МААМ-картинки

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Байкова
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы

Успешная коррекционная работа в ДОУ может осуществляться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений у дошкольников. С помощью блочно – тематического планирования можно не только обогатить лексику детей, сделать их речь грамматически правильной, но и способствовать развитию и повышению интереса к родному языку, раскрытию его многообразия и богатства. Эффективность работы с детьми, имеющими нарушения речи, определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственности в работе логопеда, воспитателя и других специалистов детского сада.

Публикация «Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения» размещена в разделах

Логопедическая группа при четкой организации её деятельности обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств, а также играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Данная модель организации коррекционно-логопедической работы с детьми органично вписывается в работу дошкольного учреждения любого типа. Тем более, что ни для кого не секрет, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества дошкольников, имеющих различные речевые нарушения. Занятия в логопедической группе помогают ребенку также и в усвоении образовательной программы детского сада. При этом параллельно с коррекцией звукопроизношения логопед реализует следующие задачи: развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза; обогащение словарного запаса; обогащение словарного запаса; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Решение такого комплекса задач возможно только при сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса – родителей и педагогов. Наиболее весомую роль в этом играют воспитатели, так как они ежедневно и достаточно продолжительное время общаются с детьми, знают их наклонности, интересы и, следовательно, могут определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности для того или иного нуждающегося в логопедической помощи ребенка.

Чтобы была польза от тесного взаимодействия и взаимопомощи логопеда и воспитателя, надо уточнить их функциональные обязанности.

Воспитатель:

- контролирует речь детей на занятиях и во время режимных моментов;

- проводит игры и упражнения на развитие мелкой и общей моторики;

- помогает логопеду по автоматизации поставленных звуков;

- проводит необходимую работу с родителями дошкольников;

- создает предметную среду, способствующую максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии;

- организует игры для развития звуковой культуры речи.

Выполнение этих функциональных обязанностей невозможно без реализации ряда форм логопедического просвещения педагогов.

1. Информационное просвещение:

- ознакомление с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;

- возрастными особенностями нервно-психического развития - этапами становления детской речи;

- методами коррекционно-развивающего воздействия.

2. Обучающее просвещение:

- привлечение воспитателей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей;

- обучение воспитателей приемам коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами;

- формирование у воспитателей представления о готовности к обучению в школе.

Исходя из вышеизложенного, можно условно выделить несколько направлений во взаимодействии логопеда с воспитателями групп общеразвивающей направленности.

1. Индивидуальная работа. Например, зная, что у ребенка звук «С» находится на этапе автоматизации, воспитатель может включить задания на работу с данным звуком во все свои занятия: на математике ребенку предлагается посчитать только предметы посуды, в названиях которых есть звук «с» : кастрюли, сковородки, сотейники. На занятиях по развитию речи каждому ребенку можно предложить слова с теми звуками, которые отрабатываются на занятиях с логопедом.

Связное высказывание совершенствуется в процессе формирования полного ответа на занятиях, при составлении рассказов повествовательного и описательного характера, в играх и упражнениях: «Я сказочник», «Ты спроси, а я расскажу», «Я загадаю, а вы отгадайте». Во второй половине дня воспитатель также может предложить детям потренировать мелкую моторику рук в процессе штриховки, обведения фигур по контуру, вырезания.

2. Наблюдение за динамикой постановки звуков у детей, которое позволяет воспитателю наглядно следить за состоянием звукопроизношения всех «речевых» детей группы или конкретного ребенка. Порой, не зная этапов логопедической работы, воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка еще нет, и начинают сердиться, если он что-то делает не так. Опираясь на рекомендации, которые дает логопед, педагог предлагает дошкольнику только тот речевой материал, который ему под силу. Вследствие этого воспитателю становится легче подобрать стихотворения к праздничному утреннику (в случае затруднения помогает логопед, в ходе занятий возникает меньше проблем: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий.

3. Подбор речевого материала для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе чистоговорок, рифмовок, стихотворений и т. д. должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка, но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе правильного закрепления речевого материала. В логопедической литературе не всегда публикуется подходящий для занятий речевой материал. К примеру, чистоговорку: «Суду – суду – суду – Лариса мыла посуду» нельзя использовать для автоматизации звука «с», если у ребенка нет звуков позднего онтогенеза – «л» и «р». В этом случае можно посоветовать самим или с помощью логопеда переделать эту чистоговорку, которая в новом варианте будет звучать так: "Суду - суду - суду - я буду мыть посуду» или «Суду – суду – суду – мама моет посуду». Поэтому учитель-логопед должен помогать воспитателю в подборе адекватного речевого материала или рекомендовать соответствующие информационные ресурсы.

Коррекционно-воспитательный процесс детей с дефектами речи должен включать специфические коррекционные мероприятия и в продуктивной деятельности. Процесс овладения навыками и умениями по изобразительной деятельности и конструированию у таких детей может отличаться от нормы и иметь ряд особенностей. Все виды продуктивной деятельности позволяют ребенку опосредованно отражать окружающий мир, самому создавать красоту, исходя из своих возможностей и обогащать свой чувственный опыт, углублять представления об окружающем, существенно влияют на умственное и речевое развитие ребенка. Без дополнительной нагрузки, попутно с решением основных для этого вида деятельности задач на таких занятиях можно знакомить воспитанников с новыми словами, уточнять их лексические и грамматические оттенки, активизировать в речи названия предметов, действий и признаков, автоматизировать все типы предложений и предложных конструкций, отработанных с логопедом.

У детей с речевыми нарушениями при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Таким образом, прослеживается необходимость сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога, предусматривающая взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и психолога представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.

Тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Основой преемственности является активизация развития детей в различных сферах деятельности.

Для психолога дошкольного учреждения одним из ведущих видов деятельности является коррекция отставаний в развитии психических функций, а для логопеда главным в этом плане становится активизация функционального потенциала ребенка. Коррекция нарушений в развитии речи – прерогатива логопеда, задача психолога – активизация речевой деятельности ребёнка.

Логопедом исследуется просодическая сторона речи и особенности использования детьми мимики и пантомимики, а психологом – изучается восприятие графического изображения эмоции, осознание своей эмоции, понимание своего эмоционального состояния, изучаются социальные эмоции.

Педагог-психолог проводит занятия, основной целью которых является развитие эмоциональной сферы детей. Специальные приёмы работы с разнообразными заданиями включаются в работу логопеда на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи.

Таким образом, выделяются следующие формы работы, которые отображают взаимодействие логопеда и психолога в дошкольном учреждении:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы,

коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психических процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

а также родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

В результате взаимодействия учителя логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с речевыми нарушениями, отмечается:

– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;

– осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;

– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;

– одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.

Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевку на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей. Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем – логопедом.

Проводимая совместная работа воспитателей и специалистов ДОУ, направленная на коррекцию и развитие речи дошкольников, в совокупности с установлением партнерских отношений с родителями, помогает в оптимальные сроки решать задачи коррекционного воздействия и подготовки детей к успешному обучению в школе.

Публикации по теме:

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Дидактическая игра «Крестики-нолики» в коррекционной работе учителя-логопедаДидактическая игра «Крестики-нолики» в коррекционной работе учителя-логопеда "Крестики-нолики" - логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3 на 3 клетки. Для детей дошкольного возраста именно такой.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Опубликовано: 24 апреля 2024 в 10:14
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения» (включая файлы) размещена пользователем Байкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД