Филиппова Екатерина
Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития
▼ Скачать + Заказать документы
1. Возникновение и развитие педагогики как науки. Связь педагогики с другими науками.
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу она неотделима от развития общества.
Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с воспитанием, с подготовкой подрастающих поколений к жизни.
Публикация «Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития» размещена в разделах
Слово «педагогика» обычно ассоциируется с воспитанием, формированием человека. Само же воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.
Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передать его последующим поколениям, чем принципиально отличались от животных.
Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам.
Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций.
Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества, присуще ему с самого его возникновения.
Термин «Педагогика» возник в Древней Греции (V-IV вв. до н. э.). В буквальном смысле греческое слово «пейдагогас» («пайдос»-дитя и «аго»-веду, воспитываю) означает «детоводитель» («детовождение»). В Древней Греции педагогом называли раба, которому поручалось водить детей своего господина в школу или сопровождать их во время прогулки.
Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, а слово «педагогика» стало употребляться в более сложном смысле «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.
От этого слова и получила название наука о воспитании и обучении.
Несмотря на то, что педагогические задачи и проблемы волновали умы мыслителей с глубокой древности, педагогика выделилась в самостоятельную науку не сразу. Вплоть до начала XVII в. она развивалась в рамках философии.
Предыстория педагогики :
• Глубокие мысли по вопросам воспитания содержатся в трудах древнегреческих философов Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др. (до н. э.);
• Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители Тит Лукреций Кар, Марк Фабий Квинтилиан и др. (примерно I в. н. э.);
• В средние века проблемы воспитания рассматривались богословскими философами Аврелием Августином, Фомой Аквинским и др. Все стороны жизни человека определяла церковь, поэтому все было строго определено церковными законами;
• В эпоху Возрождения значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли выдающиеся философы и мыслители, гуманисты по духу Витторио де Фельтре, Хуан Вивес, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и др.
Причины формирования педагогики как самостоятельной науки в середине XVII века:
• Развитие капиталистических производственных отношений требовало быстрой и массовой подготовки специалистов для промышленного производства. В связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания.
• В педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатейший теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения, в результате чего он мог получить практическое применение в интересах дальнейшего прогресса общества.
Решение задач в области педагогики в XVII веке было связано с английским философом и естествоиспытателем Бэконом и чешским педагогом Я. А. Коменским.
Ф. Бэкон в 1623 г. опубликовал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором дал современную для этой эпохи классификацию наук. В качестве отдельной отрасли научного знания он выделил педагогику.
Особое место среди трудов Я. А. Коменского занимает выдающаяся работа «Великая дидактика», написанная им в период с 1633 по 1638 гг. В этом труде он разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми, получившие широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняющие научное значение. Многие ученые по праву связывают рождение педагогики как самостоятельной науки с именем Я. А. Коменского и его «Великой дидактикой».
На современный взгляд слово «педагогика» имеет несколько значений:
• Педагогическая наука;
• Искусство, которое приравнивается к практике;
• Система деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях.
В целом многозначный термин «педагогика» обозначает:
• Идеи, представления, взгляды на цели, содержание и технологию воспитания, обучения, образования.
• Специальность, квалификация, практическая деятельность по воспитанию, обучению, образованию.
• Область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием.
• Учебный предмет.
• Искусство, виртуозность, мастерство воспитания.
Но, прежде всего, Педагогика – наука о закономерностях воспитания, обучения, образования, о путях осуществления этих важных функций общества.
Взаимосвязь наук служит важнейшим источником их развития и представляется в трех аспектах:
• Одни науки по отношению к другим выполняют мировоззренческую и методологическую функции.
• Содержание научного знания одних наук помогает другим глубже проникнуть в предмет исследования.
• В процессе взаимосвязи наук происходит их взаимное обогащение методами научных исследований.
Исследование педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке. Поэтому педагогика не может развиваться обособленно, она имеет очень обширные и прочные связи с различными областями человеческих знаний, занимая значимое место в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.
Связь педагогики с другими науками :
• Детская психология (отрасль психологической науки, изучающая факторы и закономерности психического развития ребенка) – позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов;
• Философия (наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления) – способствует созданию педагогических концепций и ряда новейших теорий обучения и воспитания;
• Социально-экономические науки : Социология (изучает различные стороны общественной жизни, взаимодействие личности и общества, закономерности социального поведения людей и т. п.) – позволяет педагогике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогическую деятельность +
Экономика образования (научная дисциплина, исследующая и выявляющая особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения и повышения образовательного и культурно-технического уровня населения) – определяет стратегию развития всей системы образования в целом и региональной образовательной политики в частности +
Политология +
Право;
• Биологические науки : Анатомия (наука, изучающая форму и строение человеческого организма, а также закономерности развития этого строения в связи с его функциями) +
Физиология (наука, исследующая функции живого организма, протекающие в нем процессы: обмен веществ, приспособление к среде жизни и др.) - способствуют пониманию биологической сущности ребенка и особенностей развития его организма на каждом возрастном этапе, показывает их роль и значение в обучении, воспитании и развитии детей +
Медицина – способствует пониманию основных положений о сохранении здоровья человека;
• Генетика (наука, изучающая механизмы и закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами) – помогает разобраться в сложных проблемах взаимосвязи наследственности, среды и воспитания;
• История и культурология;
• Математика, информатика и программирование;
• Педагогическая антропология (интегрированные знания о ребенке как целостном существе, полноценном представителе Homo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса).
Кроме того, педагогика имеет тесные связи и со многими другими отраслями научного знания – этикой, эстетикой, этнографией, менеджментом и др.
Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отметить ее влияние на эти науки.
2. Тенденции развития педагогической науки и педагогической практики. Методы педагогики.
Педагогика как сложное социальное явление выступает в единстве двух статусов:
• Наука (теория обучения и воспитания).
• Практика обучения и воспитания.
Итак, современная педагогика – это особая область науки о воспитании и обучении человека на всех возрастных этапах его развития.
Что же она собой представляет, именно как наука?
В любой науке обычно выделяют объект, предмет, функции, свойства, задачи.
Объект науки представляет собой область, часть действительности, которую исследует данная наука, ее познавательное поле.
Объектом педагогики является человек с точки зрения его воспитания, развития, образования в ходе педагогического процесса. Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального, личностного в нем, в его сущности, становлении, свойствах и деятельности.
Объект педагогики как практики – взаимодействие участников педагогического процесса.
Предмет науки – это то конкретное в объекте, что непосредственно изучает в объекте наука, его свойства, характеристики; это то, что характеризует специфику науки.
Предметом педагогики является сущность и педагогические закономерности педагогического процесса в целом и составляющих его процессов, а также становление и развитие личности в педагогическом процессе. В наиболее общем виде предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей.
Содержание педагогического процесса составляет система взаимосвязанных процессов :
• Обучение;
• Воспитание;
• Самовоспитание;
• Развитие;
• Образование;
• Психологическая подготовка.
Педагогические категории, в которых более конкретно раскрывается предмет педагогики :
• Педагогический процесс;
• Педагогические принципы;
• Обучение;
• Воспитание;
• Развитие;
• Самовоспитание;
• Формы и методы обучения и воспитания.
Таким образом, педагогика как область научных дисциплин о воспитании, обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе.
Исходя из этого, Педагогика – наука, изучающая закономерности, принципы, методы, средства, формы, содержание и технологии организации и осуществления педагогического процесса (его компонентов) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Функции педагогической науки в целом :
• Описание явлений того участка действительности, который она изучает;
• Объяснение;
• Предсказание.
Кроме того, изучая социально-гуманитарную сферу, педагогическая наука имеет свои особенности. Она не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого; от нее требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовывать и совершенствовать ее.
Поэтому в ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоретическая (отражение педагогической действительности как она есть) и конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная – отражение педагогической действительности такой, какой она должна быть).
Основные свойства педагогики :
• Социальность (нацелена на решение социально значимых задач и выполнение социально обусловленных функций);
• Гуманитарность (ориентирована на познание человека и его формирование и развитие как личности);
• Открытость (связана со всеми областями человеческой жизнедеятельности и другими науками о человеке).
Педагогика изучает следующие основные проблемы:
• Выявление и анализ сущности и закономерностей педагогического процесса, развития и формирования личности и их влияния на воспитание и обучение.
• Определение целей воспитания, обучения, образования.
• Разработка содержания воспитания, обучения, образования.
• Исследование и разработка методов, технологий воспитания и обучения.
Постоянные задачи педагогики :
• Выявление закономерностей в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.
• Анализ положительных и отрицательных тенденций в педагогическом процессе, его структуре.
• Внедрение результатов педагогических исследований в практику.
• Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.
• Внедрение в практику современных педагогических и информационных технологий.
• Разработка новых методов, форм, средств, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
• Прогнозирование развития педагогической теории и практики.
Постоянные задачи неисчерпаемы. Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать новые, более совершенные модели обучения и воспитания, анализировать и распространять педагогический опыт и т. д.
Временные задачи педагогики диктуются потребностями практики и самой науки :
• Создание электронных учебников и библиотек.
• Разработка государственных образовательных стандартов и требований.
• Внедрение автоматизированных обучающих систем и программ.
• Анализ типовых конфликтов в отношениях «учитель-ученик».
Любая наука имеет свои основные категории, к которым относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся типичные свойства.
Основные категории педагогики :
• Образование – процесс и результат освоения определенных обществом уровней культурного наследия, овладения учащимися системой знаний, навыков и умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей. Иными словами, педагогически организованный процесс передачи накопленной людьми культуры и связанный с ним уровень индивидуального развития.
• Воспитание – целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни и деятельности (в широком смысле); систематическое и целенаправленное воздействие на воспитуемых с целью формирования у них определенных, конкретных качеств, взглядов, убеждений и т. д. (в узком смысле); решение определенной воспитательной задачи (в конкретном значении).
• Обучение – целенаправленный процесс по передаче и усвоению социального опыта, формированию знаний, навыков и умений. Отличается от воспитания степенью организованности (определено более четкими и жесткими рамками – содержательными, временными, технологическими, целевыми и т. п., специальными средствами).
• Развитие – процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов (в широком смысле); совершенствование интеллектуальных, волевых, творческих, физических и других качеств личности (в узком смысле).
• Самообразование – целенаправленная и целеустремленная работа человека, связанная с поиском и усвоением им знаний.
• Самовоспитание – осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств и форм поведения.
• Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников) с целью решения задач образования, воспитания, обучения и развития личности.
Развитие педагогической науки на современном этапе требует особого внимания к проблемам методологии и методов.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Методы педагогики :
Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач.
Другими словами – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
В основе любых научных методов лежат определенные принципы, теории и законы.
• Методы обучения (система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования. Их выбор обусловлен конкретными задачами образования, воспитания и развития личности ребенка) – рассказ, лекция, беседа, драматизация, объяснение, наблюдение, демонстрация, упражнение, опыты, эксперименты, выполнение трудовых поручений и т. п. ;
• Методы воспитания (специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых для решения педагогических задач путем влияния на сознание, чувства и поведение воспитуемых) – рассказ, объяснение, беседа, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, требование, соревнование, поощрение, наказание, наблюдение, опрос, анализ результатов деятельности и т. п. ;
• Исследовательские методы (система методов, используемых для решения конкретных задач изучения особенностей и поведения ребенка и их формирования в педагогическом процессе) – наблюдение, эксперимент, беседа, изучение процесса и продуктов деятельности, анкетирование, тестирование, оценивание и т. п.
До сих пор мы говорили о педагогике, в основном как о науке. А каковы тенденции развития педагогической практики?
Формы педагогической практики :
• Воспитание;
• Перевоспитание;
• Общее образование;
• Дополнительное образование;
• Профессионально-техническое образование;
• Профессиональное образование;
• Производственное и внутрифирменное образование;
• Подготовка;
• Послевузовское образование;
• Повышение квалификации и переподготовка кадров;
• Непрерывное образование;
• Образование взрослых;
• Просветительская и социально-культурная деятельность.
3. Основные отрасли педагогики, их взаимосвязь. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки.
Основные отрасли педагогики :
• Общая педагогика – изучает основные закономерности процесса воспитания и образования;
• Возрастная педагогика – исследует закономерности воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов и педагогику взрослых;
• Дошкольная педагогика – исследует развитие ребенка от рождения до поступления в школу (6-7 лет);
• Коррекционная педагогика – занимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития (олигофренопедагогика, зрения (тифлопедагогика, слуха (сурдопедагогика, дефектами речи (логопедия) и т. п. ;
• Социальная педагогика – изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица его заменяющего, воспитателя и др., которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения, по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества;
• Лечебная педагогика - система воспитания и обучения часто болеющих и недомогающих детей и детей-инвалидов;
• История педагогики – изучает педагогические теории, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи;
• Педагогика профессионально-технического образования;
• Педагогика среднего специального образования;
• Педагогика высшей школы;
• Педагогика последипломного образования;
• Этнопедагогика – наука о педагогических воззрениях народных масс и их опыте воспитанияподрастающего поколения;
• Православная педагогика – воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления (воцерковление – наполнение православным смыслом уже сложившегося научного и категориального строя педагогики как теории и науки).
Особую группу педагогических наук составляют частные методики, изучающие закономерности и специфику преподавания конкретных областей знаний (отдельных предметов).
В системе наук о воспитании особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике.
Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу).