Барсукова Светлана
Отчет воспитателя об особенностях организации предметно-развивающей среды первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально - бытового и культурно -эстетического характера. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка с взрослыми и детьми. Созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда многогранно влияет на развитие наших воспитанников, она способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.
Публикация «Отчет воспитателя об особенностях организации предметно-развивающей среды первой младшей группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
При организации предметно-пространственной среды я руководствуюсь ФГОСДО, программой МБДОУ. Предметно-пространственная среда в нашей группе создана с учетом пяти образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.
Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной.
В своей группе я организую развивающую предметно-пространственную среду таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Содержание предметно-пространственной среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, по мере возможности обогащается. Под развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную творческую деятельность детей всей группы. Так как дети у нас маленькие мы стараемся создать для них добрую, уютную атмосферу в нашей группе. Мы поделили групповое пространство на зоны для разных видов детской активности: физического развития, конструктивной деятельности, художественного развития, музыкально-ритмической деятельности, сенсорного развития, детской книги и познавательно-речевого развитии, театра и сказок, дидактических игр, зона игрового социально-личностного развития, информационная зона для родителей, зона двигательной активности.
Приёмная, в которой работает «Центр информации для родителей» - папки передвижки «Советы педагога», «Библиотека для родителей», стенд «Наше творчество», где родители могут увидеть работы своих детей, наши шкафчики.
В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольцо для пролазания, атрибуты для проведения подвижных игр, а также атрибуты, необходимые для проведения утренней гимнастики.
В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, дидактические игры, игрушки с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры, игры с геометрическими фигурами. Дидактический стол является частью развивающих игр. Использую его для проведения игр-занятий с небольшой группой детей и индивидуально с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняю, ведь оборудование дидактического стола очень мобильно.
В «Музыкальном центре» есть музыкальные инструменты: дудочки; погремушки; ложки; гитара; гармонь; бубен; барабан; колокольчик, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Дидактический материал «Музыкальные инструменты»; «Музыкально - дидактические игры»
В «Театральном и книжном уголках» мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок. Здесь у нас есть настольный театр, пальчиковый, «Би-ба-бо», теневой, театры на фланелеграфе, театры на магнитной доске, маски. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
В книжном уголке группы много яркой, красочной и интересной детской литературы, которая является верным спутником детей на пути познания большого и загадочного мира. Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию.
В уголке изобразительной деятельности есть: фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь, кисти, тычки, доски для рисования, образцы по рисованию, виды живописи: иллюстрации к потешкам; для нетрадиционной технике рисования: печатки, трафареты, шаблоны. Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные доски.
Уголок природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты.
В центр сюжетно-ролевых игр – активно – игровой центр, это:
«Парикмахерская»
«Жилая комната»,
«Больница»,
«Прачечная»
Основной вид деятельности наших малышей — игровой. В активно - игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Сюда входят атрибуты для ряженья: пилотка, бусы, юбки, косынки, фуражка. В группе есть всё необходимое для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Врач», «Шоферы», «Строители» и т. д.
Спортивный уголок обеспечен игрушками, пробуждающих к двигательной игровой деятельности: цветные флажки; кегли; кубы деревянные; обручи; скалки; мячи разного размера резиновые и пластмассовые; бубен большой и маленький; наклонная доска; обруч, для пролезания; верёвка; ворота, для прокатывания мяча; мешочки с песком; гимнастическая скамейка; гимнастические палки; массажные дорожки и коврик, массажные следы; погремушки, ленты, платочки.
Для формирования основ безопасности в группе создан и функционирует уголок «По безопасности дорожному движению». В уголке есть макет перекрёстка, улицы с необходимым количеством и разнообразием машин, дорожными знаками на подставках, подобраны дидактические игры, сделанные своими руками, подобрана художественная литература.
«Осетинский уголок» создан для формирования гармоничной всесторонне развитой личности. С помощью этого уголка мы расширяем знания детей о национальной культуре, создаём условия для познавательного развития детей, а самое главное удаётся воспитать любовь к малой Родине, пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям. Дети нашей группы с большим интересом играют в этом национальной уголке. В нашем уголке имеются: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка, портрет осетинского поэта-основоположника К. Л. Хетагурова, художественная литература с осетинскими сказками, стихами, рассказами, папки с символами и орнаментами, дидактические игры: Д/и «Собери флаг», Д/и «Угадай место нашего города», Д/и «Найди пару», Д/и «Путешествие по городу», Д/и «Собери картинку», достопримечательности города Владикавказа – Столицы Северной Осетии, достопримечательности города Моздока – нашего родного города. Познавательную, исследовательскую и творческую активность наших воспитанников мы развиваем в центре «Песок – вода», в котором есть: ёмкости для воды и песка; вода; песок; камни, шарики; сачок; игрушки плавающие; формочки для песка, совки, грабли, фартуки для игры в центре «Песок-вода».
Так же и на нашем участке создана развивающая среда, которая способствует :
- полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;
- продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;
- закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития. На участке оборудована веранда, с уличным стационарным игровым оборудованием: стол, скамейка, шкаф с предметами необходимыми для общения с книгой, рисованием, настольно-печатными играми, конструктивными играми, для спортивных игр; песочница с песком. Участок украшен цветами и сказочными героями.
Развивающая предметно-пространственная среда, организованная в нашей группе обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех наших детей, участие в подвижных играх и соревнованиях.