Папки-передвижки

Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста

Нина Шолмова
Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

I. Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности.

Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.

Публикация «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.

Таким образом, процесс формирования связной речи детей дошкольного возраста определил

II. Цель интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности: Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности :

1. Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.

2. Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.

3. Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.

4. Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.

III. Обеспечение интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности :

Методическое:

1. Беззубцева Г. В., Ермошина А. М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 56 с.

2. Голицина Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 120 с.

3. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

4. Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; под ред. С. А. Козловой. – М. : Издательский центр Академия, 2002.

5. Кузьменко М. В. Образно – игровая ритмическая гимнастика / М. В. Кузьменко // Инструктор по физкультуре. – 2009. – N 2. – С. 30 - 44.

6. Козырева Г. В. Игровые физкультурные занятия на воздухе / Г. В. Козырева // Инструктор по физкультуре. – 2008. – N 2. – С. 43 – 54.

7. Луконина Н. Н., Чадова Л. Е. Физкультурные праздники в детском саду. – М. : Айрисс – пресс, 2005. – 128 с.

8. Митневская Н. Н. Интегрированное занятие по речевому и физическому занятию детей /Н. Н. Митневская. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – N 2. – С. 36 – 39.

9. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) / Авт. – сост. Н. А. Фомина и др. – Волгоград:Учитель, 2004. – 96 с.

10. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения : Методическое пособие для руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях / Под ред. С. О. Филипповой. – СПб. : Детство – Пресс, 2005. – 416 с.

11. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. – М. : Издательский центр Академия, 2001. – 386c

12. Шарманова С. Б. «Зимние забавы». Сценарии физкультурных досугов для детей дошкольного возраста : учебно – методическое пособие. – Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. – 96 с.

Материально – техническое:

1. Иллюстративный материал к стихам, загадкам о физкультуре и спорте.

2. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром (зимние и летние виды спорта, спортивное оборудование).

Дидактическое:

1. Картотека считалок, закличек, стихов и загадок о спорте, пальчиковой и дыхательной гимнастики.

2. Картотека «Игровых зарядок».

3. Сценарии спортивных праздников с применением речевых упражнений, стихов и песен, викторин тематического содержания.

Методы работы:

- Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике физического и речевого воспитания детей дошкольного возраста.

- Анализ и обобщение научно-методической литературы;

- Сбор и обработка собранного материала;

- Анализ документов планирования и организации физкультурно-оздоровительной и речевой работы;

- Изучение состояния здоровья детей.

- Педагогические наблюдения.

-Анализ и обобщение полученных результатов.

На совместной физкультурно-речевой деятельности, в зависимости от решаемых задач, будут применяться соответствующие методы.

V. Содержание практической деятельности.

Мероприятия

Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения

Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу

Организация и проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных праздников с применением различных форм речевой деятельности

Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок».

Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.

Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.

Вовлечение в физкультурно–речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).

VI. Формы физкультурно - речевой работы.

N Виды Пример Цель использования, в каких случаях используется

1 Считалки Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»

Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон» Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

2 Слова – заклички в подвижных играх Игра «Совушка – сова»

«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»

Игра «Два Мороза»

«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…» Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

3 Стихи на спортивную тематику Стихотворение «Канатоходец»

«В час прогулки по канату

Я уверенность храню.

Свой мешочек (он не вата,

Ни за что не уроню». Используются при выполнении ОРУ и основных движений

4 Спортивные термины Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др. Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

5 Обговаривание правил игры Вопросы педагога:

- «Знаете ли вы такую игру?»;

- «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;

- «Объясни всем правила игры». Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

6 Игровые зарядки Ходьба: «Жил на свете пес лохматый,

Очень важный был.

Ранним утром спозаранку

Прогуляться выходил» Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

7 Речевые приемы Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»

«Дровосек рубит дрова, ух!»

Наклоны: «Часики, тик-так» и др. Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников

8 Различные виды расчета при построении «На 1,2 – рассчитайсь!»,

«По – порядку рассчитайсь!» Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников

9 Стихи и песни тематического содержания Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»

Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.

Стихи: В. Волина «Лыжи»

Т. Волгина «Саночки» и др. Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

10 Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ Голицина Н. С., Шумова И. М.

«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др. Развитие памяти, внимания, речи.

Мотивация к занятим физической культурой.

11 Ритмическая и пальчиковая гимнастика Ритмическая гимнастика:

Упражнения – «Волк идет», «Боксируем»,«Радуется Шапокляк»

Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева»

Пальчиковая гимнастика:

«Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем». Развитие ритма и мелкой моторики рук

12 Упражнения на развитие мелкой моторики Эстафеты:

«Звуковая поляна», «Волк и заяц».

Игры с мячом:

«Хватайка», «Горячая картошка»» Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции

13 Дыхательная гимнастика «Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит» Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.

Публикации по теме:

Двигательно-игровая среда как важнейшее условие для физического развития детей дошкольного возраста «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает кричит, пусть он находится.

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи у детей дошкольного возраста Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно,.

Детский фитнес как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста Детский фитнес как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста Подготовил: воспитатель высшей квалификационной категории.

Игра как возможность активного физического развития детей младшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Комплексное использование средств физического воспитания в оздоровлении детей дошкольного возраста Большое внимание в дошкольном учреждении уделяется совершенствованию системы организации физического воспитания, установлению взаимосвязи.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания» Сафонова Валентина Васильевна,.

Основы методики физического развития и воспитания детей дошкольного возраста 1. Основы методики физического развития и воспитания детей дошкольного возраста. 1.1. Задачи и содержание физического развития и воспитания.

Использование подвижных игр как элемент физического воспитания детей дошкольного возраста Значение подвижных игр. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща.

Влияние семьи на физическое воспитание детей дошкольного возраста. Основные цели и задачи физического воспитания детей В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 апреля 2019 в 04:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нина Шолмова (УИ 101716) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД