Екатерина Ксенофонтова
Взаимодействие с семьями воспитанников 1 младшей группы в рамках реализации проекта «Шаг навстречу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Сегодня изменилось отношение государства к семье. Принят новый федеральный закон об образовании, вводится государственный стандарт. Впервые в Законе РФ «Об образовании» сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, что они обязаны заложить основы разностороннего развития ребенка, а ДОУ существует в помощь семье. В стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется сотрудничеству с семьей, поддержке родителей в воспитании детей, вовлечение их в образовательную деятельность.
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников 1 младшей группы в рамках реализации проекта „Шаг навстречу“» размещена в разделах
Сместились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического и психологического сопровождения по-прежнему актуальны.
В современной педагогике партнерство ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогами дошкольного учреждения и родителями. Поскольку контингент детей ДОУ постоянен на всех возрастных этапах развития детей, у каждого родителя есть уникальная возможность больше общаться с педагогами ДОУ и своим ребенком, познавать новое, учиться слушать и слышать, находить компромиссные варианты в возникающих вопросах.
К сожалению, сегодня близким людям зачастую не хватает времени на элементарное общение друг с другом, не говоря о полноценном участии в жизни ребенка. Объединить старших членов семьи и детей в дошкольном учреждении, подарить им минуты радости и ощущение заботы возможно в рамках проекта.
В данной работе мы попытаемся представить свое видение реализации данного партнерства в проекте «Шаг навстречу».
В процессе реализации данного проекта кардинально меняется отношение к престижности «родительства». У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов преодолевается стереотип дистанционирования родителей от системы образования.
Разработанный проект позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно-конструктивными.
Миссия проекта : «Легко добиться цели вместе»
Основная идея - взаимодействие педагогов и родителей, установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.
Цель: установление партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников 1 младшей группе в рамках реализации проекта «Шаг навстречу».
Задачи:
1. Способствовать изменению позиции взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
2. Активизировать участие семьи воспитанников в образовательном процессе дошкольного учреждения, воспитательных возможностей родителей.
3. Повышение значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка.
Этапы работы:
1. Подготовительный (беседа, анкетирование, родительское собрание, консультация);
2. Основной (реализация проекта «Шаг навстречу»);
3. Заключительный (Ассамблея достижений семьи, круглый стол, фотогалерея).
Новизна: изменение позиции взаимодействия родителей и педагогов ДОУ:
- родители (осознание ответственности за воспитание и развитие своего ребенка, активное участие в образовательном процессе ДОУ);
- педагоги (преодоление стереотипа дистанционирования родителей от системы образования).
Практическая значимость: разработка методических рекомендаций по установлению партнерского взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Шаг навстречу».
Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники и семьи воспитанников 1 младшей группы.
Ожидаемый результат:
- изменение позиции взаимодействия родителей и педагогов ДОУ;
- активное участие семьи воспитанников в образовательном процессе дошкольного учреждения, активизация воспитательных возможностей родителей;
- признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка.
План реализации проекта работы с родителями
в 1 младшей группе
Месяц Неделя Тема Совместные мероприятия с участием родителей
Сентябрь 1 «Здравствуй, детский сад!» Знакомство с детским садом, с воспитателями.
2 «Здравствуй, детский сад!» Беседы, консультации, памятки.
3 «Здравствуй, детский сад!» Тренинги на тему «Адаптация в детском саду». Индивидуальные беседы по возникающим вопросам.
4 «Мои друзья – домашние питомцы» Организация фотовыставки домашних питомцев, составление рассказов.
Октябрь 1 «Осенняя пора – очей очарование» Мода в стиле авангард. Изготовление оригинальных костюмов.
2 «Урожай собирай и на зиму запасай» Выставка осеннего урожая «Дары осени»
3 «Чудо своими руками» Изготовление картины, панно из природных материалов.
4 «Я вырасту здоровым» Сюжетно – ролевая игра «Доктор Айболит» с участием родителя в роли врача.
Ноябрь 1 «Моя земля – Якутия» Организация мини –выставки «Родной край»
2 «Разные народы в одной стране» Парад «Дружба народов», изготовление костюмов
3 «Моё село, мой двор» Выставка совместных рисунков «Мой двор»
4 «Дни Олонхо» Показ отрывка из олонхо «Ньургун Боотур», изготовление кукол – героев олонхо.
Декабрь 1 «Здравствуй, зимушка зима!» Оформление группы «Зимняя сказка».
2 «В гостях у сказки» Показ сказки «Заюшкина избушка»
3 «Мастерская Деда Мороза» Изготовление самодельных снежинок для мини – выставки.
4 «Новый год – любимый праздник детворы» Организация утренника, оформление подарков, подбор персонажей для сказки.
Январь 1 - -
2 «Рождественские забавы» Изготовление масок и костюмов для празднования коляды.
3 «Устное народное творчество» Конкурс колыбельных песен «Баю – баюшки»
4 «Народные промыслы» Приглашение в гости дедушек – народных умельцев, организация мини-выставки «народные промыслы»
Февраль 1 «Мальчик – будущий мужчина» Проведение подвижных игр с участием пап.
2 «Все профессии нужны» Экскурсию на станцию юных натуралистов.
3 «Мы с папой мастера» «Мастерская игрушек» - ремонт сломанных игрушек в группе вместе с папами
4 «Наша армия» Защита проектов «Мой папа самый, самый». Развлечение с участием пап.
Март 1 «Женский день – 8 Марта» Утренник «Поздравляем мамочку». Организация фотогалереи «Моя мама»
2 «Любимая игрушка» Составление и защита проекта «Моя любимая игрушка».
3 «Весна в окно стучится» Конкурс стихов «Игрушки» из цикла Агнии Барто
4 «Хорошо рядом с бабушкой моей» Показ сказки «Репка» с участием бабушек.
Апрель 1 «Юные исследователи» Исследовательская деятельность. Защита проекта на свободную тему.
2 «Загадочный мир космоса» Подвижная игра с папами «Ракета»
3 «Лесная книга» Изготовление книжек-малышек «Весенние чудеса»
4 «Зеленая планета» Игра «Лесные зверюшки»
Май 1 «Мир! Труд! Май!» Мини -парад. Изготовление атрибутов для парада.
2 «Мы внуки твои – Победа!» Концерт для дедушек и бабушек (ветеранов войны, тыла и труда).
3 «День Семьи» Подготовка и защита проекта «Моя семья»
4 «Национальный праздник - Ысыах» Оформление группы в якутском стиле, угощение национальными блюдами. Награждение активных семей.
Заключительный этап работы проекта включает в себя проведение мероприятий «Ассамблея достижений семьи», «Круглого стола на тему «Разностороннее развитие детей путем проекта «Шаг навстречу» (рефлексия родителей, пожелания и предложения, фотогаллерея о работе проекта за учебный год.
Родители воспитанников МБДОУ «ЦРР детский сад «Радуга» оказывали помощь в улучшении и оснащении материальной базы группы : ремонт мебели; приобретение: игрушек, пособий, атрибутов; оказание автотранспортных услуги, а также оказывали активное участие в пополнении экспонатов выставок, мини-музея и т. д.
Мы считаем, что разработанный проект партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Проект ориентирован на гуманистический подход и может помочь в изменении традиционного педагогического мировоззрения: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.