Оксана Новикова
Проект «Удивительное дерево — рябина» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий,
информационно-познавательный проект
«Удивительное дерево – Рябина»
(старшая группа)
Составила Новикова О. А.
Воспитатель
г. Москва 2017г
Тип проекта : Творческий, информационно-познавательный
Длительность проекта : краткосрочный
Объект исследования: Дерево — рябина
Публикация «Проект „Удивительное дерево — рябина“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Содержание проекта : Познакомить с рябиной. Научить бережно относиться к природе. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта.
Проблема: Большинство современных детей редко общается с природой. Деревьяокружают нас постоянно. Дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Среди них красивое дерево – рябина. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Цель: Углубление естественнонаучных знаний детей о рябине, привлечение знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков и практической жизни. Формирование активной позиции взрослых и детей по созданию благоприятной среды жизни, изучению и охране деревьев в условиях города.
Задачи:
1. Показать связь между деревьями и человеком;
2. Способствовать развитию познавательной деятельности в изучении живой природы;
3. Углубление знаний о рябине : особенности строения, произрастания и возможности использования человеком;
4. Формировать представление о том, что у растений может быть разное состояние, видеть основные проявления хорошего и плохого состояния растений;
5. Развивать способность к поисковой деятельности, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
6. Воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показать значимость действий каждого человека в её сохранении.
Актуальность и значимость: Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Ожидаемые результаты:
1. Дети и взрослые больше узнают о тех растениях, которые растут в городе, о том, какую роль они играют в жизни человека;
2. Участие родителей в реализации проекта;
3. Более бережное отношение взрослых и детей к миру природы;
4. Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку;
Образовательные области, используемые в ходе проекта :
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
В ходе работы над проектом мы вместе с детьми и родителями узнали много нового о рябине, познакомились со сказками, загадками, песнями, стихами, поговорками, пословицами, народными приметами.
Этапы реализации проекта.
I этап— подготовительный.
Постановка проблемы.
Подбор художественной литературы: сказки, загадки, пословицы, стихи, песни.
Подбор познавательной, научной литературы.
Подбор материально-технического оснащения для опытов и экспериментов.
Создание фотоальбомов.
Показ презентаций о рябине.
Просмотр видеофильмов о природе.
II этап— основной этап.
1. Беседы
«О рябине детям»
«Рябина – известное лекарственное растение»
«Удивительное дерево – Рябина»
«Как деревья к зиме готовятся»
«В гостях у рябины»,
«О народных традициях, рассказ о русском народном празднике «Рябинник»;
«Лекарственные свойства рябины»
«Почему Сентябрь называют рябинником».
2. Чтение:
Сухомлинский «Птичья кладовая»
И. Ревю «Сказка про рябину»
Природоведческая сказка «Рябина-спасительница»
Сказка «Волшебная рябина»
Сказка-быль «Рябина»
НОД «Рябина - именинница».
Е. Наумова «Рябиновая гроздь»
К. Найденов «Зарумянились рябинки»
Чтение и обсуждение рассказов М. Пришвин «Разговор деревьев», «Осенние листики».
3. Экспериментальная деятельность. (см. приложение)
4. Творческая продуктивная деятельность: (см. фотоотчет)
1. Аппликация «скатыванием» «Гроздь рябины», Коллективная аппликация из природного материала «Осенняя картина».
2. Рисование ватными палочками «Рябинка».
3. Лепка панно из соленого теста «Гроздья рябины».
4. Целевая экскурсия к рябине «Рябина-красавица, нам она очень нравится»
5. Сбор плодов рябины для изготовления украшений: бус, браслетов.
6. Дидактические игры: «С кем дружит рябина?», «Что нужно для рябинового компота?», «С какого дерева листок», «Подбери пару», «Что за ягодка?», «Времена года». Задания на развитие творческого воображения: «О чем шепчут листья рябины», «Кому помогают плоды рябины зимой?» и др.
7. Разучивание хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности: «Кто быстрее до рябинки!», «По мосточку до рябины», «Собери ветку рябины», «Кто больше ягод соберет».
8. Физкультминутка «Рябинка», пальчиковая гимнастика «Раз рябинка, два рябинка!»
9. Загадки. «Образ рябины в народном творчестве» (см. приложение)
9. Решение проблемной ситуации — «У рябины содрана кора, что может случиться? Как помочь ей можно помочь?»
10. Создание книжек-малышек (дети и родители) «Красавица рябинка».
11. Конкурс рисунков «Красавица-рябина».
III этап— заключительный.
1. Демонстрация альбома «Волшебная рябинка».
2. Викторина «Что мы знаем о рябине».
3. Выставка рисунков «Красавица-рябина»
Результат проекта :
1. Создание фотоальбома «Волшебная рябинка».
2. Книжки-малышки «Красавица-рябинка».
3. Коллективная аппликация «Осенняя картина».
4. Выставка панно из соленого теста «Гроздья рябины»
Природа любого края неповторима, но, воспитывая чувство любви к природе родного края, мы должны давать детям понимание того, что наша «малая Родина» — лишь часть огромной страны, в которой таких уголков множество.
Таким образом, в нашей работе прослеживается основной принцип нравственно-патриотического воспитания: от малого -к большому, от частного -к общему. Воспитывая любовь к родному краю, мы растим истинных патриотов России!
Используемая литература:
1. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования. Волгоград: Издательство «Учитель», 2012 г. Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей. Москва: 2. Творческий центр Сфера, 2012г. Иванова Т. В. «Система работы по воспитанию чувства патриотизма», Корифей 2008г. Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://Navigator.firo.ru
Приложение
Экспериментальная деятельность.
Исследовательская деятельность детей обязательно сочетается с рисованием, лепкой, чтением сказок, играми.
Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию дерева и природы в целом, умении видеть их красоту.
Дети также участвуют в трудовой деятельности и в случае необходимости оказывают растению помощь, создавая для него благоприятную среду.
В процессе экспериментальной деятельности создать условия для формирования у детей умения смотреть на объект исследования с разных сторон.
1. Рассматривание через лупу коры рябины, её строения.
Тактильный опыт: «Как пахнет кора рябины?». Обследование коры рябины закрытыми глазами.
Вывод: кора рябины блестящая, коричневая, с темными пятнами, на ощупь чуть шероховатая.
2. Рассматривание плодов рябины, сравнение их с семенами рябинника.
Вывод: Плоды рябины находятся внутри мягкости ягоды, они не опадают на землю осенью, а остаются висеть гроздьями на ветке. Плоды рябинника опадают на землю осенью, они не имеют мягкости, покрыты створками.
3. Эксперимент: в прозрачный стакан поместить плоды рябины и рябинника, размять. Что произойдет? Вывод: мякоть рябины стала рыхлой и отделилась от семян. Створки семян рябинника остались такими же.
4. Определение на вкус варенья из рябины, вишни и смородины.
Вывод: Варенье из вишни и смородины сладкое, а из рябины — горько-сладкое.
5. Сравнение вкуса компота из рябины и из яблок.
Вывод: Компот из яблок коричневого цвета, на вкус сладкий. Компот из рябины светло-желтый, горький.
6. Выложить из подручного материала (палочек, камешков и др.) модели листа рябины, у многих деревьев листья единичные, а у рябины маленькие листики попарно расположены.
Сосчитать, сколько их.
7. Посчитать, сколько стволов в кусте рябины, сколько гроздей.
8. Рассмотреть через лупу ягоды, листья. Сравнить красную рябину с другими деревьями и кустарниками на территории детского сада.