Инна Горенко
Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Вальс цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать ее. Наша Земля не сможет существовать без растений, так как они являются одной из составляющих жизни человека - они помогают нам дышать, лечат от болезней, приносят эстетическое удовольствие.
Публикация «Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста „Вальс цветов“» размещена в разделах
Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о цветах. Необходимо помочь детям осознать, что цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать (строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства).
Важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, замечать и ценить ее красоту, научить беречь окружающий мир.
Участники проекта : дети среднего возраста, воспитатели группы и родители воспитанников.
Срок реализации проекта : долгосрочный
Цель проекта сформировать и закрепить знания детей о цветах (строении, разнообразии, цветении и уходе за ними, развивать умение воспринимать и ценить мир природы.
Задачи проекта :
1. Сформировать знания детей о цветах и их разнообразии, цветении и уходе за цветами;
2. Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания
(сад, поле, дом);
3. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами, умение заботиться о них;
4. Учить детей правильно сажать и выращивать цветы;
5. Отметить значение цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
6. Развивать умение передавать в творческой деятельности свое отношение к природе;
7. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
8. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;
9. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, стремление создавать прекрасное.
Предполагаемые результаты:
• Расширились представления детей о цветах (дети имеют представления о строении, разнообразии, классификации);
• Развивающая среда группы пополнилась : литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, загадками о цветах;
• У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки, желание ухаживать за цветами;
• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
• Дети и их родители приняли активное участие в оформлении клумбы на участке, у них появилось желание ухаживать за цветами.
Этапы реализации проекта :
I этап: подготовительный.
• Отбор иллюстраций цветов.
• Подбор литературы, рассказывающей о разнообразии цветов.
• Подбор и систематизация дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых игр, атрибутов.
• Подбор загадок, стихотворений и пословиц.
• Подготовка экскурсий по территории детского сада.
• Продукт совместной продуктивной деятельности детей и родителей – оформление клумбы на территории участка детского сада.
II этап: основной.
Реализация проекта по образовательным областям:
Образовательная деятельность: «Социально-коммуникативное развитие»
Тематическая беседа на тему: «Какие вы знаете цветы?» (Приложение №1,
Экскурсии по территории детского сада: «Сбор цветов для создании картотеки гербария». (Приложение№4)
Сюжетно-ролевые игры «Цветочный магазин» (Приложение №5)
Образовательная деятельность: «Познавательное развитие»
Формирование и обобщение представлений детей о различных видах цветов на занятии по ознакомлению с окружающим (Приложение №2);
Отгадывание загадок о цветах (Приложение №3).
Наблюдение «Наблюдение за клумбой на участке»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе
Наблюдение. «Изучение цветов» (строение) Цель: закрепить представления детей о названии, учить видеть их характерные особенности (цвет, листья) Наблюдение. «Наблюдение за цветами утром и вечером» Цель: Формировать представления детей о том, что цветы – живые, они растут и изменяются. Наблюдение. «Наблюдение за цветами»(викторина) Цель: Пополнить знания детей интересными сведениями о цветах, окружающих нас. Коммуникативная деятельность: Вводная беседа:
«Что цветет летом?»
Цель: Вызывать желание любоваться Беседа «Для чего нужны цветы?»
Цель: Активизировать познавательную деятельность участников проекта.
красотой цветущих растений. «Полевые и луговые цветы» Цель: пополнить знания детей о полевых цветах и формирование основ экологической культуры всех участников проекта. «Целебные цветы» Цель: выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним
Образовательная деятельность: «Речевое развитие»
Дидактические игры: «Собери цветочек»,«Что изменилось», «Найди такой же», «Угадай цветочек по описанию»,«Где спряталась игрушка», «Кем быть?», «Спецодежда», лото «Профессии», «Кто где работает?», «Исправь ошибку» (Приложение №5)
Настольные игры:«Выложи цветы» (мозаика,«Собери комнатное растение»…
Составление описательных рассказов «Какой цветок?»
Чтение стихов, пословиц и поговорок о цветах. (Приложение №6)
Образовательная деятельность: «Художественно-эстетическое развитие»
Лепка «Цветы» (Приложение №7)
Рисование (техника - рисование пальчиками) : «Весенние цветы в вазе». (Приложение №8)
Коллективный труд из цветной бумаги «Цветы в вазе»
Коллективный труд из гофрированной бумаги «Калы -комнатный цветок».
Позновательно-исследовательская деятельность: «Размножение и пересадка комнатных растений» (Приложение №9)
Чтение художественной литературы «Незнайка» Н. Носого.
Просмотр мультфильмов: «Дюймовочка» и «Аленький цветочек»
Образовательная деятельность: «Физическое развитие»
Пальчиковая гимнастика «Цветы» (Приложение №5)
Подвижные игры на тему «Цветы» (Приложение №5)
III этап: заключительный.
Обработка и оформление материалов проекта.
Выставка детских работ, совместные работы детей и родителей.
Стенгазета «Прекрасные, опасные комнатные растения».
Организация фотовыставки картотек: «Комнатных, полевых и садовах растений»
Выводы:
Работа по проекту помогла развить у детей кругозор, эстетическую восприимчивость. Обеспечило развитие у детей любознательности. У детей появились : интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. В ходе реализации данного проекта дети не только узнали названия комнатных растений и их внешний вид, но также их лекарственные качества. Путем исследования мы познакомились с особенностями их жизнедеятельности.
Дети обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Список использованной литературы:
1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошко-льников) : Учебное пособие для педагогических училищ по специально-сти «Дошкольное образование» / Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб. : АКЦИДЕНТ, 1998.
2. Е. А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
3. Л. А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.
4. А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и экспе-рименты в Д/С 2005 год.
5. “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
6. А. В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию до-школьников” 2005 год.
7. С. Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.