Муначева Флорида
Экологический проект в старшей группе «Что за чудо-огород на окошке растет!»
▼ Скачать + Заказать документы
Составили воспитатели старшей группы : Муначева Флорида Хамзовна, Иванова Марина Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры ребёнка. Используя различные методы и приёмы работы по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста, можно добиться не только достаточного уровня освоения программного материала, но и изменения определённых качеств ребёнка, способствующих развитию трудовых навыков, формированию эстетических представлений и стремлению облагораживать своё окружение.
Публикация «Экологический проект в старшей группе „Что за чудо-огород на окошке растет!“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Актуальность :
Проблема экологии в целом стоит очень остро, поэтому дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. Дети по своей природе очень любопытны. Они стремятся познать мир, делая при этом самые разнообразные и неповторимые открытия, но «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». К нам - жителям Югры весна приходит поздно. Однако, в конце марта дома на подоконниках, почти у всех появляются мини огородики в ящичках. Дети, приходя в детский сад, рассказывают о чудо огороде дома, только при этом проговаривают, что подходить близко к огороду на подоконнике строго- настрого запрещено. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. У нас, воспитателей старшей группы, появилась идея создать свой огород на подоконнике, который бы развил экологические ценности природы у детей в детском саду. Реализовывая свой проект, мы создаем в группе большой простор для детского творчества, поощряем пытливых и любознательных, стимулируем их на самостоятельные поиски отдельных фактов и общих закономерностей. Доминирующей эмоцией в этой деятельности у ребенка является радость от общения со взрослыми, радость от процесса познания, от ощущения собственной силы и своей значимости в мире.
Проблема: дети старшей группы в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Цель: вовлечь детей нашей группы в практическую деятельность по выращиванию культурных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
Задачи проекта :
Создать условия, стимулирующие интерес к исследовательской деятельности, для вовлечения детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений.
Обогащать знания детей о культурных растениях, об особенностях их выращивания: о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
Развивать у детей умение ухаживать за культурными растениями, наблюдать за их ростом, выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
создать на территории детского сада современные цветники, выполненные в соответствии с требованиями ландшафтного декорирования.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы «Что за чудо-огород на окошке растет», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
2 этап – практический (исследовательский).
Проведение запланированных мероприятий по реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.
3 этап – заключительный:
Подведение итогов, презентация, итоговая беседа, высадка декоративных растений на клумбы; помощь родителей в высадке саженцев на участок и уход за ними. Изготовление фото альбома «Наш веселый огород» - 4-я неделя.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А наблюдения за объектами природы побуждают бережно относится к растениям. Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально исследовательского, социально – личностного, эстетического развития ребёнка. Огород в группе – это отличный способ развеять сезонную тоску, а вместе с тем получить много новых, интересных и полезных знаний.
Ожидаемые результаты:
У детей сформирован интерес к исследовательской деятельности, умение применять полученные знания в практике.
Обогащены знания дошкольников о разнообразных растениях, об особенностях их выращивания, умение создавать необходимые условия для их роста.
У воспитанников сформировано бережное отношение к объектам растительного мира.
Повышен уровень экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей.
Гармонично сформированы разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного)
Созданы на территории детского сада современные цветники.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
На первом этапе проекта мы определили цели и задачи. Подобрали информацию по теме проекта. И составили план реализации его. Совместно с родителями создали условия реализации.
Работа с родителями:
• Помощь родителей в организации проведения проекта (семена, земля, контейнеры для посадки).
• Консультации для родителей: «Воспитание эстетического вкуса у детей в процессе труда на огороде, на даче», «Игра и труд», «Как воспитать трудолюбивого ребёнка», «Учим видеть прекрасное в труде».
• Рекомендации: вместе с детьми сходить в овощные магазины, на овощные базары; совместно приготовить блюда из овощей (щи, борщ, салаты и др.).
• Домашнее задание: вместе с детьми вырастить зелёный лук, петрушку, рассаду овощей (помидоры, перец и т. д.) дома. Составить рассказ о том, как ухаживали за домашним огородом.
На втором этапе реализации проекта мы проводили запланированные мероприятия.
На третьем этапе были подведены результаты. По реализации проекта «Что за чудо-огород на окошке растет» были получены следующие результаты:
Дети познакомились с культурными растениями.
В результате практической и экспериментально - опытнической деятельности дети определили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Дети совместно с воспитателем вырастили «свой огород».
Родители приняли активное участие в ходе проекта.
В перспективе мы хотим пригласить учащихся 4 школы к эстетическому оформлению и озеленению территории детского сада. Планируется создать на территории детского сада современные цветники, выполненные в соответствии с требованиями ландшафтного декорирования. На клумбах планируется выполнение работ по окультуриванию растений, а также выполнение разноцветным щебнем геометрических дорожек.
Список литературы:
1. Дыбина О. В., Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
2. Исакова Н. В. «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. —СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2013.—64 с.
3. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н, Маневцова Л. М, Терентьева Е. Ф. ; под ред. Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г. Мир природы и ребенка. (Методика экологического воспитания дошкольников) : Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» -- СПб. : «Детство- пресс», 2003.—319 сиял. —Изд. 3-е, стереотипное.
4. Нищева Н. В. Познавательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. —СПб. : ООО»Издательство «Детство- Пресс», 2015.—240 с. —(Библиотека журнала «Дошкольная педагогика).
5. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа Экологического воспитания дошкольников. —М. : Мозаика- Синтез, 2004.—128с.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
7. Ресурсы интернета: https://playroom.com.ru/zagadki.php#5