Лариса Григорьева
Экологический проект по формированию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Лес — наше богатство!»
«Лес-наше богатство»
Экологический проект по формированию познавательной деятельности детей
Много леса-не губи,
Мало леса-береги,
Нет леса-посади.
Публикация «Экологический проект по формированию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста „Лес — наше богатство!“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проекта: Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях о том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Считаем, что данный проект своевременный, так как 2017год объявлен - годом экологии. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.
Цель: формирование у детей основы культуры поведения, направленные на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, животных, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
3. Воспитывать экологическую культуру, эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
4. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
5. Обеспечивать участие родителей в реализации проекта, озеленении детского сада, микрорайона.
Время и реализация проекта: краткосрочный (март 2017)
Участники: воспитатели, учитель-дефектолог, дети старшей группы, родители.
Методы проекта:
• Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
• Беседы;
• Опытно-экспериментальная деятельность;
• Игровая деятельность;
• Практическая (продуктивная) деятельность
Ожидаемые результаты:
Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Реализация проекта поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ охраны природы (леса); повысить уровень знаний по охране окружающей среды;
Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую, контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I Этап: Подготовительный
Мероприятия
1. Определение целей и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий для реализации проекта в группе. (02.03)
3. Составление плана взаимодействия с родителями, специалистами. (03.03)
4. Рекомендации и беседы с родителями о значимости экологического воспитания и пользе совместной работы с детьми. (01.03-17.03)
5. Создание условий для реализации проекта:
(разработка перспективного плана по образовательным областям, цикла непосредственно образовательной деятельности, бесед, наблюдений, изготовление дидактических игр для использования в ходе режимных моментов).(01.03-03.03)
II Этап:Основной
1. НОД «Этажи леса»06.03
НОД «Применение древесины» (ознакомление с окружающим миром, (13.03)
2. Беседа «Не ломай деревья, и не разоряй гнезда» (познакомить с запрещающими знаками(06.03)
Беседа «Деревья. Какие они?» (13.03)
Беседа «Что такое лес», (20.03)
3. Просмотр презентации «Жизнь в муравейнике»(09.03)
4. Заучивание стихов и загадок о лесе. (ежедневно)
5. НОД «Что я видел в лесу?» (16.03,развитие речи по фотографиям
НОД «Лес-Наше богатство» (развитие речи по поделкам). (23.03)
6. Продуктивная деятельность с воспитателем: Аппликация: Дерево (пособие для дидактической игры); (09.03)
Рисование: «Деревья леса» (07.03)
7. Продуктивная деятельность с учителем-дефектологом: Раскрашивание: «Дары леса» (15.03).
8. Дидактические игры: «От какого дерева листок?», «Съедобное-несъедобное», «Кто нам встретился в лесу?», «Подбери, чем потушить пожар», «Части и целое», «Растительный мир планеты», «Что в корзину соберем», «Что растет на лесной полянке?», «Найти силуэт дерева», «Кто где живет?» (два раза в неделю)
9. Экспериментирование «Чем потушить огонь» (16.03)
10. ОБЖ «Что случится в лесу, если произойдет пожар?»(17.03,
ОБЖ «Правила поведения при пожаре» (24.03)
11. Наблюдение в природе: «Какие деревья растут на территории детского сада» (экскурсия) (ежедневно,
Совместная экскурсия родителей и детей «Прогулка в лес».
12. Чтение художественной литературы: «Чтение рассказа О. Скоролуповой «Как деревья наряд меняли», М. Пришвина «Разговор деревьев», Скребицкий «Березовый сок», М. Пришвин «Цветут березки» (ежедневно)
13. Физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика по теме лес (ежедневно)
14. Выпуск буклетов «Лес-наше богатство», для родителей 24.03
15. Работа с родителями: Изготовление коллекций и гербариев; выставка детско-родительского творчества «Лес-наше богатство!»20.03-27.03
IIIЭтап: Заключительный
1. Оформление выставки «Дары леса»(16.03)
2. Презентация о выполненной работе: «Лес-наше богатство!»(24.03, 27.03)
3. Оформление выставки детско-родительского творчества «Лес-наше богатство»(15.03)
4. Фотовыставка «Прогулка в лес» (27.03-31.03)
5. Итоговое занятие «Путешествие в лес». (30.03)
6. Вручения благодарностей за активное участие детей и родителей в рамках проекта.
Литература:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академия», 2001.
2. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010. – 560 с.
3. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие. - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с.
4. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013
5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
6. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.
7. Козлов А. М. Загадки-детям. Издательство «Летопись», Кемерово 2000.