Татьяна Дулепова
Методическая разработка проекта «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время остается актуальной проблема формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. При этом необходимо учитывать, что для осуществления этого процесса необходимо создавать условия для непосредственного общения детей с природой. Особое внимание следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формирование умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Поэтому для успешного усвоения материала был специально разработан экологический маршрут – экологическая тропа. Экологическая тропа МБДОУ «Воронинский детский сад»- специально оборудованная природная территория в образовательных и воспитательных целях
Публикация «Методическая разработка проекта „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Экологическая тропа выполняет эстетическую, познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Это демонстрационный маршрут, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования. При выборе маршрута экологической тропы важно учитывать ее доступность для посещений, эстетическую привлекательность, информационную емкость.
В дальнейшем экологическую тропу можно дополнять новыми объектами. Не только на территории детского сада, но и за ее пределами.
Экологическая тропа расчитана на организовонное прохождение. Темы экскурсий могут быть различными в зависимости от возраста детей, времени года. Экскурсии могут проходить в игровой форме.
При прохождении детей по экологической тропе дети наблюдают, сравнивают, беседуют, слушают загадки и стихи, экспериментируют, делают простейшие выводы, «помогают» природе, играют. Полученные впечатления отображают в изобразительной деятельности. .Все объекты экологической тропы можно использовать для всестороннего развития детей. Самое главное, что в результате этой работы у детей возникает желание беречь и охранять природу, замечать изменения в природе, любоваться ею.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
*развитие познавательного интереса к миру природы,познавательной активности, осознание себя, как части природы, воспитание чувства ответственности за ее сохранность.
*желание детей оказывать посильную помощь взрослым при уходе за растениями, по охране объектов природы.
*формирование представлений о природных объектах.
*формирование эстетического отношения к окружающему миру.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Вид тропы : экологическая
Местонахождение: Городецкий район с. Воронино д. ,31 территория МБДОУ «Воронинский детский сад».
Год закладки: 2017-2018г.
Режим использования: экскурсии, наблюдения, исследования, игры во все времена года.
ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Формирование основ экологической культуры у детей, родителей и педагогов, развитие практических навыков природопользования.
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
*Развитие познавательного интереса к миру природы, осознания детьми себя, как часть природы, желание охранять и беречь природу.
*Обеспечение развития познавательной активности в процессе наблюдений, экспериментов.
*Желание принимать участие в оказании посильной помощи взрослым по уходу за природными объектами.
*Получение эстетическое наслаждения от взаимодействия с природными объектами во время экскурсий по экологической тропе.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ГРАНИЦ МАРШРУТА:
Начинается маршрут с полянки старичка-Лесовичка – хозяина тропы, далее маршрут проходит вокруг детского сада со следующими остановками: «Березовый хоровод», «Веселый огород». «Муравейник», «Зеленые красавицы». «Скворечник» и «Птичья столовая», «Деревья нашего двора», «Ива», «Уголок леса». «Зеленая аптека», «Метеостанция», «Лаборатория исследований», «Дорожка здоровья», «Цветник», «Деревенское подворье».
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ:
1.«Полянка старичка-Лесовичка»
Педагог обращает внимание детей на полянку, где дети встречают игрушку старичка-Лесовичка. Лесовичок рассказывает детям о волшебной тропе. Показывает схему маршрута и знакомит с правилами поведения в природе, используя знаки, обозначающие, как можно и как нельзя вести себя в природе.
2. «Березовый хоровод»
Дети любуются белоствольными березками, которые выросли так, как будто встали в хоровод. Отгадывают загадки, слушают стихи о русской красавице, водят хоровод.
3. «Веселый огород»
Дети рассматривают грядки с овощными культурами (огурцы, кабачки, лук, помидоры, и т. д.). Наблюдают за ростом и развитием, оказывают посильную помощь в уходе за растениями (посадка, полив, прополка, рыхление, сбор урожая).
Педагог беседует с детьми об овощных культурах, о их пользе, загадывает загадки, читает стихи. Рассказывает о том, как люди ухаживают за растениями, какими пользуются инструментами, приспособлениями. Дети рассказывают, как родители трудятся в огороде, что сажают. Дети вместе с педагогом делают выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными и неблагоприятными условиями.
4 «Муравейник»
На этом объекте дети знакомятся с тем, как живут муравьи. Следует обратить особое внимание, что объект населен живыми существами. Поэтому вести себя следует очень осторожно, чтобы не нанести вред маленьким жителям. Здесь можно понаблюдать за жизнью муравьев.
5. «Зеленые красавицы»
Обращаем внимание детей на две еще небольшие елочки. Рассматриваем их, можно осторожно потрогать иголочки, обратить внимание на строение. Сравнить их с березкой или другим лиственным деревом. Загадать загадки, прочитать стихи, а зимой украсить и провести акцию «Не рубите зеленых красавиц».
6. «Скворечник» и «Птичья столовая»
Дети рассматривают скворечник, причем он расположен так, что даже из окна группы могут за ним наблюдать. Беседуем о его назначении, его жителях и даже об опасности его обитателей. Наблюдаем гнездование птиц, слушаем пение. А зимой развешиваем кормушки и тоже наблюдаем. Дети узнают много нового и интересного в процессе наблюдений. Формируется бережное и заботливое отношение к птицам.
7. «Деревья нашего двора»
Дети знакомятся с разнообразием растительного мира. Здесь растут разные лиственные деревья, такие же, как и во дворах дома, где живет ребенок. Дети запоминают их названия, особенности, строение, сравнивают их. Любуются ими в разное время года.
8. «Ива»
Обращаем внимание детей на старую, плакучую иву. На ее тонкие ветви, .которые склонились до самой земли, на ее ствол с расщелинами. Беседуем о том, откуда в зимнее время под ивой берутся шишки? (часто дятел прилетает к этой иве и пользуется ее расщелинами, как тисками, чтобы добыть семечки из шишек).
9. «Уголок леса»
В уголке леса можно увидеть много всего интересного. Здесь растет дуб, лиственница, рябина и другие деревья. Здесь можно встретить ежа, разных насекомых и узнать много нового о их жизни. На деревьях можно увидеть настоящие гнезда птиц. Чтение стихов, загадывание загадок.
10. «Зеленая аптека»
На аптечной грядке можно познакомиться с лекарственными растениями: мятой, мелиссой, календулой, и т. д. Рядом растет целая аллея черноплодной рябины, плоды которой давно знакомы детям. По осени дети вместе со взрослыми собирают их. Дети узнают об их лечебных свойствах, рассматривают форму листьев, цвет, запах, проводят тактильные исследования.
11. «Метеостанция»
Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направление и силу ветра, ловушку для ветра. осадкомер (посуда для сбора осадков, расположенная на открытом участке, термометр, султанчики, ленточки и другие игрушки с ветром. Дети наблюдают и изучают разные явления природы (осадки, направление и силу ветра, пользуются простыми приборами, позволяющими определять состояние погоды.
Педагог знакомит детей с приборами для наблюдений за погодой, приводит разные факты из жизни. Вместе с детьми делают выводы о взаимодействии живой и неживой природы.
12. «Исследовательская лаборатория»
На этом объекте расположены стол со скамейками для детей, различные природные материалы для опытов и экспериментов (песок, вода, глина, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал, необходимое оборудование (емкости, лупы, ложки, мерные стаканчики, игрушки для игр с водой, бумага, изо материалы для зарисовок и поделок).
Дети знакомятся, экспериментируют, уточняют знания о качествах и свойствах материалов. Совместно с педагогом делают выводы, ведут картотеку.
13. «Дорожка здоровья»
На этом объекте в теплую летнюю погоду детям предлагается снять обувь и босиком пройти по дорожке здоровья (по песку, бревнышкам, камешкам и т. д.) Беседовать о том, как важно вести здоровый образ жизни, что для этого нужно делать, как укреплять свое здоровье в процессе общения с природой, чтение стихов, считалок.
14. «Цветник»
Дети любуются красотой цветов, их разнообразием. Знакомятся с названиями. Рассматривают листья и цветы, сравнивают, находят уже знакомые. Наблюдают за насекомыми, которые кружат над цветущими клумбами.
Помогают взрослым ухаживать за растениями.
!5. «Деревенское подворье»
Так как мы живем в сельской местности, то конечно же знакомим детей с домашними животными и птицей. Здесь уголок, где живет корова, поросенок и т. д. Педагог беседует с детьми о домашних животных, о том, что люди заботятся о них
В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на «Полянку старичка-Лесовичка», где он спрашивает детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит детей за соблюдение правил поведения в природе и доброе и бережное отношение к природе.
Около каждого объекта стоит табличка с названием. Так как мы только создаем экологическую тропу, то подбираем стихи, загадки. Целевые экскурсии могут проходить не только по всей тропе, а к одному какому -то объекту.
Работа в рамках организации экологической тропы позволит, знакомить детей с природой не покидая территории дошкольного учреждения, бережно относиться к ней, помогать, ценить ее красоту.
Участие в организации развивающей экологической среды подразумевает повышение уровня экологической культуры всех участников педагогического процесса: педагогов, детей, родителей. Только общими усилиями мы сможем сформировать основы экологической культуры у детей и взрослых.