Ольга Маркова
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность коррекционно-логопедического и оздоровительного воздействия на ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от комплексной, согласованной работы педагогов, медиков, психологов, родителей. Исследования ученых (Л. С. Рубинштейна, А. В. Запорожца, И. В. Гребенникова, Н. П. Харитоновой, Т. А. Марковой, О. Л. Зверевой, и др.) подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. А потому важной и неотъемлемой частью работы логопеда с детьми с речевыми нарушениями является непосредственное включение в коррекционно-педагогический процесс их родителей, целями которого являются квалифицированная поддержка родителей; повышение уровня их педагогической компетенции; помощь в создании комфортной для развития ребенка семейной среды; создание условий для активного участия родителей в воспитании, обучении и коррекции речевых и неречевых нарушений ребенка, формировании ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Если педагогу удается наладить с родителями тесный контакт в работе, сделать из них равноправных партнеров, то можно рассчитывать на достижение положительных результатов. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу.
Темочки:
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедия. Работа логопеда
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом оценивается такими параметрами, как:
– адекватность оценки родителями состояния развития речи своего ребенка;
– готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом, воспитателем в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости;
– степень инициативы родителей в плане сотрудничества с логопедом;
– продуктивность использования рекомендаций логопеда, психолога, медицинских рекомендаций.
По этим параметрам можно выделить семьи с высоким, средним и низким уровнем мотивации. В основном чаще встречаются семьи со средним и низким уровнем мотивации. Родители со средним уровнем мотивации адекватно воспринимают состояние ребенка, не отрицают необходимости сотрудничества с педагогом при минимальной затрате усилий с их стороны, соглашаются со всеми доводами учителя-логопеда, но мотивируют свою пассивность недостатком времени.
Для родителей с низким уровнем мотивации характерно отсутствие адекватной оценки состояния их ребенка, пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве с учителем-логопедом, воспитателями, которая проявляется в непонимании необходимости коррекционной работы, в неприятии критических замечаний и предложений. логопедом у таких семейных пар.
Если родители сами не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Учителю-логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Универсальных рецептов для каждого конкретного случая нет, и каждый раз учителю-логопеду приходится не только учить, но и учиться самому. Однако есть универсальные педагогические приемы и методы, сильно облегчающие задачи логопеда.
Такие приемы и методы вполне можно разделить на четыре формы: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.
Коллективные формы: родительские собрания; семинары и практикумы (тренинги); круглые столы.
Индивидуальные формы: анкетирование; собеседования; консультации; тетради домашних заданий.
Наглядные формы: буклеты, информационные листки и газеты; открытые занятия; сайты, презентации, интерактивные компьютерные программы.
Специалист обязан донести безмерную важность общей ответственности за будущее каждого ребенка и обозначить методы решения задач, как для логопеда, так и для родителей, выступающих в роли учителей. Последующие родительские собрания должны проходить под девизом «Наши дети молодцы!» (положительная динамика).
Вопросы возникают у каждого родителя, но задают их, в силу индивидуальных особенностей, отнюдь не все. Как показывает практика, вопросы, за редким исключением, в целом довольно стереотипны, так что ответы на волнующие темы получают все, и более активные родители, и менее активные. Семинары и практикумы служат, прежде всего, для помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в кругу семьи. Здесь родители учатся правильному обращению с тетрадями для домашних работ. Здесь получают организационные, логопедические и психологические знания и умения, обучаются использованию разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, приемам развития мелкой моторики, внимания, мышления, усидчивости и т. п.
Таким образом, родители проходят логопедическую практику, обретают понятие о правильных реакциях на успехи и проблемы ребенка, и одновременно раскрепощаются, налаживают реально действующие контакты с детьми и специалистами. Для собраний, семинаров, практикумов и круглых столов отлично подойдут своевременные компьютерные презентации. Короткие, но красочные игровые и учебные презентации служат великолепным инструментом удержания внимания ребенка на групповых и индивидуальных занятиях. Еще один, не менее важный метод взаимодействия логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком, на который необходимо обратить пристальное внимание — это совместное участие в подготовке и реализации речевых проектов: тематических утренников, праздников, выставок художественных работ и прочих развлечений, демонстрирующих прогресс ребенка в результате совместной коррекционной работы. Участие в подобной творческой деятельности — мощнейший фактор, стимулирующий сотрудничество, доверительность и совместную ответственность родителей и специалистов.
Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Совершенно очевидно, что только равноправное сотрудничество учителя-логопеда, психологов, медработников и родителей — важнейшее условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых недостатков, имеющих непосредственное негативное влияние на умственное и нравственное развитие подрастающего поколения. Более того, необходимо сделать равноправным участником такого сотрудничества и самого ребенка.
Литература:
Закон РФ «Об образовании», М., 2008.
Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
Вайс М. Н., Пустякова Т. В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе // Логопед. 2010. № 3.
Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя — логопеда и семьи. СПб. 2011.
Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Доронова Т. Н