобиль использует только воздух, не нанося вреда окружающей среде.
Слайд 19
Придумали люди и автомобили, которые работают на солнечных батареях. На крыше автомобиля размещаются фотопанели, которые и снабжают мотор солнечной энергией.
Физминутка:
А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Мы – шоферы!»
(дети должны показывать движения).
«Едем, едем на машине, (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли («дворники»)
Вправо, влево чистота! Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы – шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх).
Мы забыли ещё один вид транспорта :
Сам не едет, не идёт,
Не подержишь – упадёт.
А педали пустишь в ход,
Он помчит тебя вперёд.
Что это такое?
Слайд 20
– Правильно, ВЕЛОСИПЕД. Велосипед - самое доступное средство передвижения. Для того, чтобы ехать на велосипеде, не требуется никакого топлива. Только крути педали! Наступила весна и пришла пора кататься на велосипедах. Многие думают, что велосипед - не машина, сел и кати куда хочешь, правил знать не нужно. Но это не так. Велосипед - это транспортное средство, и для езды на велосипеде есть свои правила безопасности и чтобы с вами не случилась беда, нужно всегда выполнять правила дорожного движения. Сегодня о правилах юного велосипедиста нам расскажут наши ребята-ЮПИДОВЦЫ.
Выступление команды ЮПИД
Ребё нок: Вас приветствует агитбригада детского сада №12 «Сказка»
Ведущий: Одну простую сказку, а может и не сказку
О правилах движения хотим мы рассказать
Ведь если их нарушишь – и в этом нет сомнения
Быть может очень плохо, что можно доказать.
Далее дети инсценируют стихотворный текст.
Ребё нок: -Муха, Муха –Цокотуха
Позолоченное брюхо
Муха денежку нашла.
Пошла Муха в спорттовары
И купила тот предмет,
Что зовут велосипед.
Муха: - Я по улице качу
Словно птица я лечу,
Словно птица я лечу
И качу, куда хочу.
Не нужны мне светофоры
Знаки тоже не нужны.
Нынче Мухе-Цокотухе всё дозволено!
Все дети: Нет! Не дозволено!
Ребё нок: Приходила к Мухе бабушка Пчела
Правила движенья Мухе принесла:
Пчела: Мухе правила Движенья
Я даю без промедленья.
С ними, Муха, подружись,
Уж потом за руль садись.
Муха: Дорогие гости, помогите
Правила для мухи объясните!
Пчела: - У тебя – велосипед
Здесь кабины с крышей нет.
И кататься потому,
Можно только одному.
1. – Велосипед педальный
Не для прогулки дальней!
Внутри двора его пути,
А на дорогу – не кати!
Круг окрашен в красный цвет,
А внутри велосипед.
Этот знак всем говорит:
«Велосипеду путь закрыт!»
2. Там где нет автомобилей,
Можешь смело ехать ты.
Для тебя всегда открыты
Стадионы и дворы.
Круг окрашен в синий цвет,
А в кругу велосипед.
Веселей, дружок, кати,
Лишь педалями крути!
4. За своим велосипедом
Нужно строго наблюдать.
Пусть поможет тебе взрослый
Все колеса накачать.
И проверит тормоза,
Ведь без них никак нельзя!
5. Даже если упадешь,
В них ты шишек не набьёшь.
Наколенники и шлем
Непременно нужны всем.
Муха берёт и надевает шлем и наколенники.
Муха: Эти правила движенья
Буду строго соблюдать,
Как таблицу умножения
Без ошибок выполнять.
Ведущий: Мораль у этой сказки, а может и не сказки
Поймет, конечно, каждый, кто хочет долго жить
Ведь правила движенья достойны уважения
Их помнить очень важно, их надо всем учить!
Ведущая: Спасибо ребята за ваши советы. Оставайтесь с нами.
А теперь давайте, ребята, поиграем.
Игра «Собери транспорт» (собрать разрезанные на части картинки с изображением транспортных средств) – кто быстрее.
Игра «Найди экологически чистый транспорт» (выбрать и поместить на магнитную доску картинки с изображением экологически чистого транспорта)
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята! Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? О каком транспорте мы с вами сегодня говорили?
А сейчас мы отправимся на выставку «Транспорт будущего».
Дети подходят к «выставке» рисунков и рассказывают о нарисованном ими транспорте.