Альбина Борзова
Конспект занятия «Удивительное рядом» по теме «Свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
"Удивительное рядом"
Цель: развитие познавательной активности ребенка посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Образовательные задачи:
- Формировать у детей представление о магните, ее свойствах.
- Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.
- Формировать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать
полученную информацию с помощь пиктограмм -символов.
Публикация «Конспект занятия „Удивительное рядом“ по теме „Свойства магнита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
- Формировать у детей умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес у детей.
- Продолжать развивать у детей мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, формулировать их, аргументировать свои высказывания.
- Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного
материала.
- Развивать творческие способности.
- Активизировать словарь (магнит, магнетизм, притягивать, исследование, учёные, эксперимент, энциклопедия, лаборатория, мантия, информация).
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
- Воспитывать инициативность, самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, сотрудничества.
- Закреплять умение работать в команде.
- Помочь детям совершать добрые поступки по собственной воле.
Словарная работа: магнит, магнетические, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный.
Предварительная работа: разработка конспекта образовательного процесса "Удивительное рядом", мультимедийной презентации "Использование магнита людьми", "Лунтик", подготовка энциклопедий с информацией о магните.
Материал и оборудование : магниты на каждого ребенка, скрепки, гвозди; деревянные, пластмассовые, стеклянные, кожаные, бумажные маленькие игрушки; плотный лист бумаги, ткань, высокая баночка с водой; нить, варежка с магнитом; тарелочки 4 шт.
Демонстрационный материал:
Портрет грустного и веселого Лунтика в мультимедийной презентации.
Звуковое письмо от Лунтика.
Раздаточный материал:
магниты на каждого ребенка; плотный лист бумаги, ткань, высокая баночка с водой; тарелочки.
Методические приемы:
-сюрпризный момент-письмо от Лунтика;
- проблемный вопрос;
- игра "Подумай сам!";
- дидактическая игра "Книга знаний";
- дидактическая игра " Друг мой - компьютер";
- дидактическая игра "Подскажи мне";
- экспериментальная деятельность: "
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята! Посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки. А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.
- Доброе утро, дорогие дети и уважаемые взрослые.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Послание для детей средней группы «Сказка". Это, наверное, нам. Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей). Не будем гадать, откроем и посмотрим. Хотите посмотреть, что там? (Открывают, там флешка или диск). Вставим в компьютер и посмотрим. (Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от Лунтика).
" Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лунтик. Я живу на планете, которая называется Луна. Моя планета совсем не похожа на вашу. Дорогие маленькие жители планеты Земля, мне очень интересна ваша планета, я там никогда не был. Мне очень хотелось бы узнать о ней побольше. Расскажите мне пожалуйста, о ней. Я очень надеюсь, что вы откликнетесь на мою просьбу. Заранее спасибо. "
(На экране задумчивое лицо Лунтика)
Воспитатель: Ребята, поможем Лунтику узнать нашу планету поближе?
Дети: Да.
В. : Садитесь, пож-та, за стол. Перед вами на столе карточки с различными изображениями. Выбирайте, пожалуйста, ту картину, о чем будем рассказывать Лунтику?
После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети выбирают тему исследования
«МАГНИТ".
Воспитатель: Что же вы хотите рассказать Лунтику о магните?
Дети: Что такое магнит? Какой он? Притягивает ли он все предметы? Как люди используют магнит на Земле?
Воспитатель: А как же мы с вами узнаем столько о магните?
Дети: Необходимо исследовать и как можно больше узнать о магните.
Воспитатель: А как? Где мы можем найти ответы на наши вопросы
Выбор методов исследования.
Дети: Прочитать в книге; найти в компьютере; спросить у мамы или папы, или у старшего брата; понаблюдать.
Воспитатель подсказывает (если дети не назовут) детям, что можно провести эксперимент и подумать самим.
Воспитатель: Я предлагаю составить план нашего будущего исследования. Подумайте и скажите, что мы должны сделать вначале? потом? (ответы детей).
(Воспитатель подводит детей к тому, что вначале необходимо подумать самостоятельно. Как только дети с этим согласились, кладем на первое место карточку с символом «подумать самостоятельно». Затем дети предлагают найти нужную информацию в книгах. Ставим на второе место карточку с символом «посмотреть в книгах». Затем «спросить у других", " посмотреть в компьютере", «провести эксперимент» и «понаблюдать».
Воспитатель : Итак, ребята, у нас получился план исследования. Вы согласны со мной? Исследователи, вы готовы к поиску информации по этому плану?
Дети: Да!
Воспитатель : Следующий шаг - сбор материала. Как мы будем фиксировать получаемые сведения, чтобы не забыть? Предлагаю маленькие листочки бумаги, на которых будете делать заметки - рисунки, значки, символы, буквы, слова и т. п. Все карточки после фиксации информации будем класть в кармашки "фартука информации". Предлагаю магнит обозначать кругом О. (Каждый ребенок берет несколько листочков для фиксации.)
