Анастасия Стойчанова
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе на экологической тропе детского сада детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект в младшей группе
Тема: «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе на экологической тропе детского сада детей младшей группы»
Составила воспитатель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» ОДО-2: Стойчанова А. П.
Публикация «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе на экологической тропе детского сада детей младшей группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
Сроки реализации: в течении 2015-2016 учебного года (сентябрь-май)
Актуальность проекта:
Экологические проблемы, порожденные неразумным воздействием на природу человека, приобретают в настоящее время глобальный характер, грозящий перерасти в кризисное состояние, в конечном итоге может привести к необратимым процессам, гибели природы и всего живого на Земле. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации, которое закладывается, как правило, еще в детские годы.
Очень важно, чтоб уже в раннем детстве дети получали достоверные знания и приобретали бы практические действия, направленные на доброжелательное общение с природой, что способствовало воспитанию у них экологической культуры.
Успешному решению задач экологического образования способствует экологическая тропа – специально оборудованный маршрут в природе, с интересными и разнообразными объектами, где ребенок может познать окружающий мир, выделить связи и зависимости, существующие в природе.
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, выделить связи и зависимости, существующие в природе.
Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды является экологическая тропа – специально оборудованный маршрут в природе, с интересными и разнообразными объектами. Поэтому мы выбрали тему нашей выпускной квалификационной работы «Воспитание бережного и заботливого отношения к растениям и животным в процессе работы на экологической тропе во второй младшей группе дошкольного учреждения».
Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы необходимые основные
сведения детей усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира) .
Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течении многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса приходится на период дошкольного детства. Когда закладывается первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно- природной средой.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтоб уже в раннем детстве дети получали достоверные знания и приобретали бы практические действия, направленные на доброжелательное общение с природой, которые были бы доступны детям дошкольного возраста и способствовали воспитанию у них экологической культура.
Цель проекта:
Воспитание экологической культуры у дошкольников, на экологической тропе, научить детей экологически целесообразному образу жизни.
Задачи проекта:
1. Воспитание бережного и заботливого отношения к живым объектам природы.
2. Определить уровень знаний и отношений детей к живым объектам на экологической тропе.
3. Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру;
4. Формированию у детей желание сохранить окружающую среду, осознание ими влияние человека на природу;
5. Вовлечение детей в разнообразные виды творческой деятельности
Ресурсное обеспечение:
Участок дошкольного учреждения, дидактические игры, конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, подборка художественной литературы, инструментарий для изучения уровня знаний детей, экологическая тропа, анкеты для родителей, памятки – обращения, игрушки – аналоги, демонстрационный материал, материал для детского творчества : природный, бросовый, методическая литература.
Формы и методы реализации проекта
- Занятия
- Экскурсия в природу.
- Экологическое образование в повседневной жизни.
- Праздники и развлечения.
- Элементарная поисковая деятельность детей.
Совместная деятельность педагога с детьми:
1. Экологические досуги и праздники;
2. Работа с календарями природы, дневниками наблюдений;
3. Опыты, поисковая деятельность;
4. Сбор коллекций семян, камней, листьев;
5. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
6. Беседы на экологическую тему;
7. Игры;
8. Целевые прогулки на природе.
Участники проекта: дети, родители, педагог.
Ожидаемый результат:
1. Заботливое и бережное отношение к живым объектам природы.
2. Овладению нормами поведению в природной среде.
3. Знания детей о различных явлениях окружающей природы.
4. Усвоение правил детьми общения с животными и растениями.
Формы и методы реализации проекта
Сентябрь Экскурсия по территории детского сада.
Цель – знакомить детей с новым сезоном – осенью, с изменениями в природе, с что происходит с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада.
Наблюдая за березой, рябиной.
Цель: елью учить детей узнавать их, выделять среди других деревьев, отыскивать знакомые деревья по характерным признакам.
Игра в слова.
Хлопните в ладоши, услышав слово подходящее деревьям: береза, рябина, ель.
