Лана Рыжкова
Экологический практико-ориентированный проект «Юные защитники природы» для старшей и подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы; учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах; осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие с природой осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Публикация «Экологический практико-ориентированный проект „Юные защитники природы“ для старшей и подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Цель проекта:
Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
Задачи проекта:
1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
3. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.
5. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
6. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
Срок реализации проекта: апрель - ноябрь
Тип проекта: долгосрочный, исследовательский, практико-ориентированный.
По количеству участников: коллективный
Материально – техническая база:
предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям;
уголок природы в группе;
экспериментальный уголок (подборка опытов и экспериментов);
цветочные клумбы на территории ДОУ;
огород на окне;
наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);
библиотека книг с экологическим содержанием;
костюмы и маски животных, насекомых, растений.
Ожидаемые результаты
Дети:
- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
- научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Педагоги:
- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- пополнится развивающая среда в группе;
- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Родители:
- обогащение уровня экологических знаний родителей;
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
- возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Краткая аннотация к проекту:
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
2. Собственно исследовательский
3. Заключительный
Цель: изучение программно - методического материала по направлению работы
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение объёма знаний воспитанников об экологии и ее значении.
3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
4. Обсуждение с родителями дошкольников вопросов, связанных с проведением проекта.
5. Разработка тематического планирования мероприятий.
Собственно исследовательский этап:
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
1. Познавательное развитие.
НОД по ознакомлению с окружающим миром.
• Беседа на тему: «Лес - многоэтажный дом».
• Беседа на тему: «К нам весна шагает быстрыми шагами»
• Беседа на тему: «Зачем охранять природу…»
• Беседа на тему: «Наша «Красная Книга»
• Беседа на тему: «Роль воды в появлении жизни на Земле».
• Проблемная ситуация «Что было бы, если бы исчезла вода?», «Ты – маленькое дерево», «Если бы ты был бабочкой?», «Пчела защищается вынуждено»
• Беседа об осени с опорой на личный опыт «Волшебница осень»
• Беседа на тему: «В ягодной царстве, грибном государстве».
• Беседа на тему: «Наши пернатые друзья»
2. Художественно – эстетическое развитие.
• Пластилинография «Весенняя веточка», «Душистый снег»
• Аппликация из природного материала «Цветущая яблоня» «Осенний ежик», «Осенний ветерок», «Цветущая планета»
• Рисование иллюстраций к экологической сказке собственного сочинения «Нет места мусору!», создание экологического плаката «Спасем планету вместе!»
• Чтение художественной литературы Гаршин «Лягушка-путешественница», Пришвин «Полянка в лесу», Ушинский «Спор деревьев», «Ласточки», «Бишка», Калинина «Осень» Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка», рнс «Гуси - лебеди», Соколов-Микитин «Улетают журавли» и т. д.
• Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели, И. Левитана «Золотая осень», «Сумерки. Луна» и т. д.
3. Речевое развитие. НОД по развитию речи
• Путешествие в весенний лес «Доктора леса» (Серия картин «Добро пожаловать в экологию»)
• Составление рассказа по серии картинок «Волшебное семечко»
• Заучивание стихотворений о природе
• Сочинение экологической сказки: «Нет места мусору!»
• Сочинение небольших рассказов «Придумай сказку про капельку», «Придумай сказку про рыбку»
• Рассказывание сказки «Как лебедь остался один»
4. Исследовательско – экспериментальная деятельность.
• Организация эксперимента и наблюдение «Вырастим лук»
• Опыт «Как влияет солнце на растение?»
• Эксперимент – занятие «Смена времен года»
• Опыты «Живая вода», опыты с песком, глиной, землей
• «Гербарий – деревья на участке детского сада»
• «Как устроены перья у птиц»
5. Трудовая деятельность в уголке живой природы
• «3еленый десант на комнатные растения»
• «Высаживание рассады, уход за ней»
• Посев семян цветов и овощей.
6. Взаимодействие с семьей воспитанников.
• Анкетирование родителей «Экологическое образование в семье»
• Детско-родительский субботник «Зелёный патруль», «Чистота и уют в нашем детском саду живут!»
• Акция «Подарим бумаге вторую жизнь», «Добрые крышечки»
• Конкурс поделок из бросового материала «Мусорная фантазия»
• Конкурс поделок «Необыкновенные цветы»
• Консультация для родителей на тему: «Воспитание любви к природе», «Экология – это мы!»
• Озеленение участка детского сада
7. Дидактические игры «Природа и человек», «Какие мы все разные», «Лесник», «Овощи - худышки и овощи - толстячки», «Узнай на вкус и запах», «Экологи» и т. д.
8. Организация прогулки: наблюдения, трудовая деятельность, экологические подвижные игры «Веснянка», «К названному дереву беги!», «Ручеек», «Перелет пчел», «Вейся венок!» и т. д.
Заключительный этап:
Цель: обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы
• Итоговые мероприятия
Викторина для детей подготовительных групп «Экологическая тропинка» Цель: обобщить и систематизировать знания детей об окружающем мире, развивать любознательность, бережное отношение ко всему живому.
КВН для родителей и детей «Тайны природы» Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом, обобщить представления о мире природы.
Консультация для родителей «Проектная деятельность, как эффективный метод экологического образования дошкольников»
Результаты реализации проекта:
В ходе реализации проекта «Юные экологи» были достигнуты следующие результаты:
Сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым; появился интерес к явлениям и объектам природы; научились экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Педагогами приобретен новый опыт работы с дошкольниками, обогатилась экологическая культура педагогов, мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Повысилось понимание родителей о необходимости экологического воспитания детей.
Заключение
Проект расширил представления детей, о экологии, бережном отношении к природе. Научил видеть в природе живое создание, которое нуждается в заботе, охране. Дошкольники узнали, что природа не только делает нашу жизнь красивой, но и помогает нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и организацию мероприятий в ДОУ экологической направленности.