Такуи(Тамара) Атоян
Экологическая тропа «Удивительное рядом» (старшая группа)
▼ Скачать +Заказ
Экологическая тропа : «Удивительное рядом»
Цель:
Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
Публикация «Экологическая тропа „Удивительное рядом“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Этапы создания и оформления тропы :
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление карты тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
3) Выбор хозяина тропинки – сказочного героя.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Организация экологической тропы на участке детского сада.
• Изучение литературы для разработки экологической тропы
• Подбор материала, соответствующий для детей старшего возраста и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе.
• Материал и формы работы подбираются разнообразные.
• Составление картосхемы экологической тропы для участка детского сада, на которой указываются и отмечаются значками стоянки экологической тропинки.
• Хозяином экологической тропы стал придуманный воспитателем сказочный герой: Садовичок, который предлагает детям задания из корзинки :
• Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.
• При походе по тропе предусмотрено место, где можно отдохнуть, поиграть, послушать спокойную музыку.
• После похода по тропе в «центре творчества», оборудованного на участке, можно сделать зарисовки или вылепить из пластилина, сделать аппликацию какого-нибудь понравившегося объекта.
Стоянками экологической тропы являются :
o «Цветочная клумба»
o «Чудесный огород»
o «Яблонька»
o «Зеленая лужайка»
o «Веселый скворечник»
o «Береза – красавица»
o «Центр творчества»
Ход занятие:
Воспитатель выносит корзину и удивляется, делая вид, что не понимает, откуда она взялась и предлагает детям поразмышлять и высказаться о том, как эта корзина могла оказаться в нашей приемной. Постепенно подводя детей к мысли, что кто-то её мог потерять, относят корзину в центр «Бюро находок», где живут потерянные вещи. Вместе с детьми осматривают корзинку, где находят письмо (записку).
«Здравствуйте!
Если вы читаете это письмо,
Значит, нашли мою корзинку.
Я иногда бываю немного рассеян
И наверно забыл её где-то.
Очень прошу её вернуть,
Ведь она не простая!
И она мне нужна,
А я за это обещаю вам рассказать
И показать много интересного.
Садовичок»
Потом воспитатель, пытается выяснить у детей кто такой «Садовичок» и где его можно найти, чтобы вернуть ему корзинку. Дети высказывают различные предположения, воспитатель рассказывает, что с давних времен в русском народном творчестве существует сказочный герой «Лесовичок», что он защищает лес, постепенно подводя детей к происхождению «Садовичка» (словообразование от слова сад). Вместе с детьми приходят к мысли, о том, что он нас может ждать на участке детского сада.
Дети одеваются (воспитатель незаметно меняет корзинку на похожую, где лежат иллюстрации, загадки, картосхема и др.) и выходят на улицу, где их встречает «Садовичок».
«Садовичок» : Ребята, здравствуйте! Вы нашли мою корзинку, спасибо большое (Берет корзинку).
- А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная.
Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке лежит картосхема.
- Ой, посмотрите, что это в корзиночке?
Дети берут картосхему, разворачивают её, рассматривают.
- Моя корзиночка приглашает вас в путешествие.
Воспитатель берет сказочного персонажа и продолжает путешествие
Стоянки экологической тропы :
1. Стоянка: «Цветочная клумба»
Наблюдение за цветником
Цели: продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе; уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).
Загадка о цветнике. (Загадывает «Садовичок»)
Астра
Красивые цветочки
Расцвели в саду,
Запестрели красками,
А осень на носу
Василек
Цветок ярко-синий, пушистый.
На поле пшеничном родится,
А сам же в еду не годится.
Гладиолус
На шесте - флаги,
Под шестом – шпаги
Шапку золота нашёл.
Колокольчик
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Исследовательская деятельность:
Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.
Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).
Трудовая деятельность:
Сбор семян растений в разные пакеты.
Д/и «Превратись в цветочек»
«Покружись, покружись
И в цветочек превратись»
Дети должны мимикой, действиями изобразить один из цветочков, а «Садовичок» угадывает цветочки.
2. Стоянка: «Чудесный огород»
Наблюдение за огородом
Цели:
• Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу).
• Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой.
• Уточнить представления о многообразии овощей.
• Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении.
Вопросы:
• Что растет на грядке? (Ответы детей - морковь, огурец, помидор и др).
• Как всё это назвать, одним словом? (Ответы детей - это овощи).
• Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).
• А кто выращивает овощи? (Ответы детей).
• Расскажите, зачем люди выращивают овощи? (Ответы детей).
• А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).
Вос-ль: Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).
-Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов.
-А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (Ответы детей - да, оно ест тлю). Вот сколько помощников у растений.
Подвижная игра: «Вершки и корешки».
-Ребята, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные? (Ответы детей).
-Ребята, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей). Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.
В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета - овощи, у которых используются вершки.
