Дарья Нелюбина
Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МЕДНОГОРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «СОЛНЫШКО» Г. МЕДНОГОРСКА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Выполнила: Нелюбина Дарья Сергеевна
Должность: Воспитатель
МЕДНОГОРСК
2019г.
Пояснительная записка.
Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Создание экологической тропы на территории ДОУ содействует увеличение уровня знаний в дошкольном образовании. Знания, полученные детьми на экологической тропе, являются дополнительными знаниями, которые дети приобретают на занятиях. Самое главное, что дети могут эти умения могут применять на практике в комплексе.
Воспитывается трудолюбие и уважение к труду взрослого, дети развивают способность оценивать свои результаты в труде и уже могут предполагать результаты своей деятельности. Самым главным компонентом является, то что в этом принимают участие дети. Благодаря своей деятельности, улучшают общее состояние природы в зоне экологической тропы.
Самая значимая часть деятельности воспитателя – экологическое воспитание. И территория детского сада дает огромные возможности для этого. Обращая внимания на предметы живой и не живой природы находящиеся на территории ДОУ. Все это можно перевоплотить в объект наблюдений и исследований. Когда мы организуем прогулки, то развивается наблюдательность, воображение, любознательность.
Нужно продумать каждый шаг экологической культуры, для того чтобы формировать у детей самостоятельность в изучении природы. Для осуществления этой задачи, нам поможет экологическая тропа. Это такой элемент развивающей среды экологической направленности.
Дети учатся познавать мир, который окружает нас, сможет выделять взаимосвязи, научится наблюдать за живой и неживой природой и ее объектами и взаимодействовать с ними.
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста.
Цель:
- это становление экологического сознания детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Развитие познавательного интереса к миру природы,чувства ответственности за её сохранность.
• Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.
• Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.
• Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Ожидаемые результаты проекта :
Приобщение детей к природе через создание благоприятных условий для наблюдений за живыми и неживыми объектами экологической тропы.
Повышение познавательного интереса среди детей к природе родного края.
Содержание экологической тропы
Наша экологическая тропа разделена на участки: «Цветочная клумба», «Огород», «Береза», «Сельский дворик», «Рябина», «Дом для птиц», «Тропа здоровья».
Хозяином нашей тропы является филин.
Давайте подробнее рассмотрим наши участки.
«Цветочная клумба»
Информация об объекте:
«Цветочная клумба» - это ограниченное пространство, где растут различные цветы. Цветочная клумба предназначена для украшения и облагораживания территории детского сада.
Объектом для наблюдений могут служить многолетние и однолетние цветы, такие как «бархатцы, петуньи, ирисы и другие».
Образовательные задачи:
Дать представления о цветочной клумбе, о разновидностях цветущих растений, как ухаживать за ними, какое строение у цветов их названия;
Сравнивать растения по внешнему виду, какие способы размножения существуют, какие насекомые опыляют;
Формировать умение понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия;
Развивать наблюдательность за цветочными клумбами;
Расширять представления о сезонных изменениях в природе;
Закреплять увиденное в творческой деятельности (лепке, рисовании, аппликации).
Формы организации детской деятельности:
Осуществлять прогулки с целью изучения декоративных растений на клумбах;
Производить наблюдение за цветами: сравнивать по внешнему виду, уход за растениями;
Рассматривать иллюстрации с цветами, проводить беседы о развитии и росте растений, как правильно ухаживать;
Чтение литературы, разучивание стихотворений, песен о цветах;
Дидактические игры «Найди такой же», «Угадай растение по описанию»
Организация коллективного труда на клумбе: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян.
-Выставка детского творчества «Поделки из природного материала»
«Огород»
Информация об объекте:
«Огород» находится на территории детского сада. Способствует развитию наблюдательности, любознательности, знакомит детей с растительным миром. Расширяет представления детей о растениях, условиях их роста и развития. Кроме того, «Огород» развивает эстетические чувства, умение радоваться тому, что выросло и объективно оценить результаты своей деятельности.
Объекты для наблюдения: Овощи
Образовательные задачи:
Расширять и обобщать знания детей о культурных огородных растениях (помидоре, фасоли, горохе, луке, морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке);
Обучать навыкам ухода за ними, формировать представления о значении овощей в жизни человека.
Обогащать и развивать активный словарь детей.
Вызывать у детей познавательную активность посредством игровой, трудовой и практической деятельности.
Закреплять знания об объекте во всех видах детской деятельности.
Формы организации детской деятельности:
Экскурсия на огород.
Наблюдения за особенностями овощных культур, сравнение разных овощей по внешнему виду, способам ухода, способам размножения; за связью с насекомыми; наблюдение за трудом взрослых.
Сенсорное развитие детей.
Познавательные занятия.
Беседы с детьми о роли овощей в жизни людей, о роли людей в жизни овощей, о полезных свойствах овощей и пр.
Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц про овощи, отгадывание загадок про овощи.
Рассматривание иллюстраций овощей.
Дидактические игры «Что лишнее?», «Что приготовим?».
Подвижные игры «Кто быстрее соберет овощи» и др.
Инсценированы песен «Огородная хороводная», «Урожай собирай», «Веселый огород» «Капуста»;
Драматизация сказки «Репка»
Проведение досугов «Дары осени»
Трудовая деятельность на огороде: посадка растений, уход за растениями: полив, рыхление земли, прополка сорняков, сбор урожая.
Оформление выставки «Дары природы».
«Береза»
Информация об объекте:
На данном участке находятся березы. В древние времена, вместо бумаги люди использовали кору березы, убирая верхний слой березовой коры – бересту, на ней можно было писать. Кора березы сейчас служит для изготовления мебели, листья и почки применяют в лекарственных целях. Березовый сок очень полезен.
Образовательные задачи:
Обогащать представления детей о березе, как символе нашей Родины, о частях березы, ее целебных свойствах.
Познакомить с народными приметами и обрядами, а так же художественными произведениями поэтов - С. Есенина, А. Фета, А. Прокофьева, художников- И. Левитана, Е. Волкова, Ю. Клевера.
Пополнить словный запас словами: береста, деготь, чечевички и др.
Воспитывать бережное отношение к природе, потребность ее охранять.
Формы организации детской деятельности:
-Наблюдение за деревьями в разное время года, сравнение их между собой.
-Познавательные беседы с детьми.
-Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений
-Просмотр презентаций «Люблю березку русскую!», «Березовая роща».
-Чтение художественной литературы, заучивание стихов о березе: С. Есенин «Береза», А. Фет «Печальная береза», А. Прокофьев «Люблю березку русскую» отгадывание загадок, народные приметы о березе и др.
«Сельский домик»
Информация об объекте:
«Сельский дворик» - объект созданный на территории детского сада с фигурами животных и птиц, пруд.
С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей, и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим.
Но человек одомашнил не только зверей — млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны.
Образовательные задачи:
-Познакомить детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего вида, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.
- Развивать познавательный интерес к миру домашних животных и птиц.
-Воспитывать доброе отношение к животным, желание за ними ухаживать.
-Закреплять знания о домашних животных и птицах в различных видах детской деятельности.
Формы организации детской деятельности:
-Экскурсии к объекту.
-Познавательные занятия.
-Беседы с детьми о домашних животных и птицах.
-Чтение художественной литературы, заучивание стихов о домашних животных и птицах, отгадывание загадок.
-Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, птиц и их детенышей.
-Дидактические игры «Кто где живет», «Назови детеныша», «Кто кричит»
-Подвижные игры например «Гуси»,
- Слушание музыкальных произведений, разучивание песен и танцев о домашних животных и птицах,
-Проведение досугов «На бабушкином дворе», «Наши друзья».
«Рябина»
Информация об объекте:
Рябина- - широко распространённое многоценное плодовое деревце или кустарник до2 метров высотой, имеющее непарноперистые листы и щитковидные соцветия из белых цветков. Рябина заметна своими яркими плодами, остающимися на ветвях растения до глубокой осени и даже иногда на всю зиму. Рябина разводится как декоративное дерево, плоды ее идут пищу, а тяжелая. упругая, прочная древесина- для столярных изделий.
Рябина имеет значение и как медонос. Плоды рябины потребляются в свежем виде, в виде варенья, джемов, киселей, настоек, пастилы, мармелада, желе, а также моченая и маринованная. Порошок, приготовленный из сушеных плодов, идет на начинку для пирогов. Плоды рябины использовались в народной медицине как кровоостанавливающее, потогонное средство и как средство от головной боли. Свежие плоды рябины имеют горьковатый вкус, но первые заморозки приводят к разрушению сорбиновой кислоты, и горечь исчезает.
Объекты для наблюдения: рябина.
Образовательные задачи:
-Расширять представления детей о рябине, узнать о лечебных свойствах ее ягод.
-Расширять словарный запас детей словами: рябинник, гроздья, терпкие.
-Развивать мелкую моторику творческие способности детей через продуктивные виды деятельности.
-Воспитывать бережное отношение к природе, потребность ее охранять.
Формы организации детской деятельности:
Экскурсии к рябине в разное время года.
-Познавательные беседы о рябине «Почему на рябине птиц больше, чем на соседних деревьях?» и др.
-Рассматривание иллюстраций.
- Чтение художественной литературы М. Пришвин «Разговор деревьев», Г. Эйнар «Осенние листики», Легенда о рябине, заучивание стихов С. Завьялов «Зеленый друг», К. Найденов «Зарумянились рябинки», Н. Шумов «Что за ягода алеет?» и др., загадки о рябине., знакомство с приметами, связанными с рябиной.
-Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Подбери пару», «Что за ягодка?».
-Подвижные игры «Кто быстрее до рябинки!», «По мосточку до рябины», «Собери ветку рябины», и пр.
-Разучивание песен и танцев про рябину.
«Дом для птиц»
Информация об объекте:
«Дом для птиц» - это объект, где размещены домики – скворечники, кормушки длянаблюдениями за птицами во время прогулок с детьми.
Объекты для наблюдений: Кормушки, скворечники, птицы-голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири, скворцы.
Образовательные задачи:
-Формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней;
-Закреплять знания детей о птицах, учить находить между ними сходство и различия, различать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе;
-Знакомить детей с повадками, условиями жизни птиц.
-Развивать познавательные способности дошкольников.
- Воспитывать трудолюбие, доброе и заботливое отношение к птицам.
- Активизировать словарь, развивать мышление.
- Закреплять знания детей о птицах в различных видах детской деятельности.
Формы организации детской деятельности:
-Наблюдения за птицами в разное время года, слушание голосов птиц.
-Познавательные занятия.
-Беседы с детьми «Зачем нужны птицы в природе», «Чем питаются птицы», «Пернатые».
-Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц о птицах.
-Дидактические игры «Что за птица?», «Зимующие и перелетные птицы» и др.
-Подвижные игры «Совушка-сова», «Перелет птиц», «Воробьи- вороны» и др.,
-Слушание музыкальных произведений, пение песен о птицах.
-Проведение праздника «День птиц».
«Тропа здоровья»
Информация об объекте:
«Тропа здоровья»- объект на территории детского сада, позволяющий проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, вымощенных разнофактурным природным материалом (спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок).
Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.
Образовательные задачи:
- Подводить детей к пониманию того, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье, приобщать к здоровому образу жизни.
-Повышать защитные силы организма при воздействии различных раздражителей на стопу через самомассаж биологически активных точек.
-Профилактика плоскостопия у детей.
-Укреплять здоровье детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной деятельности, содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.
-Улучшать координацию движений.
-Улучшать функции сердечнососудистой и дыхательной систем.
-Улучшать эмоционально-психическое состояние детей.
Формы организации детской деятельности:
-Экскурсии по объекту экологической тропы, рассматривание объекта.
-Беседы «Наше здоровье в наших руках», «Я здоровье берегу- быть здоровым я смогу!», «Пешком ходить- долго жить!» и др.
-Оздоровительные занятия с детьми на тропе здоровья.
- Чтение пословиц и поговорок о здоровье, заучивание стихов.
-Проведение спортивных досугов.
«Цветочные клумбы»
«ОГОРОД»
«БЕРЕЗА»
«СЕЛЬСКИЙ ДВОРИК»
«РЯБИНА»
«ДОМ ДЛЯ ПТИЦ»
«ТРОПА ЗДОРОВЬЯ»
Список использованных источников
1. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников: Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. - М. : Мозаика- Синтез, 2011.- 135с.
2. Николавева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. _ М. : Просвещение, 2010.-223с.
3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду 2-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2011.-104с.
4. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет (под ред. Комаровой Т. С., Гербовой В. В.) - М. : Мозаика Синтез, 204-104с.
5. https://infourok.ru/proekt-ekologicheskaya-tropa-v-dou-iz-opita-raboti-2920224.html
6. https://pedsovet.org/publikatsii/okrujayuschiy-mir/ekologicheskiy-proekt---ekologicheskaya-tropa-v-detskom-sadu