Игра «Солнышко и дождик».
Физминутка «Огородники».
«Иван, иван,
Вырывай бурьян.
Лепка Грибы.
Обследование деревьев, кустарников
Цель: способствовать накоплению чувственного опыта, совершенствовать анализаторы и воспитывать добрые отношения к деревьям на участке.
Клятва деревьям.
Обещаем вам, деревья,
Тонких веток не ломать…
Беседа с родителями «Огород на окне»
Октябрь Наблюдения за насекомыми. Рассматривание муравья через лупу.
Цель: учить детей обращать внимание на этих мелких животных, которых оказывается вокруг очень много. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живым объектам природы.
Игра «Карнавал насекомых».
Игра «Назови насекомое ласково».
Физминутка. «Бабочки и стрекозы»
Тема: «Экскурсия по участку детского сада»
Цель – продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми; дать понятие, что для роста растений необходимы почва, вода, тепло, свет, воздух.
Рисование червячок
Подвижная игра с листочками в руках
Мы – листочки, мы- листочки, Мы летали, мы летали-
Мы –осенние листочки. Все листочки так устали.
Мы на веточках сидели, Перестал дуть ветерок -
Дунул ветер – полетели. Все уселись мы в кружок.
Консультация родителям «Методы ознакомления дошкольников с природой»
Ноябрь Наблюдение за птицами
Цель: учила детей различать их по двум-трем характерным признакам. В процессе наблюдений, акцентировала внимание на том, что растения и птицы – это живые объекты природы и что к ним нужно относиться бережно и заботливо.
Посадка елочки на участке
Цель: способствовала накоплению, расширению и уточнению представлений детей об объектах живой природы на экологической тропе в осенний период.
Игра с вертушками. С помощью вертушки учить определять направление ветра.
Физминутка.
В лесу было тихо, деревья дремали…
Декабрь Тема: «Зимующие птицы»
Цель – познакомить детей с зимующими птицами : воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Дать понятие о том, какую пользу приносят птицы (поедают вредных насекомых).
Ведение календаря природы
Дети ежедневно вставляют птиц, которые прилетали на участок.
Цель: продолжать учить детей быть внимательными и доброжелательными: нужно взять корм для подкормки, переживали, если птицы сразу не прилетали.
Физминутка.
Воробьи- воробушки…
Игра «Дружные слова».
Информирование родителей, какими методами можно знакомить детей с природой, как способствовать развитию их бережного отношения к миру природы
Январь Экскурсия по участку детского сада
Цель – наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за птицами.
Наблюдение за зимующими птицами
Цель: Расширять представления детей о зимующих птицах, их повадках.
Игра «Четвертый лишний».
Игра «Совушка».
Беседа с родителями по изготовлению кормушек и вывешиванию их около своего дома и на участке детского сада Ознакомление родителей с задачами проекта, объектами «экологической тропы»
Февраль Целевая прогулка по участку детского сада.
Цель – продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Февраль – последний месяц зимы.
Аппликация «Домик для птиц»
Общение «Кормушка для птиц», «Как мы птичек кормили»
Лепка Зернышки для птичек (лепка - тесто)
Сюжетно-ролевые игры «Поездка в лес», «Кормушка»
Игра «Узнай растение».
Родительское собрание на тему «Экологическая тропа в ДОУ»
Март Тема: «К деревьям в гости»
Цель – продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада (тополь); дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки.
Игра: «Кто быстрее добежит до березы
Игра «Узнай цветок по описанию».
Тема: «Дикие животные (белка)».
Цель – познакомить детей с белкой : с особенностями ее внешнего вида, повадок, чем питается белка.
Тема: «Первые садовые весенние цветы (тюльпаны, нарциссы)».
Цель – познакомить детей с первыми весенними садовыми цветами (тюльпан, нарцисс, с особенностями их внешнего вида и строения.
Экскурсия по участку детского сада.
Цель – познакомить детей со временем года – весной.