Дети делятся на 2 команды и под веселую музыку раскладывают овощи по обручам.
3. Стоянка: «Яблонька»
Рассматривание яблони
Цель: вызвать интерес к конкретному дереву – яблоне, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Само с кулачок, румяный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко. Что это? (яблоко)
Вопросы для беседы
• Это фрукт или овощ? (ответы детей).
• А где растет яблоко? (это фрукт, растет в саду, на яблоне).
• Как рождается яблоко? (ответы детей).
-Растет яблоко долго - от ранней весны до поздней осени. Весной Яблонька радует нас Розовыми нежными цветами. Летом цветочки преображаются в маленькие плоды-яблочки. -А кто знает, от чего зависит вкус яблочка? (Предполагаемые ответы детей) : Если мало было солнышка, влаги, то и яблочко будет кислым, не сочным. О нем надо заботиться. Правильно, чтобы яблочко налилось спелостью, стало румяным и сочным- человек должен заботиться. Но как нужно заботиться о яблоне? (ответы детей). Конечно, поливать, рыхлить землю, бороться с вредными насекомыми, подвязывать ветки, чтобы они не сломались от ветра и от тяжелых плодов.
Рассказ «Садовичка»
Садовичок рассказывает детям о том, что в Сибири не растут южные сорта яблонь, потому что не выдерживают суровой зимы. Садоводы вывели множество сортов, которые хорошо растут в Сибири; такие, как ранет. Он хорошо переносит зиму, правда яблочки у них мелкие, но не менее вкусные. Наша яблонька тоже называется ранеткой (Показ иллюстраций).
• Кто из лесных жителей любит полакомиться яблочками?
• Едят ли яблоки домашние животные? Каким образом?
• Как человек использует яблоню?
• Как вы думаете, полезно ли есть яблоки и почему?
• Как вы понимаете пословицу: «В день по яблоку и врач не нужен»?
• Постарайтесь вспомнить, в каких из них встречалась яблоня и яблоки? «Гуси-лебеди», «Молодильные яблоки», «Спящая красавица», «Старик и яблоня».
Дидактическая игра
«Волшебный мешочек»- дети пытаются найти яблочко в мешочке среди других фруктов, не видя его
4. Стоянка: «Зеленая лужайка»
На этой стоянке дети смогут отдохнуть, поиграть, послушать спокойную музыку. Воспитатель предлагает игры;
5. Стоянка: «Веселый скворечник»
Наблюдаем за скворечником.
Воспитатель предлагает отгадать загадку
Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)
Вопросы
• Что такое скворечник? (ответы детей)
• Откуда он взялся на нашем участке? (ответы детей)
• Для кого человек сделал скворечник (ответы детей)
• Давайте вспомним, что мы знаем об этой птице (ответы детей)
• Почему мы не слышим голоса скворцов? (ответы детей)
«Садовичок» рассказывает о том, что перед отлетом скворец прилетает к своему домику и заводит красивую прощальную песню.
• Как вы думаете, что станет с опустевшим скворечником? (ответы детей)
• Он так и будет пустовать всю зиму? (ответы детей)
Затем «Садовичок» рассказывает о том, что после отлета скворцов их домик займут другие птички, которые останутся с нами зимовать (воробьи или синички)
Подвижная игра: «Вороны, скворцы, синицы)
Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия,
предназначенные определенной птице: Скворец – машем руками, воробей
- прыгаем, вороны – кружимся. С каждым разом темп игры увеличивается. 6. Стоянка: «Береза– красавица»
Наблюдения за березой
Цель: расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.
Вопросы
- Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т. д.)
- Как называется лес, где растут одни березы? (березовая роща)
Игра «Гуляй да присматривай»
(детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов – признаков и слов – действий к слову береза)
Береза (какая) – кудрявая, белоствольная, русская, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная, гибкая, тонкая и т. д.
Береза (что делает) растет, красуется, зеленеет, украшает, лечит и т. д.
- Ребята, давайте вспомним, что покрывает стволы деревьев? (кора)
- Чем отличается ствол березы от других деревьев? (ствол у березы белый)
- Верхний слой коры, как называется? (береста)
- Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.
- Ребята, объясните, а что за черные пятнышки на бересте? Как они называются? (чечевички, через них березка дышит)
- В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб, из коры – бересты получали березовый деготь для хозяйства и смазки колесных осей на телегах, из березового дегтя делают дегтярное мыло, еще наши предки делали легкую и прочную обувь.
- Какие изделия изготавливают из бересты? (сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки)
Подвижная игра: «В поход пойдем»
7. Стоянка: «Центр творчества»
На этой стоянке дети смогут вылепить, зарисовать, сделать аппликацию, одного из запомнившихся объекта.
Материал: бумага, ножницы, клей, пластилин, карандаши.
Рассматривание выставки детских поделок с Садовичком.