Маркина Ольга Владимировна
Педагогический долгосрочный проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический долгосрочный проект "Экологическая тропа"
Выполнила: Маркина Ольга Владимировна, воспитатель 1 кв. категории
Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в образовании подрастающего поколения (А. Г. Асмолов, С. Г. Вершловский, А. Г. Козлова, И. А. Колесникова, В. Г. Маралов и др.). Целью образовательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, природе, начиная с дошкольного возраста (Ш. А. Амонашвили, Т. И. Бабаева, Р. С. Буре, Б. Т. Лихачев, А. В. Петровский, В. А. Ситаров и др.).
Публикация «Педагогический долгосрочный проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Поиск эффективных путей и средств этого развития признаётся сегодня актуальной педагогической проблемой. Её решение связывается, в том числе, и с приобщением детей к экологической культуре - пласту культуры с большим нравственным, гуманистическим содержанием, ориентированным на сохранение и воспроизводство общечеловеческих ценностей отношения к природе (Э. В. Гирусов, А. А. Горелов, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина и др.). Присвоение в ходе экологического образования доступной части её содержания обогащает личность целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, уважением природы как ценности, пониманием значимости бережного отношения к ней, и посредством этого способствует решению задачи преодоления экологического кризиса (С. В. Алексеев, Л. И. Пономарева и др.).
Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б. Г. Ананьев, Л. И. БожовичЛ. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская и др.).
Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.
На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными, на огороде, в цветнике, на прогулках.
В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т. е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребё нка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т. п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному учреждению нужен «Экологический паспорт»?
Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Одним из способов реализации принципа интеграции является использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки.
Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п., совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.
Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Можно создать в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту.
Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.
Используя эколого-просветительский потенциал учебной экотропы, можно сделать традиционными природоохранные акции: «Покорми птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим деревом» и др. Одним из направлений деятельности может стать организация экологического мониторинга, что способствует повышению интереса к природе у детей.
Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. Средняя продолжительность экскурсионного маршрута 15-20 минут. Можно разработать несколько тематических экскурсий в зависимости от насыщенности тропы разнообразными объектами.
Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.
На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной.
Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.
Задачи: углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п., совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.
Ожидаемые результаты:
• Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
• Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
• Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.
Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта :
• Познавательные беседы
• Дидактические игры
• Проведение наблюдений за объектами природы
• Подвижные игры
• Проведение праздников
• Организация экскурсий по экологической тропе
• Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг
• Чтение произведений о животных и растениях
• Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.
• Составление сказок
• Оформление материалов проекта
Реализация проекта
Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:Цветник. Кустарники. Деревья. Птицы. Луг
Перспективный план по маршруту экологической тропы
(разработан для средней группы)
Название цикла Цель Объекты наблюдения
«Цветник» - уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;
- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. Многолетние и однолетние
цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, календула.
«Кустарники»
«Деревья» -закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;
-учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;
-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
-воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Сирень;
шиповник;
берёза;
ель;
клён;
рябина.
«Птицы» -углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни;
-сформировать представления о роли птиц в жизни леса;
-воспитывать бережное отношение к птицам. Птицы:
голуби,
воробьи,
вороны,
сороки.
Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.
«Луг» -побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;
-дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях;
- воспитывать чувство бережного отношения к природному сообществу луга. Цветы:
мать-и-мачеха, одуванчик,
ромашка,
клевер.
Травы,
насекомые.
1 этап. Подготовительный
Задачами реализации проекта на первом этапе являются:
• вхождение в проблему,
• вживание в игровую ситуацию,
• принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Последний пункт очень важен, поскольку одной из важнейших задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересующие их проблемы.
