Диана Равильевна Кремчеева
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно-развивающей деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них не имеют сложного речевого дефекта и, следовательно, не подлежат зачислению в специальную речевую группу. ыходом из такой ситуации является организация комплексной помощи учителя-логопеда и педагога-психолога. Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников - Л. С. ыготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин. Исследователями давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы. Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем детском саду является: создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка, обеспечение целостности и единства коррекционно-развивающего пространства. Согласованность действий логопеда и психолога в условиях ДОУ позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде и успешно развиваться и обучаться.
Публикация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно-развивающей деятельности» размещена в разделах
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной психолого-логопедической работы в детском саду. Психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Л. С. Выготский писал: "Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений". То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования. 1.1 Целью организации совместной работы психолога и логопеда является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.
Задачи:
1. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
2. Адаптация и интеграция ребёнка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.
Коррекция речи, развитие познавательной сферы дошкольника с нарушением речи. 1. 2 Комплексный подход данных специалистов включает в себя следующие направления:
1. Организация работы с детьми.
2. Формы и методы работы с педагогами.
3. Работа с родителями.
Нами были разработаны основные направления коррекционной работы (см. Приложение).
Основные этапы взаимодействия психолога и логопеда с детьми :
1. Диагностический этап.
2. Коррекционно–развивающий этап.
3. Аналитический этап.
Первое направление – диагностическое:
- разработка совместного диагностического блока методик;
- определение уровня речевого и психического развития;
организация совместной коррекционной работы. Второе направление коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работы, тесного сотрудничества специалистов зависит интеллектуальное, личностное и речевое развитие ребенка. Поэтому на данном этапе следует: разработать интегрированный перспективный коррекционноразвивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики; составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка. Третье направление аналитическое. Аналитическая деятельность позволяет отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, а также отследить динамику развития ребенка. Успех коррекционноразвивающего процесса зависит не только от тесной и слаженной работы педагога-психолога и учителя-логопеда, но и в большей степени от взаимосвязи с педагогами и родителями.
Формы и методы взаимодействия логопеда и психолога с педагогами :
- консультации и семинары для педагогов;
- мастер-классы.
Формы и методы взаимодействия логопеда и психолога с родителями:
- Повышение родительской компетентности посредством бесед, консультаций.
- Анкетирование родителей с целью получения информации об анамнезе развития ребёнка.
- Постоянная связь с родителями посредством тетрадей для домашних заданий.
- Оформление информационно – методических выставок.
Представленный комплексный подход взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет :
- Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности;
- Четко сформулировать объективное заключение;
- Наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу;
- Способствовать росту компетентности воспитателей и родителей в области коррекционной педагогики.
2. Опыт нашей совместной коррекционной работы доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.
В результате взаимодействия учителя логопеда и педагога-психолога отмечается :
– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;
– осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;
– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.