Нина Мазур
Экологический проект «Моё дерево»
▼ Скачать +Заказ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое : всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Программа направлена на формирование осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка с детства. Вместе с тем она предлагает формирование и становление у него личностных качеств: уверенности в себе, эмоциональной раскрепощённости, самосознания, индивидуальности, а также помогает больше общаться с природой. АКТУАЛЬНОСТЬ программы проявляется в её гуманистической направленности, внимании к личности ребенка с его неповторимостью и индивидуальностью. Данная программа содержит материал, позволяющий успешно развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие ребенка. Деятельность дополнительного образования имеет большое значение для всестороннего развития личности детей. Программа «Моё дерево» способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Публикация «Экологический проект „Моё дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
НОВИЗНА программы проявляется в использовании как традиционных, так и нетрадиционных форм организации видов экологической образованности : ролевая игра, исследования, опыты, свобода выбора наблюдения за объектом, продуктивная деятельность, рассказы, музыка, сотворчество взрослого и ребенка, составление альбома «Моё дерево», видеоклипы, эмблемы и т. д.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы заключается в том, что занятия дополнительного образования не преследуют цели обучающегося характера, направленные на овладение ребенком суммой фактов, знания экологического материала. Как и вся программа, эти занятия носят воспитывающий характер, приобщая детей к гумманистическим ценностям, способствуют не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности. Учитывая склонность детей дошкольного возраста к игровой деятельности, каждое занятие имеет элементы различных игр: дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные и т. д. Содержание данной программы обогащено необходимой развивающей средой. Главный критерий отбора материала его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений по экологическому воспитанию.
Данная программа предназначена для детей от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года обучения.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 15-20 минут.
Формы занятий
- фронтальные
- индивидуальные - по подгруппам - игра - развлечение - экскурсия - опыты - исследовательская деятельность - игра – спектакли - путешествие - продуктивная деятельность - составление альбома «Моё дерево».
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
1. Тематические
2. Игровые
3. Интегрированные (интерактивные)
4. Экскурсии
5. Наблюдения
6. Твоческие (составление самими детьми сказок, рассказов о дереве)
7. Экспериментирование
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. У детей сформирован устойчивый интерес к экологической образованности, они с удовольствием наблюдают за объектами, которые их окружают. Заботятся о деревьях, о птицах, соблюдают чистоту вокруг участка и на территории детского сада. У детей развита эмоциональная сфера, понимают и видят красоту окружающей их природы. Проводя опыты дети научились сравнивать, сопоставлять, развивая наблюдательность, восприятие, мышление.
2. У дошкольников накоплен исследовательский опыт в живой и в неживой природе.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание условий для развития творческой активности ребёнка по экологическому воспитанию на основе исследовательской деятельности в природных условиях.
ЗАДАЧИ: 1. Развивать у детей интерес к экологической образованности и объектам ближайшего окружения.
2. Формировать яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия с природой.
3. Обогащать и активизировать словарь детей, развивать речь.
4. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, воображение, образное мышление, фантазию, находчивость, умение рассказывать и доказывать.
5. Поддерживать желание детей активно участвовать в экскурсиях, наблюдениях, в исследовательской деятельности, в праздниках, развлечениях, используя умения и навыки приобретенные на занятиях и самостоятельной деятельности.
6. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природы.
ЗАДАЧИ (2 года обучения).
1. Совершенствовать всестороннее развитие способностей у детей к экологической образованности на основе исследовательской деятельности.
2. Составить перечень умений, навыков, которыми должен обладать ребёнок при проведении исследовательской деятельности.
3. Развивать инициативу и творческую самостоятельность при обобщении результатов работы в самой различной форме, закреплении полученных знаний.
4. Побуждать детей к сочинению рассказов, сказок, составлению видеоклипов, передавая свои впечатления об увиденном в природе.
5. Воспитывать культуру речевого общения. Воспитывать самостоятельность.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. У воспитанников наблюдается высокая степень активности, самостоятельности в проведении наблюдений в природе (за деревьями, птицами, насекомыми, за цветами и т. д.). Развита фантазия, творчество в составлении рассказов об увиденном, в продуктивной деятельности.
2. У детей в достаточной степени развиты все психические процессы: память, внимание, воображение, мышление.
ФОРМЫ ПРВЕДЕНИЯ ИТОГОВ. - праздники, развлечения
- творческие: составление рассказов, сказок о дереве
- исследовательская деятельность
- продуктивная (зарисовка увиденного на экскурсии, наблюдении, при проведении опыта и т. д.)
- досуговые мероприятия для родителей, городского уровня, со станцией юннатов.
- экологическая акция «Деревья нашего города»
- практическая деятельность (посадка деревьев на участке детского сада вместе с родителями).
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
СЛОВЕСНЫЙ – рассказ педагога, объяснение, чтение художественной литературы, малых фольклорных форм, сочинение, разыгрывание речевых диалогов, сценок, сказок, слушание аудиозаписей.
НАГЛЯДНЫЙ – рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников, наблюдение за объектами живой и неживой природы, просмотр видеофильмов.
ПРАКТИЧЕСКИЙ – выполнение детьми упражнений, этюдов, творческих заданий, участие в играх, драматизациях, праздниках, исследованиях, проведение опытов, зарисовки, фото, видео.
РЕПРОДУКТИВНЫЙ – повторение за педагогом, заучивание стихов, потешек, составление рассказов, сказок.
ПРОДУКТИВНЫЙ - перенос усвоенного способа действия на новое содержание сначала на близкое, потом на далёкое, создание проблемных ситуаций,
самостоятельный поиск детьми наиболее целесообразных средств выразительности для создания того или иного образа.
Деятельность Общее количество занятий В том числе
теоретическое Практическое Исследования
1. БЕСЕДЫ 6 4 2 -
2. ИГРА 4 2 2 -
3. НАБЛЮДЕНИЯ 4 - 3 1
4. ЭКСКУРСИИ 3 - 2 1
5. ДРАМАТИЗАЦИИ 4 2 2 -
6. ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 4 - 4 -
7. Художественная литература 4 2 2 -
8Зоровье- сберегающая 7 3 1 3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема Программное содержание
БЕСЕДЫ «Мое любимое дерево береза» «Что нужно нашему дереву» «Кто дружит с березкой» «Деревья нашего двора»
«Березка зимой» «Чем питается березка». -Учить строить высказывания типа рассуждений. -- Развивать умение строить причинно - следственные связи.
- Закрепить у детей знания о том, что необходимо для роста и развития дерева.
Воспитывать у детей интерес к тому, что дерево может быть полезным не только человеку, но и птицам и животным. -- Закрепить знания детей о деревьях, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. - Воспитывать интерес к изучению
удивительного мира растений, бережного отношения «к зеленому другу», учить беречь деревья.
ИГРА «Что лишнее»
«Найди своё дерево»
«Как семечко выросло»
«Раз, два, три - к дереву беги»
Подвижная игра: «Деревья и червяки» -Развивать наблюдательность и закрепить знания о деревьях.
-Помогает активизировать сенсорную «память», Развивать у детей память, внимание. - Закрепить представления о проростании семян. Закрепить знания детей о том, что семена хранят запас пищи до весенних дождей, они спят. - Закрепить знания о связи деревьев, почвенных животных, почвы (круговорот вещества в природе).
НАБЛЮДЕНИЯ
«Корни»
«Плоды и семена»
«Кора и ствол» «Листья и крона». - Обратить внимание детей на то, что
у всех деревьев есть корни, что с помощью корней деревья получают из почвы питание. - Исследовать с детьми есть ли на коре дерева мох и лишайники. Объяснить, почему они появляются на деревьях, Приносят ли пользу деревьям.
- Есть ли на березе семена, плоды. - Научить детей внимательно исследовать дерево. - Отметить с детьми когда появляются серёжки у березки и когда они опадают. - Отметить с детьми какая крона у березки, много или мало листьев. Отметить причину, (проблему) - Научить детей объяснить свою точку зрения.
ЭКСКУРСИИ
«На полянку к сосне» (в разное время года) -Научить детей наблюдательности и видеть малейшие изменения дерева в разное время года. - Отметить, что все деревья пьют воду.
- Если не будет дождей, деревья погибнут. - Отметить, что деревья, как и человек
дышит и растет, болеет. - Сделать видеозапись дерева в разное время года.
ДРАМАТИЗАЦИИ «Мое дерево сосна»
«Березка» «Беляночка»
«Сосна Плачея»
По сказке»Как подберезовик свой дом искал» -Учить детей передавать в показе сказки по ролям интересные эпизоды
из жизни березки. - Закрепить умение детей показать, как тяжело было березке одной без друзей.
-Научить любить природу через народное творчество.
-Научить детей мимикой и жестами показать, как был подберезовик рад, когда нашел себе дом под березкой. - Как они подружились и помогали друг другу.
ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Мы ухаживаем за деревом березкой»
«Березовая роща»
«Весеннее дерево».
Совместная работа родителей и детей «Наша сосна»
-Закрепить знания детей о строении дерева, учить их изображать ствол, ветви, учитывая, что у березы есть тонкие, гибкие веточки, из-за которых березу и называют кудрявой.
-Учить детей изображать крону дерева единым цветовым пятном, на котором видны мелкие пятнышки другого оттенка - отдельные листочки.
- Закрепить умение детей вместе с родителями изображать дерево выполнять влажное тонирование
бумаги акварелью, составлять красивые композиции, используя сухие иголки сосны, кору дерева.