Ксения Румянцева
Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
в дошкольном образовательном учреждении.
Добиться успеха не означает,
что Вы должны сделать что-либо исключительное.
Это означает, что Вы должны делать то же,
что и все, только исключительно хорошо.
Колин Тернер
Публикация «Из опыта работы, Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
В настоящее время выявление, поддержка, социализация одаренных детей становится приоритетной задачей государства и общества в целом. Важнейшими инструментами решения проблем, связанных с созданием условий для развития одаренных детей в нашей стране, являются Национальный проект «Образование», проект «Наша новая школа», Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему».
В проекте ФГОС дошкольного образования одной из задач стоит сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Городская целевая программа «Воспитание и развитие молодого гражданина Рыбинска» на 2013-2018 г. г. имеет подпрограмму «Талантливые дети Рыбинска», где ключевой идеей является создание условий для оптимизации процесса сопровождения одаренных детей и обеспечения возможностей для наращивания и проявления их одаренности.
Следовательно, можно утверждать, что современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности ребенка. Особое внимание в этой системе отведено поддержке и сопровождению одаренных детей на любом возрастном этапе развития ребенка.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.
В нашем муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 22 г. Рыбинск с 2014 года были созданы условия для обеспечения деятельности по работе с одаренными детьми. В детском саду создан Центр «Радуга талантов» для детей города с признаками одарённости. Организована деятельность по управлению процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми. Ведется целенаправленная, планомерная и систематическая работа всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. Работа организована по 6 направлениям (развитие творческих, музыкальных, физических, интеллектуальных, математических, лидерских способностей детей). Также ведется работа по оказанию психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса (20-25 детей в год). Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, соответственно программа рассчитана на 2 года.
В рамках данной деятельности мною была разработана программа по осуществлению психолого - педагогического сопровождения детей с проявлениями одаренности, которая строится, прежде всего, на повышении психологической компетентности родителей и воспитателей, что позволяет формировать психологически грамотное отношение к ребенку и его одаренности, а также гармонизировать детско-родительские отношения в интересах полноценного развития ребенка.
Неправильное воспитание одаренных детей в ДОУ и дома может повлечь за собой ряд проблем. Поэтому работа с такими детьми должна быть соответственной и правильной. Они связаны, в первую очередь, с более быстрым темпом развития и, соответственно, обучения одаренных детей. Это проблемы социализации и адекватного включения в коллектив сверстников, проблемы составления программ обучения и выработки критериев оценки достижений ребенка.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ребенок осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.
Основное направление моей работы заключается в оказании своевременной психолого-педагогической поддержке детям и семьям воспитанников по преодолению трудностей в социальном и психическом здоровье ребенка посредством коррекционно-развивающей и педагогической работы по профилактике и коррекции в их психическом и личностном развитии.
Организованная мною деятельность с одаренными детьми (как педагога-психолога) встраивается в общий процесс работы ДОУ, на всех ее этапах. Данная программа предусматривает организацию работы в рамках трех этапов: первый этап – диагностико - ориентировочный; второй этап - коррекционно - развивающий; третий этап – контрольно - поддерживающий.
Вся работа по психологическому сопровождению участников образовательного процесса строится следующим образом :
На начальном этапе работы проводится :
- изучение уровня интеллектуального развития детей (изучается характер самооценки у ребенка, способ реагирования на трудные ситуации общения, степень тревожности, его социальный статус в семье и группе сверстников, основные личностные характеристики и проблемы);
- изучение семьи (отношение родителей к ребенку и его признакам одаренности, личностные характеристики, особенности детско-родительских отношений, стиль воспитания, общий психологический климат в семье и многое другое).
Далее разрабатывается индивидуальная программа психологической помощи ребенку и его семье.
На следующем этапе проводятся занятия по психологическому просвещению и повышение психологической компетентности, как родителей, так и педагогов.
С детьми проводится работа по развитию и коррекции социального и эмоционального интеллекта, а также организуются психологические встречи, на которых они знакомятся с правилами общения, способами выхода из трудных ситуаций.
На последнем этапе, в качестве подведения итогов, проводится анализ психологического сопровождения и закрепление полученного детьми и родителями опыта.
В работе с одарёнными детьми использую разнообразные формы.
С детьми – игры -обследование (исследование, опросы, проективное рисование, наблюдения, индивидуальные и групповые занятия, игры и упражнения, просмотр и обсуждение, чтение и обсуждение; ситуативные беседы (создание ситуаций, свободные диалоги с детьми в играх, занятия с элементами песочной терапии, олимпиады, проектная деятельность.
Взаимодействие с педагогами и родителями осуществляется через организацию и проведение клубов, практикумов, «школы для родителей», мастер-классов, тренингов, гостиных, бесед, презентаций, устных журналов, анкетирования и т. д.
Процесс деятельности организован как в индивидуальной, так групповой форме.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с проявлениями одаренности, планирование методической работы с педагогами и просвещение родителей проводится по индивидуальному маршруту в зависимости от анализа конкретной ситуации (разработан учебно-тематический и перспективный план работы).
Комплексное сопровождение детей с проявлениями одаренности осуществляется воспитателями и специалистами образовательного учреждения, которые ведут дневник одаренного ребенка и осуществляют взаимодействие с семьями воспитанников.
Также на базе ДОУ организован консультационный пункт, где родители (законные представители) в частном порядке могут получить квалифицированную помощь педагога-психолога и других специалистов ДОУ. Консультационная помощь оказывается родителям (законным представителям, чьи дети посещают и другие детские сады.
Таким образом, организованная нами в ДОУ работа по психолого-педагогическому сопровождению детей с проявлениями одаренности, способствует:
- созданию благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями;
- развитию способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, что обеспечивает своевременное выявление, развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей;
- развитию когнитивно - личностных способностей одаренного ребёнка, что повышает его способности адаптироваться к собственной одаренности, адекватно принять ее и максимально использовать для собственного развития;
- формированию волевых качеств, саморегуляции у детей с проявлением одарённости, что играет важную роль в развитии ребенка;
- организации условий для охраны и укрепления психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия через устранение негативных личностных проблем ребёнка и поддержку благоприятного эмоционального климата в микрогруппе детей;
- обеспечению психолого-педагогической поддержки детям, семьям воспитанников и педагогам, что способствует повышению компетентности родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах развития и образования детей.
В подтверждении вышесказанному хочется отметить, что все одаренные дети нашего дошкольного учреждения очень активно принимают участие в муниципальных и областных конкурсах и олимпиадах. Успешно выступают (участвуют) и занимают призовые места. Детям вручены сертификаты, грамоты и дипломы за участие олимпиадах различного уровня.
Открытый межрегиональный турнир способностей «РостОК-SuperУм» для детей старшего дошкольного возраста -1,3 место (2014 г); муниципальная интеллектуальная олимпиада дошкольников «Умка» - 3 место (2015 г); муниципальная интеллектуальная олимпиада дошкольников «Танграмм» - участие (2015 г); муниципальная научно - практическая конференция «Шаг в будущее: Совенок» - дипломанты (2015 г); участие в муниципальной олимпиаде «Чудесная палитра» - 2 место (2015 г); фестиваль «Фейерверк талантов» и «Театральное половодье» - участие (2015 г); мастер-классы в рамках муниципальной Мастерской инновационного опыта (2014-2016 г, городская ежегодная Спартакиада ДОУ (2010-2016 г); IX областная конференция «Открытие юных» -2 место. (2016 г); участие к концерте на день города (2016 г).
Вся организованная деятельность с одаренными детьми и продукты этой деятельности наше муниципальное дошкольное учреждение представляет на Ярмарке инновационных продуктов на муниципальном, областном и международном уровне, в том числе в рамках данного направления представлена и продукты моей деятельности. За активное участие детский сад награжден грамотами и дипломами. Это диплом за участие в Ярмарке инновационных продуктов 2007 год; диплом за Малый приз общественного жюри на Ярмарке инновационных продуктов", 2015 год; грамота за лучший инновационный продукт в г. Ростове, 2015 год; грамота победителя Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в г. Братске, 2016 год.
Автор: педагог – психолог МДОУ детский сад № 22- Румянцева К. Б