МААМ-картинки

Взаимосвязь стиля семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников

Людмила Беляева
Взаимосвязь стиля семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимосвязь стиля семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников

Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сформировать мотивацию к обучению? Это и стало предметом нашего изучения. Позвольте очень коротко, в силу ограниченности времени выступления остановится на основных теоретических выкладках нашего исследования.

Публикация «Взаимосвязь стиля семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников» размещена в разделах

Одной из главных целей в становлении личности, является, получение образования именно поэтому проблема мотивации является одной из главных в современной психологии. Многими учёными и специалистами уделялось особое внимание мотивации учения школьников. Строение и развитие теоретических вопросов мотивационной сферы личности представлены в работах Леонтьева, Божович, Афанасьева, Матюхина. Огромный вклад в теорию мотивации внесли и зарубежные ученые: Новацкий, Вайнер, Хекхаузен, Брунер и другие.

Следует отметить, что учебная мотивация как считает Божович, начинает формироваться задолго до, школьного обучения, в семье. Родители развивают в ребенке желание постигать новое, формируют у него желание учиться. Именно поэтому взаимосвязь интереса к учению во многом зависит от стиля семейного воспитания. И, безусловно, эта проблема актуализируется, если речь идет о младших школьниках, особенно первоклассниках, где овладение умением учиться, мотивация к учению выходят на первый план.

По мнению Венгер стиль воспитания – это взаимоотношения c ребенком в семье, забота и опека, характеризуемые определенной степенью контроля и эмоционального контакта между родителями и детьми.

В основу классификации стилей семейного воспитания могут быть положены разные параметры, мы остановились на: эмоциональном принятии ребенка родителями, заинтересованности в ребенке и забота о нем, требовательности к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку.

В зависимости от них, дети в семье могут по-разному себя вести: беспрекословно слушаться старших или быть свободными практически в любом решении, обсуждать свои проблемы с родителями или замалчивать их, предлагать свои варианты решения той или иной ситуации либо молчать, зная, что все равно никто не послушает. Поведение родителей также может быть различным: от жестких и непоколебимых рамок и границ до абсолютной незаинтересованности в жизни своих детей.

Психологи выделяют следующие стили семейного воспитания: авторитарный, либеральный, опекающий, демократический.

Рассмотрим кратко, какие стили и как влияют на формирование учебной мотивации младших школьников.

Авторитарный стиль направлен на полное и беспрекословное подчинение ребенка, родителю. Ребенка держат под очень строгим контролем, запрещая практически все, что может приносить ему радость. Соответственно подавляется в нем волевые качества, самооценка и стремление делать что-то самостоятельно, тем самым влечет за собой и низкий уровень учебной мотивации. Ребенок привык, действовать, как диктуют ему родители, не имея своих собственных желаний и целей.

Либеральный стиль воспитания это противоположность авторитарному стилю. Он подразумевает безграничное доверие к ребенку, предоставления ему свободы действий и выбора, но в то же время полное отсутствие контроля над жизнью ребенка. Им кажется, что свобода и вседозволенность сделает ребенка счастливым и независимым. У таких детей, напрочь отсутствуют психологические и поведенческие границы. Отсутствия границ, ведет к развитию неуверенности в себе, не понимания себя и своих интересов, нарушению эмоционального интеллекта слабости духа, отсутствия силы воли в любых начинаниях. Этот стиль воспитания негативно отражается и на учебной мотивации, нет интереса, цели, а соответственно и нет результата.

Опекающий стиль – постоянные ограничения в свободе детей родителями, у которых чаще всего присутствуют тревожные намерения и мотивы. Ребенок боится окружающего мира, не уверен в себе, испытывает тревогу и чувство вины. Это детоцентрированные семьи, в которых все устроено так, чтобы малышу было хорошо, даже если это доставляет неудобство взрослым. Самостоятельность ребенка пресекается любыми способами, ему постоянно транслируются установки об опасности и враждебности окружающего мира.

Это у тебя не получится, это ты не сможешь…, тем самым подавляют интерес к новым открытиям.

Демократический стиль воспитания предполагает равноправные отношения между ребенком и взрослым, при котором взрослые относятся к детям с уважением и достоинством, ребенок имеет возможность самостоятельно осуществлять выбор и нести ответственность за свои решения и действия. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, создает благоприятные условия для успешного развития целенаправленной дисциплинированности, и учебной мотивации.

Каждый из видов имеет свои особенности, наиболее здоровая личность вырастает при демократичном стиле: ребенок становится самостоятельным, ответственным, умеющим любить и взаимодействовать с обществом.

Таким образом, проведённое нами теоретическое исследование, доказало, что между стилями семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников существует прямая взаимосвязь.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания»Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания» Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания»Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, достойными людьми нашего общества. Мы.

Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г.Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г. Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016г. В зал входит ведущая. Ведущая: Как приятно, что сегодня Гости к нам сюда пришли.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Основы семейного воспитания с детьми младшей группыОсновы семейного воспитания с детьми младшей группы Не секрет, что дома папы не всегда соответствуют таким,про каких дети в песнях поют. Поэтому именно в детском саду никого не оскорбляя мы.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь стиля семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников
Опубликовано: 22 апреля 2021 в 18:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь стиля семейного воспитания и учебной мотивации младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Беляева (УИ 2342009) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД