Елена Дергунова
Экологическая тропа. Экскурсия в осенний парк
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа. Экскурсия в осенний парк
провела Дергунова Е. А. воспитатель детского сада №16 "Жемчужинка" города Сергача
Конспект практического занятия в старшей группе
Тема: Экскурсия в осенний парк
Цель: Создать благоприятные условия для обогащения представлений детей об осени, показать, что природа прекрасна во все времена года и в ней ничего не происходит случайно. Отметить множества зеленых насаждений.
Задачи:
Обучающие:
- Обогащать представления детей о характерных признаках осени.
Публикация «Экологическая тропа, Экскурсия в осенний парк» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- Учить подбирать прилагательные об осени (золотая, дождливая, холодная)
Закреплять умение ориентироваться в пространстве, обогащать словарь детей по теме осени : шуршат, шелестят, листопад.
Закреплять знания об изменениях, происходящих осенью в жизни растений
- Совершенствовать умение задавать вопросы и отвечать полными предложениями.
- Учить ориентироваться по плану экологической тропы.
Развивающие:
- Формировать позитивное ценностное отношение к природе.
- Формировать навыки посадки деревьев.
- Формировать понимание зависимости жизни растений от человека и природных условий.
- Развивать интерес к художественной литературе, внимательно и заинтересованно слушать.
- Развивать мышление по средствам отгадывания по словесному описанию.
Воспитательные:
- Воспитывать отзывчивость, умение слушать друг друга, умение работать в коллективе.
- Воспитывать познавательный интерес, трудолюбие, бережное и эстетическое отношение к природе.
Вид детской деятельности: познавательно – исследовательская, трудовая, продуктивная, игровая, музыкально – художественная.
Предварительная работа:
Наблюдения, заучивание и чтение стихов, песен, чтение рассказов, рассматривание картин, беседы.
Материал: лопатки, лейки. Карточки, листочки, веревка, машина, кастрюля.
Ход занятия:
(Занятие начинается с появления почтальона).
Воспитатель:
- Ребята, вы слышите, кто – то стучится в дверь. Хотите узнать кто стучится?
(ответы детей).
- Иди, Танечка, впусти нашего гостя.
Входит почтальон Печкин:
- Здравствуйте, ребята!
Я – почтальон веселый,
Я целый день спешу –
Открытки, телеграммы,
Посылки разношу. Вам письмо!
Получите и распишитесь.
Воспитатель:
- Спасибо, Печкин – Почтальон.
Печкин:
- До свидания.
Воспитатель:
- До свидания. Ребята, а вы хотите посмотреть кто нам прислал письмо?
(Ответы детей). Сейчас я вам его прочитаю, послушайте: «Здравствуйте, ребята! Это я – Дядюшка АУ, я хочу пригласить вас погулять вместе со мной. Чтобы найти меня, вы должны посмотреть на план экологической тропы и найти, где я вас жду. Жду вас в парке. Дядюшка АУ».
_- Ребята, хотите посмотреть где нас ждет дедушка АУ?
(Дети ищут).
- Молодцы, ребята, нашли это место! Пойдемте искать?
Дети: «Да»
(Дети входят в парк).
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, а вот и Дядюшка АУ нас встречает.
- Здравствуйте,Дядюшка АУ!
Дядюшка АУ:
- Здравствуйте, ребята! Вы были в парке летом?
Дети:
- Были в парке летом.
Дядюшка АУ:
- А как вы думаете, какое сейчас время года?
Дети:
- Сейчас время года осень.
- Дядюшка АУ:
- Правильно, осень. Какая бывает осень?
Дети:
- Золотая, дождливая, холодная.
Дядюшка АУ:
- Вы хотите со мной прогуляться по осеннему парку?
Дети:
- да
Дядюшка АУ:
- А как вы думаете, чем отличается парк от леса? Хотите посмотреть и узнать что-то новое?
Дети:
- Хотим.
Дядюшка АУ:
- Тогда идем в парк.
Воспитатель:
- Посмотрите, как все изменилось в парке. Ребята, а что изменилось, вы заметили?
Дети:
- Листья изменили окраску.
- Цветы и растения завяли.
- Трава пожухла, на земле много листиков.
Воспитатель:
-Правильно, здесь побывала осень. Она и устроила листопад. Укрыла землю ковром, принесла с собой холод.
Дядюшка АУ:
- Ребята, а вы знаете, почему листья желтеют и опадают?
Дети:
- Сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме.
Воспитатель:
- Как вы, думаете. Что нужно растению, дереву, чтобы хорошо расти и зеленеть?
Дети:
- Свет, тепло и вода.
Воспитатель:
- А сейчас хватает света и тепла?
Дети:
- Не хватает тепла и света.
Воспитатель:
- Вот поэтому деревья и сбрасывают свои листочки. Они готовятся к зиме, ведь зимой листочки расти не будут.
Дядюшка АУ:
- Ребята, как вы думаете, опавшие листья нужны растениям?
Дети:
- Нужны для тепла.
Воспитатель:
- Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни от морозов, траву. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. А весной опавшие листья (опад, перегнив под дождем, удобрят почву и дадут деревьям питание, а также полезные вещества для роста.
Дядюшка Ау:
- Ребята, а давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожки опад, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногамиу ребят
Листья весело шуршат!
М. Авдеев
- Ребята, вы хотите пройтись по парковой тропинке и послушать, как шуршат листья?
Дети:
- Хотим послушать. (дети ходят и слушают).
Воспитатель:
- Интересно? Красиво? Что мы слышим?
Дети:
- Листья шуршат.
- Листья шелестят.
Дядюшка АУ:
- Повторяйте все вместе за мной: шуршат, шелестят, листопад.
- Ребята, вы знаете как называются деревья, которые здесь растут? Назовите мне их.
Дети:
- Клен, вяз, тополь.
Воспитатель:
- Как вы их узнали?
Дети:
- Мы узнали по листьям.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, правильно, деревья узнают по листочкам.
- Найдите мне, пожалуйста, листик клена, вяза и тополя и принесите.
(дети находят и приносят).
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Дядюшка АУ:
- Ребята, а я тоже нашел листочки, но не знаю с каких они деревьев. Помогите мне разобраться.
Дети:
- Это листик с ясеня
- Вот этот листок с клена.
Дядюшка АУ:
- А вы мне покажете эти деревья?
Воспитатель:
- Дядюшка Ау, мы тебе все расскажем и покажем, что знаем.
- Пойдемте посмотрим на дерево ясень. Смотрите внимательно, какие части есть у этого дерева?
Дети:
- У этого дерева есть крона, состоящая из веток.
- У дерева есть корень и ствол.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. А что располагается на ветках?
Дети:
- На ветках растут листья.
Воспитатель:
- Хотите рассмотреть из чего состоят листики? Смотрите, они состоят из черешка и листиков, к нему прикрепленных. А как вы узнали, что это листочки ясеня, а не другого дерева? (ответы детей).
Дядюшка АУ:
- Ребята, а сколько же всего у ясеня листочков? Я не умею считать, помогите мне сосчитать. (дети считают)
- Молодцы, и я вместе с вами научился считать.
Воспитатель:
- Ребята, приложите ладонь к нижней части листа и посмотрите, какие листочки по размеру? (маленькие)
- Какие они по форме? (овальные)
- Ребята, вы заметили еще что- нибудь на этом дереве кроме листьев?
Дети:
- На дереве висят метелки.
- Молодцы, ребята, правильно. Посмотрите, какие висят на ясене метелочки, как украшения.
Дядюшка Ау:
- А это что такое?
Воспитатель:
- Это семена. Они поспевают осенью. Посмотрите, сколько семян на метелочке. (дети рассматривают)
Воспитатель:
- Ребята, а у Дядюшки АУ остался еще один листик, посмотрите и скажите с какого он дерева? Покажите это дерево.
Дети:
- Это листик клена.
- вот это дерево клен
- Мы его узнали по листикам.
Воспитатель:
- Расскажите, что есть у клена?
Дети:
- У дерева есть корни, ствол, ветки и листья.
Воспитатель:
- Какие по цвету листья?
Дети:
- Листья темно-зеленого и желтого цвета.
Воспитатель:
- Приложите лист к ладони, какой он? (крупный)
- Лист клена крупный, правильно. Он похож на пальцы с заостренными верхушками, пронизанный многочисленными жилками разной толщины.
- Хотите сравнить лист ясеня и клена? Давайте сравним и посмотрим, чем они отличаются? (Дети отвечают)
Дядюшка Ау:
- Ребята, а как вы думаете, чем еще отличаются эти деревья?
Дети:
- Они отличаются плодами, у ясеня много мелких плодов с одним крылышком, и они на одной розеточке (метелочке, а у клена – плод крупнее, плоский с двумя крылышками.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, а сейчас прислонитесь к стволу дерева, что вы ощущаете? (тепло)
- Понюхайте кору дерева, чем она пахнет?
Дети:
- Деревом, лесом.
Дядюшка АУ:
- Ребята, а как вы думаете, есть ли у клена полезные свойства?
Воспитатель:
- Листья у клена очень полезны, используют их в лечебных целях. Настой или отвар листьев снимает воспаление, снижает температуру, заживляет раны.
Дядюшка АУ:
- Ребята, я приглашаю вас поиграть в интересную игру. Называется она «такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку, слушайте внимательно и смотрите, у кого будет листочек клена (ясеня, тополя или вяза, летите ко мне. Звучит музыка и дети, держа листочки, разбегаются и говорят слова:
Мы листочки, мы листочки.
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Дети бегают, помахивая листочками. Дети останавливаются, а Дядюшка АУ говорит слова: «У кого такой же листок – летите ко мне».
Воспитатель:
- Молодцы, все справились. Ребята, воздух бывает чистым исвежим только там, где растет много зеленых друзей, как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы воздух был чистым и свежим? (ответы детей)
Дядюшка АУ:
- Я знаю, что нужно делать! Нужно посадить семена и за ними ухаживать.
Воспитатель:
- Ребята, а кто из вас видел, как сажают саженцы? С чего начинают? (ответы детей) У нас здесь лежат предметы. Какие предметы вы видите?
Дети:
- лопата, кастрюля, ведро, машина, веревка, чашка лейка.
Воспитатель:
- Выберите то, что необходимо для посадки деревьев. (дети выбирают)
- А почему вы не взяли машину? Кастрюлю с чашкой?
Дети:
- Машина – это игрушка, а кастрюля с чашкой – посуда. А веревочка нам нужна.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами посадим саженец. Вот он. Посмотрите, что есть у этого саженца?
Дети:
- У саженца есть корни, ствол, ветки, крона.
Воспитатель:
- Молодцы! Что сначала мы будем делать? Как вы думаете? (ответы детей)
- Верно, ребята, выкопаем для него ямку и посадим. Мы с вами лопатой выкопали ямку, а что будем делать дальше? (ответы детей)
- Мальчики помогут придержать саженец за ствол аккуратно, чтобы не сломать его и не повредить корни. Девочки будут маленькими лопатками присыпать корни, а затем польют саженец из лейки и маленького ведерка.
- Какие вы у меня молодцы! Как дружно работаете! Хотите спеть песенку М. Авдеева, которую мы разучили недавно на музыкальном занятии? Поем все вместе:
Посадили деревце
У себя во дворе.
Пусть растет зеленое,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто мы, часто мы,
Чтоб оно со временем
Дало тень, дало тень.
Дядюшка АУ:
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали? Понравилась вам прогулка?
Дети:
- Мы были в парке.
- Узнали, как сажают деревья.
- Чем отличаются деревья.
- Прогулка нам понравилась, узнали много нового.
Дядюшка АУ:
- Понравилась прогулка и мне. Пришло время прощаться, мне пора возвращаться домой. Я к вам еще приду. До свидания.
Воспитатель:
- До свидания, Дядюшка АУ. Нам пора возвращаться в группу. Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать все вместе картину «Наш парк осенью».
Литература:
1 «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7лет на экологической тропе». Издательство «Учитель» 2012г. С. В. Машкова, Г. Н. Суздалева, Л. А. Егорова.
2 «Воспитание гармоничного отношения к природе». Волгоград 2011г. Н. М. Бачерова.
3 Старший Воспитатель №12 2012г.