ИРИНА КАРБАИНОВА
Экологический проект «От семечка до цветка» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
«От семечка до цветка»
для старшего дошкольного возраста
Автор: воспитатель старшей
разновозрастной группы
Карбаинова Ирина Сергеевна
2017 г.
Тип проекта : экологический, исследовательский, познавательно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный (апрель – сентябрь).
Участники: дети группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Экологический проект „От семечка до цветка“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цветы справедливо называют символом жизни, поскольку они олицетворяют собой красоту природы и ее щедрость. Невозможно ими не восхищаться. Они радуют глаз, создают ощущение благополучия и благоустроенности. Яркие, красивые, с приятным ароматом, цветы всегда привлекали и привлекают внимание взрослых и детей. На всю жизнь остаётся у человека любовь к цветам, привитая с детства, и где бы он ни жил – везде и всюду он будет разводить цветы.
Детский сад - это одно из первых звеньев, где ребёнок учится понимать природу, чув-ствовать её красоту, беречь её богатства. Дети испытывают потребность в общении с приро-дой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.
Дети - цветы жизни
Анастасия Раевская (отрывок)
Дети – цветы жизни,
Недаром так говорят,
Не нужно лишней здесь харизмы,
Все дети – наш цветущий сад.
Вот семена, обычные, простые,
Ничем не примечательны они,
Но можем вырастить таланты все такие,
Которыми смогли б гордиться мы.
С любовью, трепетно и нежно,
И вырастим мы с ним конечно,
Красивый, пламенный цветок.
Терпенья чуточку добавим,
Ну и конечно доброты,
И без вниманья не оставим,
Свои любимые цветы.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Потребность в новых впечатлениях – самая важная составляющая часть жизни ребенка. Из-вестный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребен-ка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продук-тивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».
В соответствии с этим, наш проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию не-возможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждать-ся ее ароматом.
В ходе реализации данного проекта дети узнают много новых слов – понятий и назва-ний. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства эмпатии.
Путем исследования мы познакомимся с садовыми растениями.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникатив-ные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошколь-ного обучения.
Организация труда дошкольника на участке создает условия для сознательного приме-нения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.
Гипотеза: если будет реализован проект, то у детей расширится представления о цветущих растениях, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к при-роде.
Цель проекта : создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельно-сти, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение де-тей в практическую деятельность по выращиванию цветов.
Задачи проекта :
Образовательные:
- обогащать и расширять знания дошкольников о разнообразии цветущих растений, их свя-зью со средой обитания;
- создавать условия для практического знакомства детей со строением и жизнедеятельностью растений;
- формировать умение устанавливать связи между состоянием растения и условиями окру-жающей среды;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объек-тов;
- обогащать словарный запас детей;
- создавать условия для развития трудовых навыков, взаимопомощи;
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами;
- воспитывать любовь к прекрасному;
- бережное отношение к природе.
Интеграция областей: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Предполагаемый результат:
- развитие познавательного интереса детей;
- расширение у детей представлений о цветах;
- положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, которая окружает ребён-ка и его готовность участвовать в практических делах (посадка, наблюдения и уход за расте-ниями).
- активное участие родителей в реализации проекта.
Описание этапов проекта :
1. Подобрать и изучить литературу;
2. Изучить варианты оформления цветочных клумб;
3. Составить план работы;
4. Ознакомить и заинтересовать родителей данным проектом.
5. Закупить и посеять семена;
5. Вырастить рассаду;
6. Высадить рассаду в открытый грунт;
7. Организовать уход за клумбами в течение летних месяцев;
8. Проанализировать выполненную работу;
9. Создать презентацию-отчёт «От семечка до цветка».
Методы реализации проекта.
Практические.
Создание развивающей среды, опыты, исследовательская деятельность, трудовая деятель-ность детей.
Словесные.
Беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, загадывание загадок.
Игровые.
Дидактические игры, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.
Наглядные.
Сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, ознакомление с художественными об-разами искусства, использование ИКТ технологий, личный пример взрослых
Ресурсное обеспечение:
- информационные ресурсы (научно-методическая, публицистическая и художественная ли-тература по данной проблеме);
- материальные ресурсы (клумбы, посадочный материал (семена цветов, средства ухода (паке-тированная почва, вода, контейнеры под рассаду, вёдра, совочки, лопата, грабли, лейки, мате-риал для оформления творческих работ).
Этапы работы:
Организационно-подготовительный этап.
Поставлена цель, определены основные задачи. Подобрана литература, иллюстрации. В рам-ках взаимодействия проведена работа с родителями.
Основной этап – исследовательский.
Непосредственная реализация проекта. Знакомство с садовыми цветами. Посадка в комнат-ных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой. Работа на клумбе: высадка в грунт, уход за растениями, наблюдение за ростом, сбор семян.
Заключительный – итоговый.
Фотовыставка «Во саду ли в огороде», презентация проекта.
Реализация проекта
I - этап – Организационно-подготовительный.
методической, научной и художественной литературы по теме проекта;
- чтение художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах;
- адаптация и систематизация подвижных игр, направленных на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
- целевые прогулки по территории детского сада;
- беседы о цветах;
- рассматривание фотографий и картинок цветов;
- включенность в подготовку родителей;
- обсуждение с родителями и детьми, какие именно цветы мы хотим вырастить;
- подготовка контейнеров с землей, семян.
- оказание родителями помощи в приобретении семян и необходимого инвентаря.
II - Основной этап – исследовательский. Реализация проекта.
1. В группе детского сада разбили садик на подоконнике. Ознакомились с пакетиками и семенами (бархатцы, однолетние георгины (смесь окрасок, василек махровый (смесь окра-сок, космея махровая (смесь окрасок, львиный зев). Произвели рассматривание и посев се-мян, подписали контейнеры с названиями растений. Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Зарисовывали в тетради наблюдений. Устанавливали свя-зи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Проводились занятия, дидактиче-ские игры, беседы. (Приложения №1 - №5)
2. Привлекли родителей к созданию клумбы на территории детского сада. С помощью ро-дителей высадили цветочную рассаду в клумбы, оформили клумбы. Ухаживали (пололи, рыхлили, поливали) за цветником в течение лета. Наблюдали за цветником в течение лета.
III - Этап – заключительный, итоговый.
1. Фото - выставка «Во саду ли в огороде»
2. Выставка рисунков «Цветочная клумба»
3. Сбор семян цветов.
4. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Итог проекта : в ходе реализации проекта была достигнута основная цель - у детей сформировался стойкий интерес к исследовательской деятельности, к узнаванию природы, к особенностям жизни и развитию растений. Дети научились самостоятельно выполнять пору-чения по уходу за растениями. Понимают необходимость бережного отношения к цветам. Ос-воили нормы поведения в природном окружении.
Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта создало атмосферу тепла и доверия между ними и педагогическим персоналом. Дети чувствовали себя полноценными участниками проекта.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты М. : Сфера, 2005.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж: Учитель, 2007.
4. Вакуленко Ю. Л. Воспитание любви к природе у дошкольников : Экологические праздники, викторины, занятия, игры. Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому вос-питанию М. :. Вако, 2008.
5. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. М. : Аргументы и факты, 1996. –
6. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва. 2008.
7. Люцис К. Растительный мир. М. Русское энциклопедическое товарищество, 2004 г. Москва.
8. Маневцова Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания дошкольников. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003г.
9. Маханёва М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возрас-та. – М. :АРКТИ, 2004г.
10. Сигимова М. Н., автор-составитель, 2008г. Издательство «Учитель», 2008г. Издание 2009г: «Познание мира растений».
11. Шорыгина Т. А. Цветы : какие они? Книга для воспитателей Т. А. Шорыгина. – М. : ГНО-МиД, 2002.
12. Всероссийское зарегистрированное СМИ «Международный образовательный пор-тал МААМ»