Проектная деятельность Задачи Сроки реализации
Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа» Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире За неделю до начала проекта
Подбор методической литературы Методическое обеспечение проекта В течение недели до начала проекта
Подбор художественной литературы Информационное обеспечение проекта В течение недели до начала проекта
Изготовление дидактических пособий по теме Обеспечение проекта наглядными материалами В течение недели до начала проекта
Написание конспектов занятий Планирование предстоящей работы В течение недели до начала проекта
2 этап. Содержательный
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Проектная деятельность Задачи Сроки реализации
Познавательная беседа «Осень пришла» Уточнение и расширение знаний детей о признаках осени 1 неделя сентября
Наблюдение за цветами. Почему желтеют и засыхают цветы в цветнике? Дать представления о цветах и сезонных изменениях 2 неделя сентября
Д/и «Угадай по описанию», «Чей цветок?» «Парочки» Закрепление знаний о цветах растущих на цветнике обогащение словаря 3 неделя сентября
Грамзапись П. И. Чайковского «Вальс цветов» Учить восприятию красоты природы с помощью музыкальных произведений 4 неделя сентября
Оригами «Листопад» (коллективная работа) Обучение детей передавать характерные особенности листьев, используя технику оригами.
Развитие воображения 1 неделя октября
Наблюдение за плодовым деревом боярышник, беседа о том, что происходит с растениями осенью Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о деревьях и кустарниках 2 неделя октября
Д/и «К названному дереву беги», «Угадай по описанию», «С какого дерева листок» Формирование быстрой реакции, внимание, сообразительность. 3 неделя октября
Составление сказки «О дереве» Развитие связной речи, активизация словаря и словаря признаков 4 неделя октября
Рисование «Моё любимое дерево в разные времена года» Обучение детей передавать образ дерева в разные времена года. Развитие образных представлений 1 неделя ноября
Проведение выставки с привлечением родителей «Чудо дерево» Ознакомление родителей с работой проводимой в рамках проекта «Экологическая тропа» 2 неделя ноября
«Праздник русской берёзки» Расширение знаний детей о своей родине, её символах, красоте родного края. 3 неделя ноября
Аппликация «Деревья и кустарники на нашем участке» Обучение детей создавать изображения деревьев и кустарников с помощью аппликации, передавая особенности их внешнего вида 4 неделя ноября
Наблюдение за птицами на территории д/c.
Беседа «Какую пользу приносят птицы» Расширение представлений детей о птицах, их образе жизни, отличительных особенностях внешнего вида, о пользе, которую они приносят 1 неделя
декабря
Д/и «Кто как кричит», «Кто, чем питается?», «Угадай по оперению» Закрепление и систематизация знаний детей о птицах. 2 неделя декабря
Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков «Наши пернатые друзья» Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Обучение применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. 3 неделя декабря
Выставка книг по теме «Птицы» с иллюстрациями
М. Пришвин,
Н. Сладков Формирование интереса к книге. Объяснение, как важны в книге рисунки; показ, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации 4 неделя декабря
Беседа «Как зимуют птицы» Формирование представление о том, чем питаются зимующие птицы, что нужно помогать им и подкармливать в зимнее время года 2 неделя января
Чтение рассказа
В. Бианки «Лесные домишки» Ознакомление детей с особенностями родной природы, её обитателями, формирование целостной картины мира, в том числе умения ценить и беречь красоту родной земли 3 неделя января
П/и «Перелёт птиц», «Кот и воробышки» Развитие способности к имитации движений, координации движений 4 неделя января
Февральские метели и вьюги. Пословицы и поговорки про февраль.
Расширение знаний детей о природных явлениях таких как вьюги и метели. 1 неделя февраля
«Зимующие птицы» Интегрированное занятие.
Расширять представления детей о зимующих птицах. Их повадках. 2 неделя февраля
«Сугробы». Познавательно-исследовательская деятельность.
Путешествие по экологической тропе. С помощью линейки измерить высоту сугробов. 3 неделя февраля.
Хвойные деревья нашего детского сада. Занятие образовательное с экскурсией. Учить детей находить по описанию хвойные деревья. 4 неделя февраля
Викторина про птиц.
Вопросы про птиц. Какая птица летает в «очках»? Филин 1 неделя марта
Деревья на экологической тропе. Слушание звуков музыки в природе – шум листвы и т. д. Знакомство с народными приметами. 2 неделя марта
«Вода в природе» Беседа.
Беседа, отгадывание загадок о воде, льде, снеге. 3 неделя марта
Игра викторина «Что ты знаешь о перелетных птицах»
Расширять представления о перелетных птицах. 4 неделя марта
Эмоциональные ситуации. Обними дерево, экологические песни.
Формирование бережного отношения к окружающей среде. 1 неделя апреля
Экологическая игра «Мусор в лесу»
Ребята по ходу игры собирают мусор на экологической тропе. 2 неделя апреля
Труд детей на прогулке. Приводим в порядок цветник.
Приучаем детей к труду на природе. 3 неделя апреля
Первоцветы. Познавательное занятие.
Познакомить детей с первыми цветами на клумбе. 4 неделя апреля
Рассматривание березы в березовой роще. Исполнения хоровода «Во поли березка стояла»
Вовлечь детей в мир природы. Формировать чувство прекрасного. 1 неделя мая
«Птичий двор» Экскурсия.
Расширять знания детей о птицах. 2 неделя мая
«Сиреневая аллея» Рисование.
Предварительно экскурсия провести детей на сиреневую аллею.
Развивать творческие способности у детей. 3 неделя мая
«Тропа здоровья» физкультурное занятие на прогулке Используя тропу здоровья провести детей по массажной дорожке. 4 неделя мая
Оформление альбома. «Цветники»
Проявить творческие способности с привлечением родителей. Оформить фотоальбом цветов с наших клумб. 1 неделя июня
Альпийская горка. Экскурсия.
Через экскурсию познакомить детей с разными видами растений растущих на альпийской горке. 2 неделя июня
Метеостанция. Познавательно- исследовательская деятельность.
С помощью метеостанции определить направления и силу ветра. 3 неделя июня
«Погоду можно измерить.» Познавательно- исследовательская деятельность.
Формировать у детей представления о способах измерения количества выпавших осадков, температура воздуха и сила ветра. 4 неделя июня
«Овощной огород» Рисование овощей. Учить детей с помощью карандашей, фломастеров создавать овощи. 1 неделя июля
Страна насекомых. Лепка. Формировать представления детей о насекомых. Учить создавать из овала, круга насекомых. 2 неделя июля
Наблюдение за насекомыми.
Беседа о пользе и вреде, которые они приносят. Видео ролик. Обучение называть насекомых, распознавать их по отличительным особенностям, выделять характерные признаки. 3 неделя июля
Чтение В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» Ознакомление со средой обитания и пользе муравьёв. Воспитание доброжелательного отношения к живым существам.
Разъяснение, почему нельзя разорять муравейники. 4 неделя июля
Создание альбома для рассматривания «Растения и насекомые луга» Обобщение представлений детей об особенностях луга, как экосистемы. 1 неделя августа
Д/и «Кто где живёт», «Угадай по описанию»,
«Летает, не летает» Закрепление знаний о насекомых, среде их обитания, характерных особенностях 2 неделя августа
Лепка «Стрекоза и муравей»,
«Гусеница на листке», «Улитка»,
«Божья коровка» Закрепление умения лепить насекомых, передавать особенности их внешнего вида. Обучение объединять работы в композицию 3 неделя августа
Продуктивная деятельность:
«Нарисуй муравейник»,
«Построй сам муравейник» Развитие творческих способностей, познавательного интереса по теме: «Насекомые» 4 неделя августа
3 этап. Итоговый
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Проектная деятельность Задачи Сроки реализации
Путешествие по экологической тропе (итоговое) Обобщение знаний по проекту «Экологическая тропа. Формирование устойчивого интереса к живой природе. 1 неделя июня
Выставка детских рисунков Представление результатов совместного творчества детей и родителей. 2 неделя июня
Оформление фотогазеты Способствование желанию рассказывать об объектах наблюдения живой и неживой природы, выражать свои эмоции. 3 неделя июня
Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками. Анализ результативности поставленных задач 4 неделя июня