Лилия Васильевна Доронина
Экологический проект «Мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Мир насекомых»
Тип проекта : поисково-исследовательский
По времени проведения: краткосрочный (1 месяц)
По количеству участников: групповой
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатель, музыкальный руководитель;
Актуальность проблемы:
Публикация «Экологический проект „Мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая стенгазета» август 2015
Одной из важнейших задач при реализации программы дошкольного образования является воспитание дошкольников в духе бережного, ответственного отношения к природе. С самого раннего возраста необходимо развивать в детях чувство наблюдательности, ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к живой и неживой природе. А где это реализовать? Самое оптимальное место и время - это на прогулке. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором они живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её познания.
Объектом исследования в нашем случае стали насекомые. Удивителен и разнообразен мир этих представителей летом. Каждый день, каждую секунду можно увидеть новых его представителей – неуловимо порхающих бабочек, снующих повсюду муравьёв, еле ползущих жуков (к тому же занесенных в Красную книгу). А сколько положительных эмоций и впечатлений вызывает у детей встреча с каждым из представителей насекомых! Дети с радостью и огромной фантазией реализуют в творчестве свои открытия. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре – маленький исследователь, творец в определенном смысле. Поэтому девиз нашего проекта звучит так : «Познавай, чувствуй, твори!».
Аннотация проекта
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием насекомых (преимущественно бабочек, образом их жизни, роли в многозвенной экологической цепи.
Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
Основополагающий вопрос:
Нужны ли насекомые в природе?
Проблемные вопросы:
Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут?
Насколько велика их роль в природе (в экологической цепи)
Гипотеза: если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он без сомнений будет ценить, любить и беречь всё, что его окружает.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Мир насекомых».
Задачи:
• Определять насекомых по внешнему виду;
• Рассказать о роли насекомых в природных сообществах;
• Побуждать испытывать нравственно-эстетические чувства и переживания;
• Формировать бережное, ответственное отношение к природным ценностям;
• Формировать навыки исследовательской работы во время прогулок;
• Формировать умение обобщать увиденное и выражать свои сенсорные ощущения в виде связанных рассказов, изобразительной деятельности.
1 этап (подготовительный)
Изучение художественной и научной литературы, материалов из интернета по данной теме;
Определение целей и задач по данной теме;
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;
С ребятами мы договорились, что наиболее подробно мы будем изучать самых красивейших представителей насекомых-бабочек и подробно остановимся именно на них. Мы рассмотрели их многообразие, закрепили стадии развития бабочек (рассмотрели эти необыкновенные превращения).
В новинку было изучение стадий развития стрекоз. Также ребята познакомились с другими насекомыми. Мы дали определение насекомых, их общие признаки. Ребята выяснили, что насекомые –самые разнообразные и многочисленные животные на Земле. Летом нам предоставляется прекрасная возможность увидеть их воочию. Осенью же одни из них умирают, а другие прячутся на зиму в почву, в трещинки на коре деревьев, под опавшие листья. Там насекомые впадают в оцепенение (неподвижность).
2 этап (основной)
Благоустройство участка, посадка цветов для привлечения бабочек и пчел, наблюдение за неасекомыми.
Самым неожиданным для детей стало появление на участке редкого жука-носорога.
После грозы дети нашли двух стрекозок, которыми пополнится коллекция насекомых группы.
Не остались без дела и наши бабушки. Вместе с воспитателями изготовили для участка группы аппликацию на дерево. Дети украсили её разноцветными бусинами, сделали усики из проволоки. В таком же стиле оформлена накидка на пенёк и песочницу.
Стены веранды с помощью родителей украсили яркими образами:
Продуктивная деятельность:
В аппликации мы выбрали модульную аппликацию из вырезанных форм (кругов).
Модульная аппликация: «Бабочки»
В рисовании для создания выразительных образов дети использовали простой карандаш и акварельные краски.
В лепке дети выбрали самый доступный материал - пластилин и создавали динамичные композиции из пластилиновых шариков. Работа была довольно-таки кропотливой. Самые стойкие завершили композицию с бабочками.
Плетение из резиночек. Довольно популярным, особенно среди девочек, занятием стало плетение из резиночек. Дети охотно сплели паутину для паучка, сделали бабочек, гусениц и паучков. Вот что у нас вышло:
Мальчики вместе с воспитателем сделали также маленькую пчё лку:
Ранее с детьми мы изучали рисование в стиле мозаики. Теперь мы познакомились с мозаикой при оформлении открытки-витража «Бабочка». Под чутким руководством воспитателя мы наносили клей на ячейки формованного основания. Насыпали элементы (цветные бусинки). Вот такая красота у нас получилась:
Праздник лета не обошелся без танца божьих коровок.
3 этап (заключительный)
Выпуск стенгазеты «Берегите насекомых»
Роль родителей в реализации проекта :
Изготовление насекомых (бабочек) для оформления летней веранды;
Консультации «Осторожно, клещи!», «Если ребенок боится насекомых?»,
«Первая помощь при укусах насекомых».
Результаты исследования
1. У 99% детей сформировался устойчивый интерес к природе и навыки исследовательской деятельности;
2. У 96% - повысился уровень экологической грамотности воспитанников;
3. У89% воспиталось чувство сопереживания и желания помочь маленьким обитателям (см. диаграмму 1).
Выводы
Воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и бережного отношения к окружающей природе привело к формированию отзывчивой и гуманной личности с готовностью творить, созидать и наблюдать прекрасное.
Диаграмма 1. Результаты исследований до и после проведения проекта.