Настольный театр «Репка»
Информирование родителей, какими методами можно знакомить детей с природой, как способствовать развитию их бережного отношения к миру природы.
Апрель Тема: «Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик».
Цель – уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья, об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе : бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Тема: «Человек – живое существо. Беседа о живом и неживом».
Цель – сформировать обобщенное представление о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах: питании, дыхании, движении, способности к росту, развитию, размножению, приспособленности живого организма к условиям существования; учить находить признаки живого у растений и животных.
Вывешивание скворечников на участке «Домики для птиц»
Акция «День Земли»
Цель – дать детям знания о планете Земля (что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала); прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.
Экскурсия по участку детского сада.
Цель – продолжать наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Беседа с родителями «Позаботимся о скворушках» Ознакомление родителей с методами проведения наблюдений за погодой, растениями, птицами, животными и насекомыми во время совместных с детьми прогулок
Май Экскурсия по экологической тропе.
Цель – прощание с весной, знакомство с летом.
Тема: «Наблюдение за бабочками и пчелами»
Цель – познакомить детей с насекомыми (бабочками, пчелами, их внешним видом, образом жизни.
Тема: «Птицы»
Цель – познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, сойки, с их внешним видом и повадками.
Рисование «Божья коровка»
Тема: «Целевая прогулка по участку».
Цель – наблюдение за цветением
Физминутка.
На лугу растут цветы-
Небывалой красоты.
Игра «Узнай растение».
Экологический досуг «Мы друзья природы»
Цель: закрепить основы взаимодействия с природой, правилам поведения в ней, повысить уровень экологической культуры детей.
Работа с родителями. Изготовление стенгазеты «Экологическая тропа» родителей с детьми.
Тема данного проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей.
После проведенной работы можно сделать вывод что основы экологической культуры были заложены в процессе работы на экологической тропе при помощи педагогически организованной деятельности, что позволило решить эколого-педагогические задачи умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания.
Приложение 1
Игра «Карнавал насекомых».
Покажите мне:
— трудолюбивую пчелку
— суетливого муравья
— ленивого паука
— злого жука
— нарядную божью коровку.
— А какую пользу или вред приносят нам насекомые?
(Трудолюбивые пчелы опыляют цветы и дарят нам сладкий целебный мед, муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений).
— Много интересного можно узнать о насекомых, например, что уши у кузнечика находятся на ногах. А поют кузнечики с помощью крыльев.
— А самый сильный на земле не слон и не бегемот, а муравей, он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес. Вот какой силач малютка-муравей.
Игра в слова.
Хлопните в ладоши, услышав слово подходящее муравью, пчеле, шмелю, стрекозе, божьей коровке.
Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, тля, усатый, жужжит, улей, кровосос, большие глаза, паутина, стрекочет.
Игра «Узнай растение».
Называю растение, если оно лекарственное, мяч нужно поймать, если нет отбить.
— А как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? (Цветки собирают, когда растение цветёт; корневища поздней осенью, собирают в сухую погоду, сушат под навесом; нельзя собирать вблизи дорог.)
А сейчас, я предлагаю вам поиграть в больницу, вы вместе со мной будете лечить зверей.
Игра «Узнай растение по запаху».
( Предложить детям узнать по запаху растения: мяты, валерьяны, ромашки.)
— А сейчас, я приглашаю вас в наш фитобар, где вы можете угоститься чаем из вкусных и ароматных трав.
Клятва деревьям.
Обещаем вам, деревья,
Тонких веток не ломать,
Обещаем вам, деревья,
Нежных листиков не рвать.
Обещаем вам, деревья,
Кору вашу не сдирать.
Острым ножиком блестящим
Свежих ран не ковырять.
Обещаем вам, деревья
Птиц певучих не пугать,
Обещаем вам деревья,
Лейкой землю поливать.
Обещаем вам, деревья,
Землю твердую рыхлить,
Ствол могучий или тонкий
Вам весною побелить.
