Нина Шолмова
Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
I. Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности.
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.
Публикация «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.
Таким образом, процесс формирования связной речи детей дошкольного возраста определил
II. Цель интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности: Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности :
1. Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.
2. Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
3. Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
4. Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.
III. Обеспечение интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности :
Методическое:
1. Беззубцева Г. В., Ермошина А. М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 56 с.
2. Голицина Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 120 с.
3. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
4. Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; под ред. С. А. Козловой. – М. : Издательский центр Академия, 2002.
5. Кузьменко М. В. Образно – игровая ритмическая гимнастика / М. В. Кузьменко // Инструктор по физкультуре. – 2009. – N 2. – С. 30 - 44.
6. Козырева Г. В. Игровые физкультурные занятия на воздухе / Г. В. Козырева // Инструктор по физкультуре. – 2008. – N 2. – С. 43 – 54.
7. Луконина Н. Н., Чадова Л. Е. Физкультурные праздники в детском саду. – М. : Айрисс – пресс, 2005. – 128 с.
8. Митневская Н. Н. Интегрированное занятие по речевому и физическому занятию детей /Н. Н. Митневская. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – N 2. – С. 36 – 39.
9. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) / Авт. – сост. Н. А. Фомина и др. – Волгоград:Учитель, 2004. – 96 с.
10. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения : Методическое пособие для руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях / Под ред. С. О. Филипповой. – СПб. : Детство – Пресс, 2005. – 416 с.
11. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. – М. : Издательский центр Академия, 2001. – 386c
12. Шарманова С. Б. «Зимние забавы». Сценарии физкультурных досугов для детей дошкольного возраста : учебно – методическое пособие. – Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. – 96 с.
Материально – техническое:
1. Иллюстративный материал к стихам, загадкам о физкультуре и спорте.
2. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром (зимние и летние виды спорта, спортивное оборудование).
Дидактическое:
1. Картотека считалок, закличек, стихов и загадок о спорте, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
2. Картотека «Игровых зарядок».
3. Сценарии спортивных праздников с применением речевых упражнений, стихов и песен, викторин тематического содержания.
Методы работы:
- Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике физического и речевого воспитания детей дошкольного возраста.
- Анализ и обобщение научно-методической литературы;
- Сбор и обработка собранного материала;
- Анализ документов планирования и организации физкультурно-оздоровительной и речевой работы;
- Изучение состояния здоровья детей.
- Педагогические наблюдения.
-Анализ и обобщение полученных результатов.
На совместной физкультурно-речевой деятельности, в зависимости от решаемых задач, будут применяться соответствующие методы.
V. Содержание практической деятельности.
Мероприятия
Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения
Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу
Организация и проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных праздников с применением различных форм речевой деятельности
Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок».
Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.
Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.
Вовлечение в физкультурно–речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).
VI. Формы физкультурно - речевой работы.
N Виды Пример Цель использования, в каких случаях используется
1 Считалки Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»
Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон» Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего
2 Слова – заклички в подвижных играх Игра «Совушка – сова»
«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»
Игра «Два Мороза»
«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…» Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.
3 Стихи на спортивную тематику Стихотворение «Канатоходец»
«В час прогулки по канату
Я уверенность храню.
Свой мешочек (он не вата,
Ни за что не уроню». Используются при выполнении ОРУ и основных движений
4 Спортивные термины Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.
Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.
Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др. Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов
5 Обговаривание правил игры Вопросы педагога:
- «Знаете ли вы такую игру?»;
- «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;
- «Объясни всем правила игры». Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности
6 Игровые зарядки Ходьба: «Жил на свете пес лохматый,
Очень важный был.
Ранним утром спозаранку
Прогуляться выходил» Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса
7 Речевые приемы Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»
«Дровосек рубит дрова, ух!»
Наклоны: «Часики, тик-так» и др. Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников
8 Различные виды расчета при построении «На 1,2 – рассчитайсь!»,
«По – порядку рассчитайсь!» Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников
9 Стихи и песни тематического содержания Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»
Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.
Стихи: В. Волина «Лыжи»
Т. Волгина «Саночки» и др. Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах
10 Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ Голицина Н. С., Шумова И. М.
«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др. Развитие памяти, внимания, речи.
Мотивация к занятим физической культурой.
11 Ритмическая и пальчиковая гимнастика Ритмическая гимнастика:
Упражнения – «Волк идет», «Боксируем»,«Радуется Шапокляк»
Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева»
Пальчиковая гимнастика:
«Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем». Развитие ритма и мелкой моторики рук
12 Упражнения на развитие мелкой моторики Эстафеты:
«Звуковая поляна», «Волк и заяц».
Игры с мячом:
«Хватайка», «Горячая картошка»» Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции
13 Дыхательная гимнастика «Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит» Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.