МААМ-картинки

Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении

Ксения Румянцева
Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

в дошкольном образовательном учреждении.

Добиться успеха не означает,

что Вы должны сделать что-либо исключительное.

Это означает, что Вы должны делать то же,

что и все, только исключительно хорошо.

Колин Тернер

Публикация «Из опыта работы, Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

В настоящее время выявление, поддержка, социализация одаренных детей становится приоритетной задачей государства и общества в целом. Важнейшими инструментами решения проблем, связанных с созданием условий для развития одаренных детей в нашей стране, являются Национальный проект «Образование», проект «Наша новая школа», Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему».

В проекте ФГОС дошкольного образования одной из задач стоит сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Городская целевая программа «Воспитание и развитие молодого гражданина Рыбинска» на 2013-2018 г. г. имеет подпрограмму «Талантливые дети Рыбинска», где ключевой идеей является создание условий для оптимизации процесса сопровождения одаренных детей и обеспечения возможностей для наращивания и проявления их одаренности.

Следовательно, можно утверждать, что современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности ребенка. Особое внимание в этой системе отведено поддержке и сопровождению одаренных детей на любом возрастном этапе развития ребенка.

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.

В нашем муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 22 г. Рыбинск с 2014 года были созданы условия для обеспечения деятельности по работе с одаренными детьми. В детском саду создан Центр «Радуга талантов» для детей города с признаками одарённости. Организована деятельность по управлению процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми. Ведется целенаправленная, планомерная и систематическая работа всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. Работа организована по 6 направлениям (развитие творческих, музыкальных, физических, интеллектуальных, математических, лидерских способностей детей). Также ведется работа по оказанию психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса (20-25 детей в год). Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, соответственно программа рассчитана на 2 года.

В рамках данной деятельности мною была разработана программа по осуществлению психолого - педагогического сопровождения детей с проявлениями одаренности, которая строится, прежде всего, на повышении психологической компетентности родителей и воспитателей, что позволяет формировать психологически грамотное отношение к ребенку и его одаренности, а также гармонизировать детско-родительские отношения в интересах полноценного развития ребенка.

Неправильное воспитание одаренных детей в ДОУ и дома может повлечь за собой ряд проблем. Поэтому работа с такими детьми должна быть соответственной и правильной. Они связаны, в первую очередь, с более быстрым темпом развития и, соответственно, обучения одаренных детей. Это проблемы социализации и адекватного включения в коллектив сверстников, проблемы составления программ обучения и выработки критериев оценки достижений ребенка.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ребенок осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Основное направление моей работы заключается в оказании своевременной психолого-педагогической поддержке детям и семьям воспитанников по преодолению трудностей в социальном и психическом здоровье ребенка посредством коррекционно-развивающей и педагогической работы по профилактике и коррекции в их психическом и личностном развитии.

Организованная мною деятельность с одаренными детьми (как педагога-психолога) встраивается в общий процесс работы ДОУ, на всех ее этапах. Данная программа предусматривает организацию работы в рамках трех этапов: первый этап – диагностико - ориентировочный; второй этап - коррекционно - развивающий; третий этап – контрольно - поддерживающий.

Вся работа по психологическому сопровождению участников образовательного процесса строится следующим образом :

На начальном этапе работы проводится :

- изучение уровня интеллектуального развития детей (изучается характер самооценки у ребенка, способ реагирования на трудные ситуации общения, степень тревожности, его социальный статус в семье и группе сверстников, основные личностные характеристики и проблемы);

- изучение семьи (отношение родителей к ребенку и его признакам одаренности, личностные характеристики, особенности детско-родительских отношений, стиль воспитания, общий психологический климат в семье и многое другое).

Далее разрабатывается индивидуальная программа психологической помощи ребенку и его семье.

На следующем этапе проводятся занятия по психологическому просвещению и повышение психологической компетентности, как родителей, так и педагогов.

С детьми проводится работа по развитию и коррекции социального и эмоционального интеллекта, а также организуются психологические встречи, на которых они знакомятся с правилами общения, способами выхода из трудных ситуаций.

На последнем этапе, в качестве подведения итогов, проводится анализ психологического сопровождения и закрепление полученного детьми и родителями опыта.

В работе с одарёнными детьми использую разнообразные формы.

С детьми – игры -обследование (исследование, опросы, проективное рисование, наблюдения, индивидуальные и групповые занятия, игры и упражнения, просмотр и обсуждение, чтение и обсуждение; ситуативные беседы (создание ситуаций, свободные диалоги с детьми в играх, занятия с элементами песочной терапии, олимпиады, проектная деятельность.

Взаимодействие с педагогами и родителями осуществляется через организацию и проведение клубов, практикумов, «школы для родителей», мастер-классов, тренингов, гостиных, бесед, презентаций, устных журналов, анкетирования и т. д.

Процесс деятельности организован как в индивидуальной, так групповой форме.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с проявлениями одаренности, планирование методической работы с педагогами и просвещение родителей проводится по индивидуальному маршруту в зависимости от анализа конкретной ситуации (разработан учебно-тематический и перспективный план работы).

Комплексное сопровождение детей с проявлениями одаренности осуществляется воспитателями и специалистами образовательного учреждения, которые ведут дневник одаренного ребенка и осуществляют взаимодействие с семьями воспитанников.

Также на базе ДОУ организован консультационный пункт, где родители (законные представители) в частном порядке могут получить квалифицированную помощь педагога-психолога и других специалистов ДОУ. Консультационная помощь оказывается родителям (законным представителям, чьи дети посещают и другие детские сады.

Таким образом, организованная нами в ДОУ работа по психолого-педагогическому сопровождению детей с проявлениями одаренности, способствует:

- созданию благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями;

- развитию способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, что обеспечивает своевременное выявление, развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей;

- развитию когнитивно - личностных способностей одаренного ребёнка, что повышает его способности адаптироваться к собственной одаренности, адекватно принять ее и максимально использовать для собственного развития;

- формированию волевых качеств, саморегуляции у детей с проявлением одарённости, что играет важную роль в развитии ребенка;

- организации условий для охраны и укрепления психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия через устранение негативных личностных проблем ребёнка и поддержку благоприятного эмоционального климата в микрогруппе детей;

- обеспечению психолого-педагогической поддержки детям, семьям воспитанников и педагогам, что способствует повышению компетентности родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах развития и образования детей.

В подтверждении вышесказанному хочется отметить, что все одаренные дети нашего дошкольного учреждения очень активно принимают участие в муниципальных и областных конкурсах и олимпиадах. Успешно выступают (участвуют) и занимают призовые места. Детям вручены сертификаты, грамоты и дипломы за участие олимпиадах различного уровня.

Открытый межрегиональный турнир способностей «РостОК-SuperУм» для детей старшего дошкольного возраста -1,3 место (2014 г); муниципальная интеллектуальная олимпиада дошкольников «Умка» - 3 место (2015 г); муниципальная интеллектуальная олимпиада дошкольников «Танграмм» - участие (2015 г); муниципальная научно - практическая конференция «Шаг в будущее: Совенок» - дипломанты (2015 г); участие в муниципальной олимпиаде «Чудесная палитра» - 2 место (2015 г); фестиваль «Фейерверк талантов» и «Театральное половодье» - участие (2015 г); мастер-классы в рамках муниципальной Мастерской инновационного опыта (2014-2016 г, городская ежегодная Спартакиада ДОУ (2010-2016 г); IX областная конференция «Открытие юных» -2 место. (2016 г); участие к концерте на день города (2016 г).

Вся организованная деятельность с одаренными детьми и продукты этой деятельности наше муниципальное дошкольное учреждение представляет на Ярмарке инновационных продуктов на муниципальном, областном и международном уровне, в том числе в рамках данного направления представлена и продукты моей деятельности. За активное участие детский сад награжден грамотами и дипломами. Это диплом за участие в Ярмарке инновационных продуктов 2007 год; диплом за Малый приз общественного жюри на Ярмарке инновационных продуктов", 2015 год; грамота за лучший инновационный продукт в г. Ростове, 2015 год; грамота победителя Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в г. Братске, 2016 год.

Автор: педагог – психолог МДОУ детский сад № 22- Румянцева К. Б

Публикации по теме:

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно.

Консультация «Экологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении» Экология в наше время- это одна из важнейших тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. С каждым годом ее звучание становится.

Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Подвижные игры в дошкольном образовательном учреждении Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры.

Пример согласия родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение обучающегося Я, ___ согласен (согласна) ФИО родителя (законного представителя) на психолого-педагогическое.

Психолого–педагогическое сопровождение гиперактивных детей в начальной школе Американский психолог В. Оклендер характеризует гиперактивных детей так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается,.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одна из инновационных форм работы ДОО. Подготовила Концевая С. С. воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении,.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии Вопрос психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии в нашем ДОУ занимает не последнее место.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 21 октября 2016 в 16:35
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Румянцева (УИ 347735) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД