Юлия Веряева
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя. Ведение и организация работы по тетрадям взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Успех коррекционно-воспитательной работы в группе компенсирующей направленности для детей со сложным структурным дефектом определяется продуманной системой работы всех специалистов. Педагоги создают у дошкольника своего рода «фундамент успешности», т. е. максимально развивают высшие психические функции (мышление, память, восприятие, формируют эмоционально волевую сферу, развивают творческий потенциал, корректируют и компенсируют трудности развития.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя, Ведение и организация работы по тетрадям взаимодействия» размещена в разделах
Эффективность работы учителя-логопеда напрямую зависит от правильно поставленных целей и задач и слаженного взаимодействия с воспитателями, так как они являются важными участниками коррекционно-развивающей работы с ребёнком.
Наше дошкольное учреждение посещают разные категории детей с ОВЗ, в т. ч. дети, имеющие инвалидность (ДЦП, РАС, умственную отсталость). Данная категория детей имеет различные нарушения в физическом и психическом развитии. Поэтому для этих детей очень важно создать благоприятные условия предметно-пространственной среды для быстрой адаптации в группе. Они должны быть обеспечены специальными условиями воспитания и обучения, получить своевременную и квалифицированную помощь всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована. После проведения обследования и заполнения документов составляются АОП, которые составляют все специалисты и педагоги, которые работают с этими детьми. Далее составляются лексические темы на учебный год и уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка. Во многих случаях работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает своё внимание на закрепление достигнутых на занятиях логопеда результатов.
Исходя из этого, функции логопеда и воспитателя разделяются следующим образом:
*в совместной работе по формированию лексико-грамматических средств речи
-воспитатель всем содержанием своей работы обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению.
-логопед на своих занятиях углубляет словарную работу, формирование у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении;
*в совместной коррекционной работе по формированию правильного произношения
-логопед формирует первичные речевые навыки у воспитанников;
-воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Основным из видов организации совместной деятельности логопеда и воспитателя является взаимодействие через тетрадь взаимосвязи. Задания заполняются один раз в неделю после прохождения лексической темы, которая отрабатывается в течение недели.
Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с каждым ребёнком индивидуально, так как дети имеют разные особенности в развитии и разные по возрасту.
Воспитатель перед зеркалом проводит артикуляционную гимнастику, выполняет с ребенком задания по автоматизации и дифференциации звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с большим трудом. В конце недели воспитатель передаёт тетради с заданиями родителям и даёт рекомендацию по работе с заданиями, если у родителей возникают вопросы. Задания, которые даёт учитель-логопед, не дублируются. По необходимости провожу консультации и мастер-классы с воспитателями и родителями по выполнению домашних заданий и практическим показом артикуляционной и артикуляторной гимнастики.
Таким образом, тесная взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя через тетрадь взаимосвязи позволяет добиваться положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Учитель-логопед : Веряева Ю. Э.