Ольга Крюкова
Конспект прогулки по экологической тропе «Пенёк-теремок» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект прогулки (экологическая тропа) «Пенёк - Теремок».
Цель: способствовать формированию представлений о том, что такое «пень».
Задачи:
• Учить воспринимать «пень» как живое существо, сочувствовать и оберегать его.
Публикация «Конспект прогулки по экологической тропе „Пенёк-теремок“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
• Дать детям знания о том, что «пень» - место обитания разнообразных живых существ (насекомых, жуков, растений)
• Развивать познавательную активность, творческое воображение, связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
• Воспитывать гуманное отношение к природе.
Оборудование: картинка тополя, лупы на каждого ребёнка, макет дерева, яблоки, цветы, листья.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно! Как прекрасен этот мир! Птицы и растения, животные, горы и реки – все радует нас. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга такими словами:
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!
- Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать:
Был я деревом когда - то
И шумел листвой, ребята.
Потерял свою красу –
Стал я ниже всех в лесу. (Пень)
Правильно, это пень. На территории нашего детского сада тоже есть пень, и мы к нему сейчас пойдём. (стук в дверь, заходит Лесовичок)
Лесовик: - Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются)
Воспитатель: Лесовичок, как хорошо, что ты к нам пришел, пойдём с нами. (Дети вместе с Лесовиком подходят к пню.)
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
Да, это пень и у него есть своя интересная история. Давайте составим план нашего исторического исследования.
o Что было до образования пня.
o Что сейчас с ним происходит.
o Что может произойти в будущем.
Воспитатель: Лесовичок, без твоей помощи нам не обойтись.
Лесовичок: Да, мне знаком ваш пень, хотите узнать его прошлое? Тогда слушайте.
Давно это было, это было тогда, когда ваши мамы и папы ходили в этот детский сад. Захотелось всем ребятам и воспитателям озеленить всю территорию детского сада, т. е. посадить как можно больше деревьев и кустарников, чтобы красиво было, чтобы много птиц прилетало и оставалось жить на этих чудных деревьях. Как решили, так и сделали. Прошло много лет, на этом месте, где мы сейчас видим пень, когда-то росло большое, красивое, ветвистое дерево. На своих ветвях, оно укачивало птенцов в гнездах. Оно каждый день встречало и провожало детишек и взрослых. Но время шло, дерево постарело, стало болеть да сохнуть. Его пришлось спилить, а на этом месте остался пень.
-Здравствуй Пенёк – Теремок! (дети и взрослые с ним здороваются)
-Я не просто так сказал Пенёк - Теремок, как вы думаете, почему? (предположения детей)
- Каких жителей можно увидеть на пне и около него? (жуки – древоточцы, жуки – короеды, бронзовки, многоножки, муравьи)
- Какие растения растут на пне и около него? (лишайники, зеленый мох и др.)
- Так, можно назвать пень настоящим домом? (ответы детей)
-Действительно на пне и около него кипит жизнь
- Что это у пня? (Корни)
- Какие корни? (прямые, ветвистые, запутанные)
- Какие корни по длине и толщине? (длинные, короткие, крепкие, толстые, тонкие, как ниточки)
- Какого они цвета? (темно-коричневые, светло- коричневые)
- Зачем нужны дереву корни? (корни держат дерево, через корни дерево питается, пьет воду)
- Чем покрыт сам пень? (корой)
- Потрогайте кору и скажите, какая она? (шероховатая, грубая, с трещинками)
- Чем пахнет пень? (пахнет деревом, лесом, землей)
Воспитатель:- Лесовичок, а как можно узнать возраст спиленного дерева? Лесовичок: Подойдите поближе к пню. Вот видите эти колечки. Оказывается, каждое колечко – это прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дереву лет. По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Близко расположенные друг к другу кольца говорят о недостатке влаги, о плохом питании.
Воспитатель: - Ребята давайте определим, как жилось дереву в разные годы, по расстоянию между годичными кольцами? Какой можно сделать вывод? (дети считают кольца, делают выводы, с помощью лупы рассматривают пень, проводят исследования)
Вывод: Кольца, расположенные на расстоянии друг от друга, значит, дерево росло в хороших условиях (воды было в достатке, ярко светило солнышко, было достаточно места для роста).
Лесовичок: А загадки вы умеете разгадывать?
Загадки:
Там где был сухой пенек,
Вырос маленький цветок.
(стрекоза)
Волосата, зелена,
В листьях спряталась она.
У нее немало ножек,
Только бегать вот не может
(гусеница)
В лесу у пня
суетня, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(муравьи)
В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(паук)
Не жужжу когда сижу,
Не жужжу когда хожу.
Если в воздухе кружусь
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(жук)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
(мох)
Весной рождается, летом зеленеет.
Осенью желтеет, зимой прячется.
(трава)
Весь в пыли, хоть сил немного,
У пенечка он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид.
(подорожник)
На узкой дорожке –
Голова да рожки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет?
(улитка)
Воспитатель: Мы с вами узнали очень много нового о нашем объекте, но остался последний вопрос, давайте пофантазируем, что может произойти с нашим пнем? (ответы детей).
- Да, ребята со временем пенёк разрушится, как это случилось в известной сказке «Теремок» из-за заселившихся насекомых. Но если корень здоровый, то может появиться поросль, это росток который может превратиться в дерево.
Лесовичок: Мне пора возвращаться домой, берегите природу, ухаживайте за растениями, наблюдайте за насекомыми, в природе всё взаимосвязано и она будет вас радовать.
Воспитатель: Спасибо Лесовичок, до свидания!
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что на ваш взгляд, было наиболее интересным? Какой для себя ты сделал вывод? Что хотел бы ещё узнать?
Прогулка наша закончилось. За это время выросло чудесное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашей беседы.
Если прогулка прошла плодотворно, прикрепите к дереву плоды.
Если хорошо, но могло быть лучше, прикрепите цветок.
Если ни чего нового не узнали, то разместите на дереве листок.
Воспитатель: если мы с вами будем поливать прикорневую систему, то мы с вами можем стать свидетелем появления нового дерева и наблюдать за его развитием.