Обещаем вам деревья,
Стать к вам чуточку добрее,
Обещаем вам деревья,
Стать вам ближе и роднее.
Чтобы жить нам вместе с вами
Настоящими друзьями.
Игра с вертушками.
«Ветер – ветерок,
Поиграй с вертушками,
Нашими игрушками».
— А почему они вертятся? (ответы детей)
— Нам же на метеостанции помогает узнать силу ветра ветряной рукав.
Ветер может нам помогать, а может и вредить. Почему ветер — это хорошо? (ответы детей)
А почему плохо? (ответы детей)
Игра «Солнышко и дождик».
(Дети выходят на середину площадки. Берут в руки ленты разного цвета. Рассказывают стихотворение и взмахивают руками.)
«Дождик лей веселей.
Теплых капель не жалей.
Для лесов и для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап,
Кап-кап, кап-кап».
Игра «Узнай цветок по описанию».
(назови и покажи)
— А скажите мне, что нужно для цветов, чтобы они росли, цвели и радовали нас? (свет, тепло, влага и конечно забота людей, растения нужно поливать, рыхлить, оберегать, любоваться)
Игра «Назови овощ ласково».
Помидор (помидорчик, огурец (огурчик, перец (перчик, морковь (морковочка, свекла (свеколка, лук (лучок, чеснок (чесночок, баклажан (баклажанчик).
Игра «Четвертый лишний».
Морковь, яблоко, огурец, помидор.
Лук, виноград, петрушка, баклажан.
Смородина, чеснок, капуста, перчик.
Редька, редиска, тыква, арбуз.
— А у меня здесь корзинка с овощами, а какие это овощи мы узнаем, отгадав загадки.
«Лоскуток на лоскутке,
Зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке».
(капуста)
«Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая».
(морковка)
«Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок,
К земле прирос крепко,
Что это…».
(репка)
«Лежит меж грядок,
Зелен и сладок»
(огурец)
Игра «Дружные слова».
Дети выделяют хлопками подходящие слова.
Воробей — летает, крякает, ходит, прыгает, выводит птенцов, воркует, чирикает.
Ворона – ходит, свистит, каркает, клюёт, гогочет, пьет.
— Ребята, никто из вас не сказал, что видел на улице сову. Почему её нельзя увидеть днем?
— А мы сейчас с вами сможем понаблюдать за ней.
Приложение2
Экологический досуг «Мы друзья природы»
Задачи:
Образовательные:
- закрепить взаимодействия детей с природой, правилам поведения в ней;
- повышать уровень экологической культуры родителей;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, двигательную активность, речевое дыхание
Воспитательные :
-воспитывать бережное отношение к природе, отзывчивость.
Ход мероприятия:
Воспитатель : Уважаемые ребята и родители, сегодня я хочу вам предложить отправиться на экскурсию в лес. Хотите?
Дети: Да
Воспитатель : Тогда садимся в автобус и отправляемся.
Дети и родители встают в круг
Логоритмическое упражнение «Автобус».
Воспитатель : Вот мы и приехали. Садитесь на полянку.
Дети садятся на стульчики, рядом со своими родителями.
Воспитатель : Что- то не слышно, как птички поют и зверей нет. Странно, что- то случилось, наверное.
Появляется Мухомор.
Мухомор: Вы откуда пожаловали и зачем?
Воспитатель : Мы из детского сада. Приехали в лес свежим воздухом подышать, послушать пение птиц, посмотреть, что в лесу растет, кто в лесу живет. Что – то тихо у Вас в лесу, дедушка Мухомор, куда же все подевались?
Мухомор: Приезжали к нам ребята из детского сада, мусор по лесу раскидали, цветы оборвали, птичьи гнезда разрушили, кричали очень громко… Испугались звери и птицы и покинули лес, один я остался.
Воспитатель : Дедушка Мухомор, можем ли мы помочь лесу, чтобы вернуть всех обратно?
Мухомор: Помочь – то можно. Но ваши детки еще маленькие и не справятся одни.
Воспитатель : А нам родители помогут.
Мухомор: Ну, хорошо. Смотрите, здесь на полянке росли цветы, а над ними летали бабочки и пчелы. Дети оборвали цветы, и бабочки улетели. Чтобы вернуть их обратно, нужно собрать цветы.
Игра «Собери цветы».
3 ребенка должны выбрать лепестки такого же цвета, как серединка и сложить цветок. Родители помогают детям.
Приложение 3
Физминутка.
— лёгкий бег – «бабочки», «стрекозы».
— подпрыгивание на двух ногах вверх – «кузнечики».
-А сейчас вспомните и назовите сказки, герои которых насекомые («Дюймовочка», «Приключение Муравьишки», «Муха-Цокатуха», «Тараканище»).
— Скажите, куда пропадают на зиму насекомые?
— Да, они прячутся в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Оказывается божьих коровок можно назвать перелетными жуками. Некоторые из них в конце лета и осенью летают на зимовку, а весной и в начале лета возвращаются обратно. Словно они не жуки, а перелетные птицы.
Физминутка.
На лугу растут цветы-
Небывалой красоты,
(потягивания-руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы,
С ними потянись и ты.
(потягивание руками вверх)
Ветер дует иногда, только это не беда.
(дети машут руками, изображая ветер).
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки.
А потом опять встают и по-прежнему цветут.
Физминутка.
В лесу было тихо, деревья дремали
(подняться на носки, руки поднять вверх)
Вот ветер подул и они застонали.
Безжалостно ветер ломал их порой.
(движения кистями рук из стороны в сторону,
руки вытянуть, наклоны вправо и влево)
Под дерево сели ребята гурьбой.
(присели)
Дождались, чтоб стихло ненастье
И снова, как прежде, стоит тишина
Спасибо за солнце и счастье.
(Встать, поднять руки и покачать ими)
Физминутка «Огородники».
«Иван, иван,
Вырывай бурьян.
Чтоб росла редиска,
Чтоб росла морковка,
Зеленел лучок-
Не ленись дружок,
Чтобы была репка,
Сладкая и крепкая,
Чтоб капусты качанок
Рос с большущий чугунок».
Физминутка.
Воробьи- воробушки,
(Похлопывание руками по бокам)
Серенькие перышки.
(Махи руками вверх-вниз)
Клюйте, клюйте крошки
(Стучим кулачками перед собой)
У меня с ладошки,
(Дуют на ладони)
Нет, с ладошки не клюют.
(Развели руки в стороны, пожали плечами)
И погладить не дают,
(Руки на поясе, наклоны туловища влево — вправо)
Как бы нам поладить,
Чтобы их погладить?
(Хлопаем в ладоши)
Приложение№4
Опрос.
Какие ты знаешь деревья?
Что есть у дерева?
Для чего нужны деревья и цветы?
Какие цветы ты знаешь?
Какие птицы прилетают к нам на участок?
За какими насекомыми мы можем наблюдать на прогулке?
Как нужно относиться к деревьям, цветам, птицам и насекомым?
Такое количество вопросов мной было выбрано потому, что на мой взгляд, по содержанию они не являются сложными для данного дошкольного возраста. Они помогли выявить уровень знаний детей в начале и конце года.
Список используемой литературы
1. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. -М., 1977.
2. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2007.
3. Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. – Спб. ,2004
4. Мешкова Н. Н. ; Николаева С. Н. Наблюдения за птицами. //Дошкольное воспитание. 1997. №7
5. Молодова Л. П. Игровое экологическое занятие в детском саду. – М. ,1999.
6. Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево». Для детских садов и начальной школы. ООО «Карапуз-Дидактика»., 2006.
7. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа». – М. ,2005.
8. Смирнова В. В. и др. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду : Программа и конспекты занятий. - Спб., Издательство РГПУ им. А. И. Герцен, издательство «Союз», 2001.