Пока не начали исследование, предлагаю выбрать главного научного исследователя, который будет нам рассказывать всю информацию о магните, которые мы с вами добудем.
(Дети выбирают докладчика).
Сбор материала.
Первый метод "подумай сам".
Первый из выделенных нами методов - «подумать самостоятельно».
Воспитатель : Давайте подумаем, что такое магнит. Что вы знаете о нем?
Дети рассказывают о магните то, что сами знают. Делают вместе с педагогом пиктограммы (рисуночки) и кладут в кармашек "фартука информации". (Воспитатель помогает детям, если дети затрудняются с определением символа).
Второй метод «прочитать в книге».
Воспитатель : Из каких источников мы можем найти нужную информацию о воде?
Дети: Мы можем найти нужную информацию из книг, журналов, энциклопедий.
Воспитатель: В моей энциклопедии есть интересные факты. Подойдите к столу, рассматривайте.
Поищите самую интересную и полезную информацию о магните в энциклопедии.
Дети рассматривают картины в книгах, находят информацию, зарисовывают и кладут в кармашек.
"фартука информации").
Третий метод " посмотреть в компьютере";
Дети смотрят презентацию о применении людьми магнита, рисуют пиктограммы и кладут в кармашек"фартука информации".
Четвертый метод «спросить у специалиста» или у взрослого.
Дети подходят к взрослым и просят об интересующем объекте, зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации".
Воспитатель: Какой еще метод у нас остался?
Дети: Провести эксперимент.
А теперь немного отдохнем. Физкультминутка.
Лунтик на Луне родился, (поднимаемся на носочки, руки разводим вверху)
Лунтик очень удивился? (пожимаем плечами, руки в стороны внизу)
Дождик почему идет? (стучат указательным пальцем по ладошке)
И куда пескарь плывёт? (плавательные движения руками)
Почему цветок растет, (наклон на прямых ногах, руки вниз, медленно поднимает туловище
и руки вверх.)
Тянет к солнцу стебелёк? («цветок из ладошек» поднимаем над головой)
Лунтик в гости приходи, (шагаем)
Всё узнаем вместе мы! (хлопаем)
5 метод: "провести эксперимент и наблюдать".
Для проведения эксперимента приглашаю вас всех в лабораторию. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое лаборатория? Чем люди занимаются там?
Дети: Лаборатория-это место, где люди проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: С какой целью они проводят эксперименты?
Дети: Чтобы узнать или открыть что-то новое.
Воспитатель: Чтобы идти в лабораторию, предлагаю надеть халаты и шапочки, и вспомнить правила поведения в ней.
Дети называют правила поведения в лаборатории:
- Внимательно слушать воспитателя.
- Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
- Не трогать оборудование, приборы без разрешения педагога;
- Нельзя засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Приступать к опыту только после объяснения воспитателем последовательности его проведения и только с разрешения воспитателя.
- Во время опыта быть аккуратным, не отвлекаться.
- Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
- Закончив работу, оставь рабочее место в чистоте, убери за собой.
ОПЫТЫ
ОПЫТ 1
Воспитатель: Ребята вы пришли в научную лабораторию. Проходите за свои рабочие места. У вас на столе лежит магнит, возьмите его в руки и потрогайте, внимательно посмотрите. Что вы можете о нем сказать? (ответы детей).
Вывод: Это металл, он твердый, у него гладкая поверхность, он тяжелый.
Воспитатель: Какого они цвета? (красный и синий, черный).
Воспитатель: Какой формы ваши магниты? (прямоугольный, круглые, в виде подковы)
Воспитатель: Одинакового ли размера магниты?
Дети: Магниты разного размера : и маленькие, и большие.
Воспитатель: Какой магнит на ощупь? Гладкий или шероховатый? (гладкий)
- Холодный или теплый? (холодный)
Воспитатель: Твердый или мягкий? (твердый)
Воспитатель: А теперь давайте повторим, чтобы запомнить и рассказать Лунтику. Итак, какой он, магнит?
ВЫВОД: Магнит гладки, холодный, твёрдые, магниты бывают разного размера и формы.
Воспитатель: давайте зарисуем наши выводы (дети зарисовывают и кладут карточки в кармашек "фартука информации".)
Воспитатель: Продолжаем наше исследование. Ребята, вы сказали, что магнит притягивает. Хотите это проверить? (да)
ОПЫТ 2 "Что такое магнит? Какие предметы притягивает?"
Ребята, вы сказали, что магнит притягивает. Как вы считаете, все ли предметы притягивает магнит? (гипотезы детей).
Давайте проверим это научным путем. Возьмите магнит и поднесите его к предметам в тарелочке.
Какой предмет притянул магнит у тебя, Саша?
Женя: Гвоздь.
Воспитатель : А у тебя Маша?
Маша: Скрепка.
Воспитатель: Что можно сказать про эти предметы? Из какого материала сделаны эти предметы?
Дети: Они все из металла.
Воспитатель: А знаете, все эти предметы ещё называют, магнетические. Все магнетические предметы положите в пустую корзинку (кладут). Какие предметы мы положили в корзинку?
Дети: Магнетические.
В тарелочках остались предметы, которые магнит не притянул, давайте их рассмотрим. (рассматривают)
Воспитатель: Остались предметы, из какого материала? (из пластмассы, из дерева, из стекла, резины, кожи, бумаги). Что об этом можно сказать?
Дети: Магнит пластмассу, дерево, стекло, кожу, бумагу не притягивает.
Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Итак, как вы думаете, что такое магнит?
Дети: Магнит – это предмет, который притягивает к себе металлические предметы.
Воспитатель: Я довольна вами, вы меня порадовали своими знаниями.
ОПЫТ 3 «Действует ли магнит через другие материалы?»
Воспитатель: Как вы считаете, может магнит действовать через другие материалы:
например, дерево, ткань, вода, стекло? Я предлагаю это проверить.
Что у нас на столах?» (Стаканы, магниты, металлические предметы)
Воспитатель: Если мы опустим скрепку в стакан, будет ли она двигаться за магнитом? Проверим?
Дети формулируют вывод: магнит притягивает металлические предметы через стекло.
Воспитатель: Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")
Воспитатель: Если мы в стакан нальем воду. Как вы думаете, будет ли магнит притягивать металл через воду? Давайте проверим.
Воспитатель: Налейте в стакан воду и опустите туда металлический предмет.
Дети наливают в стакан воду.
Воспитатель: А теперь проверим, действует ли магнит через воду?» Опускаем магнит на веревочке в воду. «Что видим?»
Дети: Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды.
Вывод: Магнит действует через воду.
Воспитатель: Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")
Воспитатель: «Теперь давайте проверим, не помешает ли толстый картон магниту притягивать металлические предметы к себе»
Проходим за столы. На столе картонная коробка, в коробке металлические скрепки.
Проверьте, притягиваются ли они к магниту через картон? Помешал ли картон магниту двигать металлические скрепки?»
Дети: Нет. Картон не мешает металлическому предмету притягиваться к магниту.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
Дети: Магнит притягивает к себе металлические предметы через и картон.
Воспитатель: Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")
Воспитатель: Я думаю, что через ткань магнит не притягивает металлические предметы. Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Проверим? На столе под салфеткой находится металлическая скрепка. К середине салфетки дети подносят магнит. Салфетка поднимается вслед за магнитом. Развернув салфетку, дети видят, что в ней находится металлическая скрепка.
Дети делают следующий вывод: магнит притягивает металлические предметы через ткань.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
Дети: (Делают вывод) Магнит притягивает металлические предметы не только через воду, стекло, картон, но и через ткань. ткань.
Воспитатель: Предлагаю фиксировать в карточке результат нашего опыта. (Дети зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации")
Вот и закончились наши опыты. Давайте приведем наше рабочее место в порядок. (Дети аккуратно складывают все, с чем работали). На все ли вопросы мы с вами ответили?
Дети: ДА.
Теперь предлагаю снять халаты и шапочки, аккуратно повесить на спинку стула и сесть за стол.
Обобщение полученных данных.
Воспитатель: Ребята, много ли интересного мы узнали с вами о магните?
Дети: Много.
Воспитатель : Достаньте из кармашек ваши рисуночки-информации, разложите на столе так, чтобы все их видели. Разложите пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором месте, на третьем месте и т. д.
А теперь попросим нашего главного научного исследователя. облачиться в мантию и рассказать по пиктограмма все, что мы узнали о магните. А я буду снимать на телефон, а запись мы перешлем Лунтику.
Ребенок: Магнит-это предмет, который притягивает металлические предметы. Он гладкий, холодный, твёрдый, бывает красного, синего, черного цвета и разного размера и формы. Магнит притягивает металлические предметы через стекло, воду, дерево, ткань.
Магнит используется в магнитофонных колонках — динамиках, в холодильниках, в компасе, в телефонах, в игрушках, при строительстве и ремонте подводных сооружений, в детских играх.
Воспитатель: Итак, по вайберу в сию же секунду отправлю всю информацию Лунтику. (Отправляет)
На экране появляется радостный Лунтик : "Спасибо вам, юные земляне. Теперь все жители планеты Луна будут знать, что на планете Земля есть волшебный магнит. "
Рефлексия.
- Как вы думаете, мы справились со своей работой, собрали все интересное о магните и переслали Лунтику?
- Что нового и интересного узнали вы сегодня о магните?
- Какая информация удивила вас?
- Что для вас было самым интересным?
- Какие опыты с магнитом мы проводили?
- Что вам больше всего понравилось?
- Хотели бы вы и дальше дружить с Лунтиком и рассказать много интересного о нашей планете?
Воспитатель : Ребята, вы сегодня большие молодцы, настоящие исследователи. Я хочу подарить вам магнитики, с помощью которых вы дома найдете металлические предметы, продолжите свои опыты и эксперименты и нам о них потом в группе расскажете. Спасибо вам, ребята. Желаю вам удачи! А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями