Альбина Борзова
Конспект образовательного процесса по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Колосок» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект образовательного процесса
по опытно-экспериментальная деятельности
в средней группе
УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ
Подготовила
воспитатель
Борзова А. Ю.
г. Чебоксары
2018
Цель: развивать познавательную активность ребенка посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект образовательного процесса по опытно-экспериментальной деятельности „Удивительное рядом“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Образовательные задачи :
- Формировать у детей представление о магните, его свойстве притягивать железные предметы через стекло, воду, картон, ткань.
- Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.
- Формировать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать
полученную информацию с помощь пиктограмм -символов.
- Формировать у детей умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес у детей.
- Продолжать развивать у детей мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, формулировать их, аргументировать свои высказывания.
- Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного
материала, аргументировать свои высказывания.
- Активизировать словарь (течет, водопад, исследование, учёные, эксперимент, энциклопедия).
Обогащение словаря: гипотеза, мантия, информация, лаборатория.
- Развивать творческие способности.
- Активизировать словарь (магнит, магнетизм, притягивать, исследование, учёные, эксперимент, энциклопедия, лаборатория, мантия, информация).
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
- Воспитывать инициативность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, сотрудничества.
- Закреплять умение работать в команде.
- Помочь детям сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле.
Словарная работа: магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный.
Предварительная работа: разработка конспекта образовательного процесса "Удивительное рядом", мультимедийной презентации "Использование магнита людьми", "Лунтик", подготовка энциклопедий с информацией о магните.
Материал и оборудование : магниты на каждого, скрепки, гвозди; деревянные, пластмассовые, стеклянные, бумажные маленькие игрушки; плотный лист бумаги, ткань, высокая баночка с водой; нить, варежка с магнитом; одноразовые тарелочки 10 шт.
Демонстрационный материал:
Портрет грустного и веселого Лунтика в мультимедийной презентации.
Звуковое письмо от Лунтика.
Методические приемы:
-сюрпризный момент-письмо от Лунтика;
- проблемный вопрос;
- игра "Подумай сам!";
- дидактическая игра "Книга знаний";
- дидактическая игра " Друг мой - компьютер";
- дидактическая игра "Подскажи мне";
- экспериментальная деятельность : "
Ход образовательного процесса:
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки. А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.
- Доброе утро, дорогие дети и уважаемые взрослые.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Послание для детей средней группы «Сказка". Это, наверное, нам. Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей). Не будем гадать, откроем и посмотрим. Хотите посмотреть, что там? (Открывают, там флешка или диск). Вставим в компьютер и посмотрим. (Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от Лунтика).
" Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лунтик. Я живу на планете, которая называется Луна. Моя планета совсем не похожа на вашу. Дорогие маленькие жители планеты Земля, мне очень интересна ваша планета, я там никогда не был. Мне очень хотелось бы узнать о ней побольше. Расскажите мне, пожалуйста, о ней. Я очень надеюсь, что вы откликнетесь на мою просьбу. Заранее спасибо. "
(На экране задумчивое лицо Лунтика)
Воспитатель: Ребята, поможем Лунтику узнать нашу планету поближе?
Дети: Да.
В. : Садитесь, пожалуйста, за стол. Перед вами на столе карточки с различными изображениями. Выбирайте, пожалуйста, ту картину, о чем будем рассказывать Лунтику?
После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети выбирают тему исследования «МАГНИТ".
Воспитатель: Что же вы хотите рассказать Лунтику о магните?
Дети: Что такое магнит? Какой он? Притягивает ли он все предметы? Как люди используют магнит на Земле?
Воспитатель: А как же мы с вами узнаем столько о магните?
Дети: Необходимо исследовать и как можно больше узнать о магните.
Воспитатель: А как? Где мы можем найти ответы на наши вопросы
Выбор методов исследования.
Дети: Прочитать в книге, найти в компьютере, спросить у мамы или папы, понаблюдать.
Воспитатель подсказывает (если дети не назовут) детям, что можно провести эксперимент и подумать самим.
Воспитатель: Я предлагаю составить план нашего будущего исследования. Подумайте и скажите, что мы должны сделать вначале? потом? (ответы детей).
(Воспитатель подводит детей к тому, что вначале необходимо подумать самостоятельно. Как только дети с этим согласились, кладем на первое место карточку с символом «подумать самостоятельно». Затем дети предлагают найти нужную информацию в книгах. Ставим на второе место карточку с символом «посмотреть в книгах». Затем «спросить у других", " посмотреть в компьютере", «провести эксперимент» и «понаблюдать»).
Воспитатель : Итак, ребята, у нас получился план исследования. Вы согласны со мной? Исследователи, вы готовы к поиску информации по этому плану?
Дети: Да!
Воспитатель : Следующий шаг - сбор материала. Как мы будем фиксировать получаемые сведения, чтобы не забыть? Предлагаю маленькие листочки бумаги, на которых будетм делать заметки - рисунки, значки, символы, буквы, слова и т. п. Все карточки после фиксации информации будем класть в кармашки "фартука информации". Кто хочет стать собирателем информации и носить "фартук информации"? (Дети самостоятельно выбирают одного из детей). Предлагаю магнит обозначать кругом О. (Каждый ребенок берет несколько листочков для фиксации.)
Пока не начали исследование, предлагаю выбрать главного научного исследователя, который будет рассказывать Лунтику всю информацию о магните, которую мы с вами добудем.
(Дети выбирают докладчика).
Сбор материала.
Первый метод "подумай сам".
Первый из выделенных нами методов - «подумать самостоятельно».
Воспитатель : Давайте подумаем, что такое магнит. Что вы знаете о нем?
Дети рассказывают о магните то, что сами знают. Делают вместе с педагогом пиктограммы (рисуночки) и кладут в кармашек "фартука информации". (Воспитатель помогает детям, если дети затрудняются с определением символа).
Второй метод «прочитать в книге».
Воспитатель : Из каких источников мы можем найти нужную информацию о воде?
Дети: Мы можем найти нужную информацию из книг, журналов, энциклопедий.
Воспитатель: В моей энциклопедии есть интересные факты. Подойдите к столу, рассматривайте. Поищите самую интересную и полезную информацию о магните в энциклопедии.
Дети рассматривают картины в книгах, находят информацию о том, что магнит действует через другие материалы, зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации" .
Третий метод " посмотреть в компьютере";
Дети смотрят презентацию о применении людьми магнита, рисуют пиктограммы и кладут в кармашек"фартука информации".
Четвертый метод «спросить у специалиста» или у взрослого.
Дети подходят к взрослым и просят об интересующем объекте (о полюсах магнита, зарисовывют и кладут в кармашек "фартука информации".
Воспитатель: Какой еще метод у нас остался?
Дети: Провести эксперимент.
А теперь немного отдохнем. Физкультминутка.
Лунтик на Луне родился, (поднимаемся на носочки, руки разводим вверху)
Лунтик очень удивился? (пожимаем плечами, руки в стороны внизу)
Дождик почему идет? (стучат указательным пальцем по ладошке)
И куда пескарь плывёт? (плавательные движения руками)
Почему цветок растет, (наклон на прямых ногах, руки вниз, медленно поднимает туловище
и руки вверх.)
Тянет к солнцу стебелёк? («цветок из ладошек» поднимаем над головой)
Лунтик в гости приходи, (шагаем)
Всё узнаем вместе мы! (хлопаем)
5 метод: "провести эксперимент и наблюдать".
Для проведения эксперимента приглашаю вас всех в лабораторию. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое лаборатория? Чем люди занимаются там?
Дети: Лаборатория-это место, где люди проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: С какой целью они проводят эксперименты?
Дети: Чтобы узнать или открыть что-то новое.
Воспитатель: Чтобы идти в лабораторию, предлагаю надеть халаты и шапочки, вспомнить правила поведения в ней.
Дети называют правила поведения в лаборатории:
- Внимательно слушать воспитателя.
- Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
- Не трогать оборудование, приборы без разрешения педагога;
- Нельзя засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Приступать к опыту только после объяснения воспитателем последовательности его проведения и только с разрешения воспитателя.
- Во время опыта быть аккуратным, не отвлекаться.
- Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
- Закончив работу, оставь рабочее место в чистоте, убери за собой.
ОПЫТЫ
ОПЫТ 1 "Какой он, магнит?"
Воспитатель: Ребята вы пришли в научную лабораторию. Проходите за свои рабочие места. У вас на столе лежит магнит, возьмите его в руки и потрогайте, внимательно посмотрите. Что вы можете о нем сказать? (ответы детей).
Дети: Магнит гладкий, холодный, твёрдые, магниты бывают разного размера и формы.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
Воспитатель: Какого они цвета? (красный и синий, черный).
Воспитатель: Какой формы ваши магниты? (прямоугольный, круглые, в виде подковы)
Воспитатель: Одинакового ли размера магниты?
Дети: Магниты разного размера: и маленькие, и большие.
Воспитатель: Какой магнит на ощупь? Гладкий или шероховатый? (гладкий)
- Холодный или теплый? (холодный)
Воспитатель: Твердый или мягкий? (твердый)
Воспитатель: Итак, какой он, магнит?
ВЫВОД: Магнит гладкий, холодный, твёрдые, магниты бывают разного размера и формы.
Воспитатель: давайте зарисуем наши выводы (дети зарисовывают и кладут карточки в кармашек "фартука информации".)
Воспитатель: Продолжаем наше исследование. Ребята, вы сказали, что магнит притягивает. Хотите это проверить? (да)
ОПЫТ 2 "Что такое магнит? Какие предметы притягивает?"
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что магнит притягивает. Как вы считаете, все ли предметы притягивает магнит? (гипотезы детей). Предлагаю проверить это научным путем. Возьмите магнит и поднесите его к предметам в тарелочке.
Какой предмет притянул магнит у тебя, Саша?
Женя: Гвоздь.
Воспитатель : А у тебя Маша?
Маша: Скрепка.
Воспитатель: Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала сделаны эти предметы?
Дети: Они все из металла.
Воспитатель: А знаете, все эти предметы ещё называют, магнетические. Все магнетические предметы положите на зеленную тарелку (кладут). Какие предметы мы положили на зеленную тарелку? Из чего они сделаны?
Дети: Металлические (железные)
В тарелочках остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их рассмотрим. (рассматривают)
Воспитатель: Остались предметы, из какого материала? (из пластмассы, из дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги). Что об этом можно сказать?
Дети: Магнит пластмассу, дерево, стекло, бумагу не притягивает.
Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Итак, как вы думаете, что такое магнит?
Вывод (дети) : Магнит – это предмет, который притягивает к себе металлические предметы.
Воспитатель: А теперь давайте еще раз повторим, чтобы Лунтик запомнил что такое магнит.
ОПЫТ 3 «Действует ли магнит через другие материалы?»
Опыт «Действие магнита через стекло»
Воспитатель: В энциклопедии мы с вами узнали, что магнит действует через стекло, воду, картон и ткань. Как вы считаете, может магнит действовать через другие материалы? Проверим опытным путем? Что у нас на столах?» (Стаканы, магниты, металлические предметы)
Воспитатель: Если мы опустим скрепку в стакан, будет ли она двигаться за магнитом? Проверим?
Дети формулируют вывод: магнит притягивает металлические предметы через стекло.
Воспитатель: Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")
Опыт «Действие магнита через воду»
Воспитатель: Если мы в стакан нальем воду. Как вы думаете, будет ли магнит притягивать металл через воду? Проверим?
Воспитатель: Налейте в стакан воду и опустите туда металлический предмет.
Дети наливают в стакан воду и отпускают металлическую скрепку.
Воспитатель: А теперь проверим, действует ли магнит через воду?» Опускаем магнит на веревочке в воду. «Что видим?»
Дети: Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды.
Воспитатель: Итак, магнит действует через воду?
Вывод (дети) : Магнит действует через воду.
Воспитатель: Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")
Опыт «Действие магнита через картон»
Воспитатель: Теперь предлагаю проверить, не помешает ли толстый картон магниту притягивать металлические предметы к себе.
На столе картонная коробка, в коробке металлические скрепки.
Проверьте, притягиваются ли они к магниту через картон? Помешал ли картон магниту двигать металлические скрепки?»
Дети: Нет. Картон не мешает металлическому предмету притягиваться к магниту.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
Дети: Магнит притягивает к себе металлические предметы через и картон.
Воспитатель: Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")
Опыт «Действие магнита через ткань»
Воспитатель: Я думаю, что через ткань магнит не притягивает металлические предметы. Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Проверим? Возьмите металлическую скрепку, положите на стол, а сверху покрывайте тканевой салфеточкой. А теперь поднесите свой магнит к серединке платка и медленно поднимайте. Что происходит?
Дети: Салфетка поднимается вслед за магнитом.
Воспитатель: О чем это говорит? Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
Дети (делают вывод) : Магнит притягивает металлические предметы через ткань.
Дети: (делают вывод) Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")
Воспитатель: (делают вывод) : Всю ли информацию мы с вами проверили опытным путем?
Дети: Да.
Воспиатель: Тогда мы можем считать, что работа наша в лаборатории закончилась?
Давайте приведем наше рабочее место в порядок. (Дети аккуратно складывают все, с чем работали).
Теперь предлагаю снять халаты и шапочки, аккуратно повесить на спинку стула и сесть за стол.
Обобщение полученных данных.
Воспитатель: Ребята, много ли интересного мы узнали с вами о магните?
Дети: Много.
Воспитатель : Достаньте из кармашек ваши рисуночки-информации, разложите на столе так, чтобы все их видели. Разложите пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором месте, на третьем месте и т. д.
А теперь попросим нашего главного научного исследователя облачиться в мантию и рассказать по пиктограмма все, что мы узнали о магните. А я буду снимать на телефон, а запись мы перешлем Лунтику.
Ребенок: Магнит-это предмет, который притягивает металлические предметы. Он гладкий, холодный, твёрдый, бывает красного, синего, черного цвета и разного размера и формы. Магнит притягивает металлические предметы через стекло, воду, дерево, ткань.
Магнит используется в магнитофонных колонках — динамиках, в холодильниках, в компасе, в телефонах, в игрушках, при строительстве и ремонте подводных сооружений, в детских играх.
Воспитатель: Итак, по вайберу в сию же секунду отправлю всю информацию Лунтику. (Отправляет)
На экране появляется радостный Лунтик : "Спасибо вам, юные земляне. Теперь все жители планеты Луна будут знать, что на планете Земля есть магнит. "
Рефлексия.
- Как вы думаете, мы справились со своей работой, собрали все интересное о магните и переслали Лунтику?
- Что нового и интересного узнали вы сегодня о магните?
- Какая информация удивила вас?
- Что для вас было самым интересным?
- Какие опыты с магнитом мы проводили?
- Что вам больше всего понравилось?
- Хотели бы вы и дальше дружить с Лунтиком и рассказать много интересного о нашей планете?
Воспитатель : Ребята, вы сегодня большие молодцы, настоящие исследователи. Я хочу подарить вам магнитики, с помощью которых вы дома продолжите свои опыты и эксперименты и нам о них потом в группе расскажете. Спасибо вам, ребята. Желаю вам удачи! А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями.