Людмила Беляева
Взаимосвязь стиля семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь стиля семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников
Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сформировать мотивацию к обучению? Это и стало предметом нашего изучения. Позвольте очень коротко, в силу ограниченности времени выступления остановится на основных теоретических выкладках нашего исследования.
Публикация «Взаимосвязь стиля семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников» размещена в разделах
Одной из главных целей в становлении личности, является, получение образования именно поэтому проблема мотивации является одной из главных в современной психологии. Многими учёными и специалистами уделялось особое внимание мотивации учения школьников. Строение и развитие теоретических вопросов мотивационной сферы личности представлены в работах Леонтьева, Божович, Афанасьева, Матюхина. Огромный вклад в теорию мотивации внесли и зарубежные ученые: Новацкий, Вайнер, Хекхаузен, Брунер и другие.
Следует отметить, что учебная мотивация как считает Божович, начинает формироваться задолго до, школьного обучения, в семье. Родители развивают в ребенке желание постигать новое, формируют у него желание учиться. Именно поэтому взаимосвязь интереса к учению во многом зависит от стиля семейного воспитания. И, безусловно, эта проблема актуализируется, если речь идет о младших школьниках, особенно первоклассниках, где овладение умением учиться, мотивация к учению выходят на первый план.
По мнению Венгер стиль воспитания – это взаимоотношения c ребенком в семье, забота и опека, характеризуемые определенной степенью контроля и эмоционального контакта между родителями и детьми.
В основу классификации стилей семейного воспитания могут быть положены разные параметры, мы остановились на: эмоциональном принятии ребенка родителями, заинтересованности в ребенке и забота о нем, требовательности к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку.
В зависимости от них, дети в семье могут по-разному себя вести: беспрекословно слушаться старших или быть свободными практически в любом решении, обсуждать свои проблемы с родителями или замалчивать их, предлагать свои варианты решения той или иной ситуации либо молчать, зная, что все равно никто не послушает. Поведение родителей также может быть различным: от жестких и непоколебимых рамок и границ до абсолютной незаинтересованности в жизни своих детей.
Психологи выделяют следующие стили семейного воспитания: авторитарный, либеральный, опекающий, демократический.
Рассмотрим кратко, какие стили и как влияют на формирование учебной мотивации младших школьников.
Авторитарный стиль направлен на полное и беспрекословное подчинение ребенка, родителю. Ребенка держат под очень строгим контролем, запрещая практически все, что может приносить ему радость. Соответственно подавляется в нем волевые качества, самооценка и стремление делать что-то самостоятельно, тем самым влечет за собой и низкий уровень учебной мотивации. Ребенок привык, действовать, как диктуют ему родители, не имея своих собственных желаний и целей.
Либеральный стиль воспитания это противоположность авторитарному стилю. Он подразумевает безграничное доверие к ребенку, предоставления ему свободы действий и выбора, но в то же время полное отсутствие контроля над жизнью ребенка. Им кажется, что свобода и вседозволенность сделает ребенка счастливым и независимым. У таких детей, напрочь отсутствуют психологические и поведенческие границы. Отсутствия границ, ведет к развитию неуверенности в себе, не понимания себя и своих интересов, нарушению эмоционального интеллекта слабости духа, отсутствия силы воли в любых начинаниях. Этот стиль воспитания негативно отражается и на учебной мотивации, нет интереса, цели, а соответственно и нет результата.
Опекающий стиль – постоянные ограничения в свободе детей родителями, у которых чаще всего присутствуют тревожные намерения и мотивы. Ребенок боится окружающего мира, не уверен в себе, испытывает тревогу и чувство вины. Это детоцентрированные семьи, в которых все устроено так, чтобы малышу было хорошо, даже если это доставляет неудобство взрослым. Самостоятельность ребенка пресекается любыми способами, ему постоянно транслируются установки об опасности и враждебности окружающего мира.
Это у тебя не получится, это ты не сможешь…, тем самым подавляют интерес к новым открытиям.
Демократический стиль воспитания предполагает равноправные отношения между ребенком и взрослым, при котором взрослые относятся к детям с уважением и достоинством, ребенок имеет возможность самостоятельно осуществлять выбор и нести ответственность за свои решения и действия. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, создает благоприятные условия для успешного развития целенаправленной дисциплинированности, и учебной мотивации.
Каждый из видов имеет свои особенности, наиболее здоровая личность вырастает при демократичном стиле: ребенок становится самостоятельным, ответственным, умеющим любить и взаимодействовать с обществом.
Таким образом, проведённое нами теоретическое исследование, доказало, что между стилями семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников существует прямая взаимосвязь.