Крачкова Надежда
Взаимосвязь развития речевых функций и мелкой моторики. Приемы формирования речи посредством пальчиковой гимнастики у детей
▼ Скачать +Заказ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Крачкова Н. А.
Воспитатель подготовительной группы
Санкт-Петербург, 2019 год
Работа для участия в конкурсе лучшая методическая разработка
Взаимосвязь развития речевых функций и мелкой моторики. Приемы формирования речи по средствам пальчиковой гимнастики у детей с нарушением речи
Публикация «Взаимосвязь развития речевых функций и мелкой моторики, Приемы формирования речи посредством пальчиковой гимнастики у детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга".
Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму.
У большинства детей пальцы мало подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дошкольники держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.
Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, занялись подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку "Пальчиковый игротренинг". Что же сюда вошло:
1. Игры с пальчиками.
2. Пальчиковые игры с палочками и спичками.
3. Пальчиковые игры со скороговорками.
4. Пальчиковые игры со стихами.
5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
6. Пальчиковый алфавит.
7. Пальчиковый театр.
8. Театр теней.
Используем элементы ТРИЗ в развитии мелкой моторики.
1. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щёткой и т. д.
2. Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т. д.
3. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).
Конструирование из бумаги - оригами.
Можно использовать и ручной труд в развитии мелкой моторики
1. Шитьё.
2. Вышивание.
3. Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т. д.
Развиваем графическую моторику :.
1. Рисование по трафаретам.
2. Штриховка.
3. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
4. Работа в занимательных прописях для дошкольников.
Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы :
Для этого выделили время в блоке специально организованного обучения:
1. в форме занятий :
2. в совместной деятельности воспитателя с детьми;
3. в свободной самостоятельной деятельности самих детей.
В блок специально организованного обучения, в форме занятия, включаются задания по развитию тех или иных способностей: развитию мелкой моторики, развитию общемоторных навыков, развитие сенсорных способностей, и т. д. Взрослый здесь всегда инициатор.
В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры). Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера - инициатора. При этом или он не обязывает детей к определенного рода активности, но предлагает и приглашает к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, как партнер, поощряет, учитываю детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию мелкой моторики). Обеспечивает условия для деятельности с "открытым концом" так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (начатую игру, конструирование, рисование, штриховка по трафаретам, плетение, пальчиковые игры, пальчиковый театр).
Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах: о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих
Как уже отмечала, что каждый из этих блоков необходим для развития детей, и какой бы ни была программа нельзя реализовать ее в рамках лишь одного из блоков.
При составлении плана работы необходимо иметь в виду связь указанных блоков с режимом дня. Однако связь не должна быть жесткой, хотя целесообразно посвящать занятиям утренние часы, когда работоспособность наиболее высока. Что касается двух последних блоков, то они охватывают все свободное от занятий время.
Организация педагогического процесса по трем блокам предполагает тесное сотрудничество, согласованные действия логопеда и воспитателей.
Так, например, планируя работу по лексическим темам, мы тут же планируем работу и по формированию мелкой моторики. Тема: «Домашние животные» тут же подбираем пальчиковую гимнастику «Кошка», речедвигательную игру «Лошадка», игры с использованием спичек- выложить «домик для собаки» и назвать его – конура; штрихуем контуры животных; используем эти игры во всех трех блоках работы: в занятиях, в совместной деятельности с воспитателем во время вечернего выполнения заданий логопеда, во время режимных моментов- утренней гимнастики и в свободной деятельности детей. И так по каждой теме.
Теперь о проведенной работе.
1. На одном из первых занятий познакомила детей с пальчиками :
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем пальчики считать.
Вот –большой, а это средний, безымянный и последний
Сам мизинчик малышок постучался на порог.
Вместе пальчики друзья.
Друг без друга им нельзя.
-Как вы думаете, почему они так называются? Почему он называется, большим?
-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.
-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).
-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.
-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.
-И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:
-Здравствуй, большак!
-Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!
-Пальчики и называются : указательный, средний, безымянный, мизинец.
-Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами и поможем быть пальчикам умелыми, которые смогут красиво писать, рисовать.
2. Нравятся детям пальчиковые игры, которые в основном провожу в блоке совместной деятельности. Пальчиковые игры это культурное наследие немецкого народа, история существования их исчисляется столетиями. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.
Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Например:
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела
Большой палец правой и левой руки
вместе с остальными образуют колечко Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
При выполнении каждого упражнения стараюсь вовлекать вес пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе. Вначале произношу стихотворение четко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделываю вместе с детьми. У кого из детей не получается, беру его руки в свои и вместе выполняем движения от начала до конца, В процессе работы над стихом меняю темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребенка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.
Стихи к пальчиковой гимнастике стараюсь подбирать в сочетании с лексическими темами. (показать книгу «Игры с пальчиками»)
В группе имеется набор спичек на каждого ребенка. Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Можно использовать этот материал, как часть занятия по математике, конструированию, в совместной деятельности, дети играют с удовольствием и в свободное время.
При составлении фигурок ставятся различные задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев.
2. Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры.
3. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (Сколько треугольников, прямоугольников, квадратов).
4. Сосчитать уголки, входящие в фигуру.
5. Самому придумать и сложить фигуру.
Кроватка: поставили в спальню мы кроватку, и спать на ней мы будем сладко.
Телевизор: без телевизора скучно, друзья, но долго смотреть телевизор нельзя.
Жук: жук по зеленой травке ползет, дойдет до конца и опять уползет.
Не менее интересно преобразование фигур из спичек, где дети упражняются в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.
Например: переложить одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону.
И много других интересных примеров.
В старшей группе в свободное от занятий время отправляемся с детьми к героям "Спичечного королевства". Эта игра знакомит детей с геометрическими фигурами и помогает в развитии творческого мышления. называю геометрическую фигуру, а дети на основе ее выкладывают образы.
Увлекательное и кропотливое дело, выкладывание колодцев из спичек, соревнуемся у кого колодец выше, у кого ровнее, у кого красивее. Сколько спичек потратили на постройку своего колодца, отмечаем победителей (звездочкой).
Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению.
Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.
Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением (особенно для логопатов) обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Включение пальчиковой гимнастики. в утреннюю гимнастику, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделали пальчиковый театр, персонажами которого показываем небольшие игры - инсценировки, проведенные в форме диалога : "Две лягушки", "Девочка и медведь", сказки "Колобок", "Теремок", "Репка". Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (показ кино)
Спасибо за внимание!