Октябрина Авелова
Взаимодействие с семьей по организации предметно-развивающей среды дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с семьей по организации предметно-развивающей среды дошкольного учреждения
В современных условиях
образовательного учреждения
необходимым эффективным условием
этнокультурного воспитания является
создание развивающей предметной
среды этнокультурной направленности
в дошкольном учреждении
Село Хатыстыр является центральной усадьбой Муниципального образования «Беллётский эвенкийский национальный наслег»,
Публикация «Взаимодействие с семьей по организации предметно-развивающей среды дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2021
Детский сад «Сардана» был открыт в 1960 году в селе Хатыстыр, Алданского района. Село Хатыстыр является местом компактного проживания одного из малочисленных коренных народов Севера – эвенков. Алданский район – один из крупных промышленных районов Республики Саха (Якутия).
В 1993 году в РС (Я) «Концепция обновления и развития национальных школ» педагоги нашего учреждения начали работу по модернизации образовательного пространства с учетом региональной специфики и этнокультурных особенностей. В 1994 году начали работу по якутскому народному календарю, ознакомление с якутской культурой, с традиционными занятиями, играми. С 1998 года ввели занятия по изучению эвенкийского языка. Разработали игры «Урикит - стойбище», «Оленевод», «Швейная мастерская». В 1999 году основываясь на народные календари (якутский, эвенкийский и русский земледельческий, разработали систему экологического воспитания дошкольников. Весь собранный материал вырос в стройную систему работы по ознакомлению с окружающим «Союз трёх культур».
Культура этноса, его многообразие и традиции должны передаваться из поколения в поколение. Поэтому важной образовательной задачей знакомство дошкольников с культурой и традициями своего края и воспитание уважения к культуре других народов. Немаловажную роль оказывают нам родители: благодаря их поддержке оформили детские площадки в национальных стилях, сшили национальные костюмы, организация выставок творческих работ родителей и детей.
Главный праздник культурной традиции саха – ысыах – занимает особое место в его духовной жизни. В этом ритуальном празднике участвует практически весь народ, радуясь окончанию жестокой зимы и наступлению лета.
Встреча первых лучей солнца, угощение всех гостей кумысом, разнообразные состязания в силе и ловкости, конкурсы запевал, массовые хороводы – осуохаи.
В фольклоре северных этносов запечатлен народный идеал настоящего промысловика, оленевода, воина, хранителя очага. Национальные игры показывают трудовые занятия родителей. Наши дети очень любят играть в подвижные игры: «Поймай хариуса», «Поймай оленя», «Меткий охотник». Сюжетно-ролевые игры «Оленеводы», «Рыболовы», «Охотники».
В целях создания этнокультурной предмет но-развивающей среды создается комплексный проект «Парк мира», «Якутский балаган «сэргэ», «Герои олонхо». «Арена» - центральное место для проведения национального празднования «Ысыах».
Парк мира
В группах организованы «мини-музеи» якутского, эвенкийского и русского народов. Мы знакомим с жизнью «бытом народов, населяющих наш район». Знакомим детей с традициями и обычаями, пословицами, художественной литературой, национальными играми.
Проводятся национальные праздники: «Ысыах» встреча лета - якутский праздник; «Бакалдын» - встреча нового года – эвенкийский праздник. «Масленица» встреча весны - русский праздник.
Оформили развивающую предметную среду по возрастным группам: средняя группа - эвенкийская культура, старшая группа- якутская культура, подготовительная к школе группа – русская культура. Среда оказывает влияние на эстетическое воспитание, эмоциональное благополучие каждого ребенка, на развитие положительного самоощущения, компетентности в отношении к миру, людям, себе, а также стимулирует его включения в различные формы деятельности и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, что является созидательным началом духовно-нравственного и физического здоровья.
Проводим тематические выставки работ родителей и детей: «Гагара – священная птица эвенков», «Национальные музыкальные инструменты народов», «Русская народная игрушка». В рамках районного фестиваля «Тропою таежного народа» провели в детском саду: открытие фестиваля музыкальной композицией эвенкийской легенды «Создание земли нашей», открытые НОД по художественно-эстетическому развитию, НОД по физической культуры, где показали гостям национальные игры, состязания, была организованна выставка работ родителей и детей, мастер классы мастериц. На выставке представлены были панно с эвенкийском колоритом, обереги, национальные игрушки, музыкальные инструменты, кумаланы, инструменты для выделки шкур, украшения из бисера. Также показали мастер- классы лучшие мастерицы: по шитью и выделки из меха это Григорьева Надежда Михайловна, по вышивке из бисера - Рожина Сардана Вячеславовна. Как и когда собирать бересту и какие изделия их него можно сделать показала мастерица Гермогенова Лариса Давыдовна.
В детском саду есть замечательная коллекции кукол. Собирали ее всем коллективам педагоги, работники шили сами, активно принимали участие родители, дарили гости и работники детского сада. Мы гордимся своей коллекцией кукол. На республиканской педагогической ярмарки «Сельская школа-2015», награждены дипломом «Лучшая выставка кукол». Стали победителями среди детских садов в конкурсе республиканского журнала «Чуоранчык».
Проводятся национальные праздники: «Ысыах» встреча лета - якутский праздник; «Бакалдын» - встреча нового года – эвенкийский праздник. «Масленица» встреча весны - русский праздник.
«Праздники – диалог культур» новая политика взаимодействия с родителями :
-детские праздники – простор речевого творчества, языковых и интеллектуальных игр;
- музыка гармонизирует эмоциональную сферу память ребенка, его сознание, личность в целом;
- включает родителей в совместную работу с педагогами по построению обогащенной зоны ближайшего развития ребенка;
Немалую помощь оказывают нам родители, благодаря их поддержке у детей имеются национальные костюмы: якутский, эвенкийский, русский. В «Масленицу» дети и взрослые наряжаются в красивые сарафаны, надевают кокошники. Поем частушки, печем блины, играем, соревнуемся. Очень весело провожаем зимушку-зиму. А на «Ысыах» проводим национальные спортивные состязания. Учим детей исполнять тойук, осуохай, отрывки из
олонхо.
В 2015г стали победителями в Республиканском салоне-выставке «Дошкольное образование РС (Я) : открытое в будущее», номинации «Лучшая организация работы с родителями» В процессе интегрированных занятий у детей формируется заинтересованное, уважительное отношение к культуре народов, толерантное и доброжелательное отношение друг другу.
От участия родителей в жизни детского сада выигрывают все. Дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов: воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, педагогами дополнительного образования. Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье.
Авелова Октябрина Семеновна
старший воспитатель
высшей квалификацонной категории
МБДОУ ДСКВ «Сардана»
РС (Я, Алданский район,
с. Хатыстыр