Ирина Карабчукова
Интерактивные формы работы с участниками образовательных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Так звучала тема моего выступления на Второй Межмуниципальной конференции учителей-логопедов (дефектологов)"Применение инновационных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС"
Конференция проходила вг. Шелехов Иркутской области всего второй раз, но уже успела завоевать большой интерес среди педагогов области. В работе конференции приняли участие более 70-ти коллег. После пленарного заседания (на котором я успешно выступила,так же интересно прошли и секционные заседания!
Темочки:
Встречи с коллегами, интересные идеи мы увезли с собой! И будем с нетерпением ждать новых встреч!
С моими любимыми коллегами, соратниками и единомышленниками -Мариной Викторовной Донской, педагогом-психологом нашего ДОУ и Натальей Витальевной Исмаиловой, учителем-дефектологом из г. Усолье-Сибирское!
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию текст моего выступления и презентацию к нему.
В настоящее время обозначен приоритет личностно-ориентированных, индивидуализированных технологий обучения, направленных на реализацию потребностей и возможностей детей и обеспечения им полноценного образования вне зависимости от возраста и тяжести нарушения развития.
В частности в статьях ФГОС 1.5 (2, 1.6. (2, 6, 7, 8, 2.11.2 говорится о том, что инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным образовательным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья.
В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее значение. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.
Переход Российского образования на позиции личностно ориентированной педагогики предполагает развитие индивидуальных способностей ребёнка и обусловлено стремлением педагогов внедрять в свою деятельность инновации. Изучая инновационные технологии, я остановилась на интерактивных методиках взаимодействия участников образовательных отношений.
С чего я начала свою работу?
С совершенствования РППС кабинета учителя-логопеда. Создавая тем самым необходимые условия, для интерактивного взаимодействия с участниками образовательных отношений. Так как обогащение предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда является дополнительным стимулирующим звеном для улучшения качества эффективности образовательного процесса детей, служит опорой в проведении интерактивных форм взаимодействия учителя-логопеда и родителей.
Опираясь на статью ФГОС 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
Преобразуя РППС кабинета, я продумывала размещение Центров и пособий таким образом, чтобы ребенок проявлял больше инициативы, при взаимодействии педагог был не «НАД», а «ВМСЕСТЕ» с ребенком.
При входе в кабинет детей встречает дружная семья пчелок (пособие для речевого дыхания «Покатаем пчелок на карусели»
Полисенсорное полотно «В кругу друзей» помогает детям не только развивать мелкую моторику, но и погружает их в мир удивительных и сказочных приключений.
«В гостях у Мишки-Звуковишки» дети знакомятся с характеристикой звуков. «Говоруша» помогает правильно запомнить артикуляционный уклад звуков.
На первых наших совместных встречах, после предварительного консультирования по результатам логопедического обследования детей я стараюсь познакомить родителей с РППС моего кабинета в нетрадиционной игровой форме. А также в форме заочной экскурсии по кабинету в виде презентации, что позволяет значительно расширить кругозор родителей о деятельности учителя-логопеда и заинтересовать их в эффективности коррекционной работы с их детьми.
В своей практике применяю интерактивные технологии:
Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями
Игровые технологии Игровые технологии
Адаптированная авторская технология Коноваленко Психолого- речевые тренинги
Таблицы Шульте Метод телесного ориентирования
Метод моделирования Интерактивное консультирование
Адаптированная авторская технология Воробьевой (сенсорно – графическая схема) Родительский клуб «Дружная семейка»
Адаптированная авторская технология Ткаченко Логопедические мастерские по пятницам
Метод коллажа Большевой Арт – терапевтические технологии
Адаптированная авторская технология Сидорчук Здоровьесберегающие технологии
Метод замещающего онтогенеза Семинович Семинары - практикумы
Арт – терапевтические технологии Мастер - классы
Боадис – терапия Боадис – терапия
Обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, на использование лишь некоторых интерактивных технологий, заработавших популярность, как у детей, так и у родителей.
Кратко об использовании мнемотехники: слайд 8
Обогащение словарного запаса;
Отгадывание и загадывание загадок и метода моделирования… слайды 9,10
Обучение составлению рассказов;
Пересказ текстов, рассказов слайд
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»[. Слова К. Д. Ушинского как нельзя кстати подходят к использованию
Методики развития связной речи В. К. Воробьевой (сенсорно -картографическая схема) .
Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память.
Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа.
Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия.
Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план.
Для обогащения пересказа признаками, в план вводятся новые обозначения: существительное - круг, прилагательные – треугольник.
Наиболее адаптированной методикой для работы с детьми дошкольного возраста является один из видов библиотерапии — сказкотерапия. Привлекательность этого жанра для педагогов обусловлена универсальностью его применения, а эффективность использования — притягательностью этого жанра для детей, позволяющего в полной мере реализовать свою фантазию.
ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ И РАЗЫГРЫВАНИЯ СКАЗОК НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ (Т. А. Ткаченко).
В чем же заключается интерактивность авторской адаптированной технологии Т. А. Ткаченко
под МОДЕЛИРОВАНИЕМ сказки мы понимаем не только её планирование до занятия, но и творческую переработку в процессе общения с ребёнком, то есть в ходе её разыгрывания.
РАЗЫГРЫВАНИЕМ мы называем воспроизведение сказки или только взрослым, или одним ребёнком, или ими совместно. Причём, проигрываться могут как знакомые, так и незнакомые ребёнку сказки, как составленные логопедом заранее, так и составляемые (моделируемые) непосредственно в процессе их демонстрации. Ребенок не только развивает свою фантазию, но и связную речь, диалогическую и монологическую, а также планирующую функцию речи.
Ориентируясь на результат, внедряя систему – «от детей - к родителям» в логопедической практике все шире нами используются интерактивные формы работы с родителями с целью включения их в образовательный процесс.
Помимо традиционных форм в работе с родителями, мы используем такие интерактивные методы взаимодействия, как: Слайд 13.
-индивидуальное активное консультирование (ребенок- логопед-родитель)
-Индивидуально-подгрупповые занятия по коррекции звуко-
произношения (с участием родителей);
- (совместная деятельность детей, родителей и логопеда)
-тематические развлечения с родителями, с использованием нетрадиционных техник –
- психолого-речевые тренинги с родителями детей разных возрастных групп
-тематически акции по лексическим темам и обучению звуко –буквенного анализа и синтеза;
Нами разрабатываются и проводятся такие интерактивные формы работы с родителями, как «Родительские клубы»
-«Логопедические мастерские «по пятницам"
Совместная творческая деятельность детей, педагогов и родителей дает колоссальный результат. Заряд энергии, бодрости, хорошего настроения! На таких мероприятиях у нас -не просто рабочая обстановка, а очень даже творческая.
Стараюсь подбирать такой материал для проведения мастерской, чтобы было не только интересно, но и полезно. Как правило, беру материал на закрепление (если родители не уверены в правильном выполнении того или иного задания, им с удовольствием помогают дети, выступая как полноправные партнеры образовательного коррекционного процесса) .
Родители могут видеть, как дети работают на коррекционных занятиях, в чем испытывают затруднения, и какое упражнение можно взять на закрепление материала.
А вот такие прекрасные работы теперь украшают коридоры и лестничные пролеты ДОУ.
Трансляция опыта
Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что именно такие формы взаимодействия с родителями дают положительный результат.
Результативность
1. По результатам анкетирования увеличился процент посещения родительского клуба «Дружная семейка» - (с 33% до 47%);
2. Даже не самые вовлеченные родители стали активными участниками пятничных «Логопедических мастерских» до 75%.
3. Положительные отзывы учителей начальных классов.
Спасибо за внимание!
Уважаемые коллеги! Если Вам интересна эта тема, с радостью отвечу на Ваши вопросы!
P.S.К сожалению, объем презентации пришлось сократить, иначе -не загружалась.