Оксана Рюмина
Игровой досуг «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Здравствуй лето»
Задачи:
*Дать элементарные представления о лесе, как о зеленном доме растений.
*Продолжать расширять представления детей о значимости деревьев, ягод, трав в жизни людей.
*Воспитывать в детях бережное отношение к природе, быть ее защитником, ценить и охранять красоту родного края.
Оборудование:
*игрушка- лесовичок, плоскостные изображения деревьев, грибов, трав, ягод, птиц;
*гербарий;
Публикация «Игровой досуг „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
* набор знаков: предупреждающие и запрещающие;
* игра: «Что как размножается»
Предварительная работа: Ежедневные наблюдения на прогулке.
Методические приемы:
*игровой момент;
* словесные: стихи, загадки, вступительная беседа;
* наглядные: Рассматривания деревьев, кустов, трав, цветов и т. д.
Ход занятия:
Дети выходят на прогулку и видят: на пенечке лежит красиво оформленный конверт, адресованный детям нашей группы.
Дети открывают вместе с воспитателем конверт и читают письмо:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!»-приглашаю!
И любите за это
Все вы меня, Я-….(лето)
Воспитатель: Ой, ребята, кто это прячется здесь за пенечком?
Дети: Да это же «Старичок-лесовичок»
В. : Он что-то говорит (слушает, подносит к уху)
Лесовичок говорит, что он хочет пригласить вас всех с собой на прогулку, но не на обычную, а вот по этой схеме-карте.
Рассмотреть карту- схему вместе с детьми. В это время Лесовичок подключается к разговору и говорит, что за каждый правильный ответ и пройденный этап он будет награждать вас сюрпризом. (можно использовать орехи, конфеты, шишки, желуди, ягоды и т. д. Все в мешочках по 8 штук).
В. : Но вот,Лесовичок, мы согласны отправиться.
(смотрим карту и отправляемся на первый этап, который находится за припятствием)
1. ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС
Загадка про деревья:
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофте
В белом сарафане (береза)
В. : Смотрите, ребята, как много деревьев. Надо помочь Лесовичку, он уже старенький и не помнит, как называются эти деревья.
Дети называют деревья: дуб, береза, клен, липа.
В. : А кто знает стихи про эти деревья? (рассказывают)
Л. : Ребята, молодцы! Но я хотел еще спросить, почему же лиственный лес?
Д. : потому - что листья у всех разные, еще есть семена (желуди, сережки, вертолетики)
Липа-сладкое дерево, потому-что когда цветет, пчелы садятся и пьют нектар.
Береза-дает березовый сок и еще это единственное дерево с белой корой.
Л. : А скажите, ребята, что есть у дерева?
Д. : Корни-пьют воду с земли, ствол-на стволе кора, крона-это веточки с листьями.
Л. : А для чего нам деревья?
Д. : Чтобы было много воздуха, чтобы птицы вили гнезда. В дуплах живут белки и т. д. А еще из древесины делают бумагу и мебель.
В. : Ребята, как вы думаете, как надо относиться к деревьям?
Д. : Бережно: не ломать ветки, не сдирать кору и т. д. А еще надо сажать новые деревья.
Л. : Молодцы, ребята, все правильно сказали! Какой знак поставим здесь?
ЗНАК :НЕ РУБИТЬ И НЕ ЛОМАТЬ!
Л. : Вот вам за это сюрприз (мешочек с орешками)
2. Воспитатель смотрит на схему, стрелка показывает-вперед!
Л. : А так просто не пройдем, надо отгадать загадку.
Загадка о птицах:
Кар-кар-кар кричит плутовка
Ну и хитрая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? (ворона)
Л. : А кто из вас знает стихотворение про птиц (дети рассказывают)
3. Можно двигаться дальше!Воспитатель идет с детьми дальше и вдруг видят стайку птиц.
В. : Ребята, посмотрите, кто это? (птицы)Правильно,а какие? Давайте расскажем о них.
-Какие бывают птицы (перелетные и зимующие)
-А каких мы встретили птиц? (зимующих и перелетных)
(стриж, ласточка, сорока, дятел, ворона, горихвостка, воробей, голубь)
-А сколько их прилетело (счет)
Л. : Молодцы ребята, как много вы знаете! А вот я слышал, что есть такая птица, которая деревья лечит, вы ее знаете?
Д. : Да, это дятел!
Л. : А как же он лечит?Что у него лекарство есть?
Д. : Он сидит на стволе и прислушивается, когда услышит шорох, скрежет под корой, начинает своим клювом стучать по коре, продолбит дырочку, и достает оттуда червячков, которые дерево портят.
Л. :- Ну спасибо, ребята! А какие птицы вьют гнезда под окном? (ласточки)
-А какие вьют гнезда на макушке дерева? (вороны и грачи)
-А какие птицы на дерево не садятся? (ласточки и стрижи)
Л. : Ну ребята молодцы, отвечали от души!Вот вам еще сюрприз (мешочек с конфетами)
В. : Пора двигаться дальше. А здесь оставим знак: НЕ ШУМЕТЬ! ГНЕЗДА НЕ РАЗОРЯТЬ!
4. Воспитатель с детьми двигается дальше. Вдруг Лесовичок (немного не доходя до остановки) :-Ой, ребята, я поранил ногу об корягу и у меня течет кровь…
Д. : Мы тебе поможем! Мы знаем траву, которая остановит кровь. (воспитатель с детьми начинают искать и находят полянку с разными травками) На столе (подорожник, крапива, мать-и-мачеха, одуванчик)
Рассматривают, одновременно ведут беседу как называются, почему их называют лекарственными.
Д. : Подорожник- останавливает кровь, крапива-лечит ревматизм,мать-и-мачеха-простуду, одуванчик-для печени. (дети дают Лесовичку подорожник)
Л. : -Большое спасибо!Можно двигаться дальше!Но прежде, примите еще один сюрприз! (коробочка с сушенными листьями мать-и –мачехи)
Здесь оставим знак: НЕ ХОДИТЬ ПО ТРАВЕ! Потому-что ходить надо по тропинке!
5. Воспитатель смотрит на схему и двигается с детьми дальше. (Лесовичок двигается еле-еле)
В. : -Лесовичок, ты чего отстаешь? Мы же тебя подлечили?
Л. : -Я так устал, проголодался, а кушаю я только ягоды и грибы….
В. : -Поможем Лесовичку, найдем для него ягоды и грибы (идут по стрелке и доходят до поляны усеянной грибами и ягодами)
-Лесовичок, посмотри, мы нашли тебе и ягоды и грибы! Собирают, а Лесовичок тем временем, взял себе ядовитый гриб мухомор и ядовитые ягоды:волчье лыко и вороний глаз.
Д. : Лесовичок, иди сюда, мы тебе много ягод и грибов собрали!
Л. : -Я тоже собрал!
В. : Какой ужас! Это же несъедобные грибы и ягоды!
Л. : -Почему?
Дети называют грибы и ягоды, которые можно есть: дубовик, подберезовик, еловик. И т. д. Облепиха, малина, земляника, голубика, черника, ежевика….
-А у тебя ядовитые!Их есть нельзя!Можно отравиться и даже умереть!Мухомор тоже ядовитый, но для лося –лечебный, поэтому его уничтожать нельзя!
Дети рассказывают стихи про малину, про грибы.
Л. : Какое вам большое спасибо, вы мне жизнь спасли!А за это вам еще сюрприз (мешочек с клубничкой)
Знак: ЯДОВИТЫЙ ГРИБ!
6. В. : -Пора двигаться дальше. (смотрит карту) Доходят до места назначения. Знак: МУРАВЕЙНИК.
Лесовичок идет прямо на муравейник, но не может взобраться на горку и говорит:
-Ребята, помогите, я не могу на горку влезть!
-Лесовичок, это не горка, а муравейник, его построили муравьи. Если ты его разрушишь, муравьям негде будет жить!
Л. :-А это какие муравьи?У них 6 лапок, есть усики, глазки и т. д. ?
Д. : Это насекомые. (Читают стихотворение про муравья.)
Л. : -А каких вы еще знаете насекомых? (бабочка,комар….)
-А из чего появляются бабочки?
Д. :-А давай поиграем с нами в игру и ты сам все узнаешь!
Д/И «В начале-гусеница….»
Л. : -Спасибо вам ребята! Опять сюрприз от меня! (дарит им лупу)
-Это для того, чтобы вам было легче рассматривать маленьких насекомых.
В. : -Нам пора возвращаться!
Л. :-А я останусь в лесу, я теперь очень много знаю и умею. Теперь мне не страшно!
7. Дети с воспитателем берут корзинки и идут домой.
Тут слышат :
-Помогите, помогите! (на полянке видят мусор и костер)
В. : -Что это? Кто это сделал? (собирают мусор в пакет, гасят костер)
-Почему нельзя разжигать костер? Бросать мусор (Под мусором видят насекомых, называют их всех)
Оставить знак: ПОЖАР!
8. В. :-Вот мы и вернулись с вами….Что вам больше всего понравилось в нашей прогулке (ответы детей)
-МОЛОДЦЫ!