Иванова Инна Ивановна
Сказки как средство развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки как средство развития связной речи дошкольников
К. Г-к. Мерзлякова
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №9 "Сказка" города Лесосибирска»
г. Лесосибирск Россия.
Публикация «Сказки как средство развития связной речи дошкольников» размещена в разделах
«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, могут помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение». Д. Родари.
Детство, детский возраст - период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников [7, 119].
«Целью сказки, - писал П. М. Соболев, - является развлечение слушателей, перенесение их внимания из реальной обстановки в мир идеального, фантастического» [9, 99].
Известный фольклорист М. Е. Халанский определял сказку как «рассказ, не имеющий иной цели, как воздействие на фантазию слушателей, и в основе своей заключающий вымышленное событие, интересное или самой своей невероятностью, или юмористическими подробностями» [1, 200].
К. И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научности знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие личности превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Одновременно с этим, в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки – сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передают им нравственные традиции, учат законам красоты и добра.
К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи оставляют желать лучшего. Именно это подтолкнуло нас на мысль о создании совместного проекта с родителями «Сказка, сказка — прибаутка», цель которого - создание условий для духовно-нравственного развития дошкольников через взаимодействие с семьей средствами театрализованной деятельности.
Перед тем, как приступить к реализации проекта, было проведено анкетирование для того, чтобы выявить, читают ли родители дома детям или нет. Анкета включала в себя перечень следующих вопросов:
1. Читаете ли вы своему ребенку сказки?
2. Беседуете ли вы с ребенком по прочитанному произведению?
3 Обыгрывает ли ребенок прочитанную вами сказку?
4. Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?
5. Чему вы больше отдаете предпочтение, мультфильмам или чтению сказок?
6. Как охотно вы купили бы билет в кукольный театр на постановку по мотивам русской народной сказки?
Результаты анкетирования оставляли желать лучшего, так как только 20% родителей читают своему ребенку сказки, 60% родителей отдают предпочтение мультфильмам, беседу по прочитанному произведению производят только 5% родителей. На вопрос обыгрывает ли ребенок прочитанную вами сказку, положительно ответили лишь 2% родителей, имеется ли опыт семейных театральных постановок — 0%, 13% родителей — охотно бы купили билет в кукольный театр на постановку по мотивам русской народной сказки.
В рамках проекта была проведена акция «Подари книгу детскому саду». Родители приняли активной участие и принесли очень интересные, красочные книги со сказками. Проводя данную акцию, мы развиваем интерес детей к книге, как к источнику знаний, воспитываем культуру юного читателя, любовь к чтению, бережное отношение к книге, стимулируем самостоятельную познавательную активность детей, создаем условия для внедрения литературного опыта в творческую деятельность, актуализируем важность участия родителей в формировании книжной культуры детей.
Мною были разработаны следующие дидактические игры по сказкам :
- игра-викторина «Знатоки сказок»;
- игра-путешествие «По сказочным тропинкам»;
- «Вспомни сказку»;
- «Сказка за сказкой».
Ребята с большим удовольствием играли в игры, вспоминали знакомых персонажей произведений, название сказок.
Совместно с родителями был организован круглый стол, где было решено поставить сказку «Лиса и волк», сшить костюмы к сказке, распределить роли, сшить куклы в театральный уголок изготовить театр на бутылочках, создать декорации к сказке. Родители очень активно вносили предложения и идеи в сценарий сказки, самостоятельно сочиняли сказки, выполняли домашние задания.
Вместе с музыкальным руководителем были поставлены два номера, которые тесно переплетались с сюжетом произведения: «Тень, тень, потетень» и русский народный танец «Барыня». В русских народных костюмах дети пели, танцевали, играли на ложках, водили хороводы.
С помощью взрослых сказка приобрела высоко-нравственный характер. У многих родителей мы увидели искру, радость, счастье в глазах. Словно маленькие дети, родители перевоплощались в сказочных героев, вернулись на один день в детство и сделали сказку образной, выразительной, увлекательной, забавной, волшебной.
Удивлению детей не было предела, когда главными героями сказки оказались родители. Очень долго дети в группе обсуждали того или иного героя: характер, поступки, внешний вид.
По завершению проекта был организован круглый стол, где родители пили чай и обсуждали результаты проделанной работы.
В конце года было проведено повторное анкетирование, результаты которого заметно улучшились: 48,8% родителей стали читать детям сказки, беседовать по прочитанному —15%, 36,2% родителей стали совместно с детьми организовывать дома театральные представления по прочитанным сказкам. Интерес родителей к чтению сказок заметно изменился. Театрализованная деятельность объединила детей, родителей и воспитателей в общий коллектив, что подтверждает проведенное повторное анкетирование. Родители стали принимать активное участие в праздниках, совместных развлечениях.
После реализации проекта родители сами стали предлагать интересные сценарии сказок Дети стали приносить в группу книги и просить почитать сказки. Утром ребята рассказывают, что читали с родителями интересную сказку, беседовали по прочитанному и обыгрывали произведение.
Результатом проделанной работы является следующее:
• повысилось развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками;
• сопереживают персонажам сказок историй, рассказов, откликаются на эмоции близких людей и друзей;
• проявляют любовь к родителям, взрослым, сверстникам В случае совершения действий, оцененных взрослыми отрицательно, стараются не повторять их вновь;
• ребёнок проявляет себя, легко входит в образ, играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение;
• совместная театрализованная деятельность способствует общему развитию : проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей;
• дети стали более раскрепощенными, общительными, они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, точно чувствовать и познавать окружающий мир;
• заметно улучшились речевые функции, дети стали более коммуникабельными, проявляют инициативу в общении, в речи употребляют художественные средства выразительности. Речь стала выразительной, грамотной.
Список используемой литературы
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 1999 – 272с.
2. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
3. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
4. Кукольный театр - дошкольникам Пособие для воспитателей и муз. Руководителей детских садов. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко - Москва «Просвещение» 1982.
5. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М. : Издательский центр «Академия», 1999. -560с.
6. Мухина B.C. Детская психология. Москва,1985, 250с.
7. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. – М. :Педагогика, 1985. -208с.
8. Обухова Л. В. Возрастная психология. - М. : Изд. «Педагогическое общество России», 1999. - 170 с.
9. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду : Сб. научн. тр. / Под ред. Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. – М. : изд. АПН СССР, 1987. – 120с.
10. Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М. : Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
11. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. М, – Мозаика-Синтез 2007.