Дарья Андреева
Организация работы с семьями воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Е. А. Мухачёва
Для достижения высокой результативности образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешного развития ребенка.
Публикация «Организация работы с семьями воспитанников ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, адресного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем обучения, воспитания и развития ребенка. Как показывает опыт, успешное взаимодействие с родителями зависит от изучения семейной среды, условий воспитания и развития детей. При этом используются традиционные педагогические методы: наблюдение, опросные методики, диагностика семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям, беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности. Кроме того, в этом процессе важную роль играют более близкое знакомство с семьей, ее посещение, беседы с родителями, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций :
развитие интересов и потребностей ребенка;
распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
воспитание уважения к детству и родительству;
взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
изучение семей воспитанников : учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
открытость детского сада семье;
ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Оптимальной формой сотрудничества с семьей в нашем детском саду стала неделя открытых дверей. Неделя открытых дверей является одной из форм работы с родителями, которые предоставляют им возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его правилами, задачами образовательно-воспитательного процесса. Цель проведения данного мероприятия-установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализацию.
Вниманию родителей предлагаются:
Педагогические мастер-классы
Гимнастика с применением здоровьесберегающих технологий
Открытые просмотры занятий воспитателей для родителей
Конференции с участием родителей
Выставки детского творчества
Отчетный концерт для родителей силами детей всех возрастных групп
Театрализованные постановки для детей младших групп и родителей
Отчетные коррекционно-развивающие занятия специалистов
Совместная деятельность с семьей дошкольника позволяет педагогам обучить родителей успешно развивать собственного ребенка, увидеть «зону его ближайшего развития», определить цели и задачи в дальнейшей работе. Выбор форм и методов работы зависит от потребностей и интересов семьи, стиля воспитания в ней детей и отношений между взрослыми, которые отличаются индивидуальными особенностями в каждой семье.
В результате целенаправленной работы педагогов и специалистов с семьями позиция родителей как воспитателей своего ребенка становиться более гибкой и осознанной в выборе методов и приемов взаимодействия с детьми в домашних условиях.
Комплексный подход к решению проблем воспитания, обучения, творчества детей направлен на самореализацию личности ребенка в социуме, на воспитание не потребителя, а дарителя; на то, что бы в будущем он приносил пользу другим людям, был востребован в обществе. Тогда такая личность становиться удовлетворительной и счастливой.
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М. ,2000.
2. Тавберидзе В. А. Организация и содержание работы с родителями. – М. : школьная Пресса, 2008.