Евгений Копытин
Взаимодействие педагога психолога со специалистами ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Направления деятельности педагога - психолога с музыкальным руководителем ДОУ
Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений.
Публикация «Взаимодействие педагога психолога со специалистами ДОУ» размещена в разделах
Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников.
Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.
Направления деятельности педагога - психолога с инструктором по физической культуре
Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на психологическое состояние здоровья.
Помощь инструктору по физической культуре в подготовке спортивных праздников
Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приёмами коррекции поведения у детей.
Направления деятельности педагога - психолога с воспитателем ДОУ
Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти, просвещает воспитателей по данной тематик
II. Практическая часть
Существует китайская поговорка:
«Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Человек усваивает:
10% того, что слышит
50 % того, что видит,
70 % того, что сам переживает,
90 % того, что сам делает.
1. Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство
показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают
агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
2. Упражнение «Карусель общения»
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.
«Я люблю…», «Меня радует…», «Мне грустно когда…», «Я сержусь, когда…», «Я
горжусь собой, когда…»
3. Упражнение «Тест геометрических фигур»
Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат___,
треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с
выбранной фигурой.
Комментарий ведущего
ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность,
возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость,
низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие
колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи,
непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к
простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.
ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу.
Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность.
Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску.
Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий
круг общения, узкий круг близких и друзей.
ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция.
Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная
установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность.
Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление
работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых
вопросах. Остроумие, душа компании.
КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций,
правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты.
Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность,
осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость,
твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий
круг друзей и знакомых.
КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о
другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие,
склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность.
Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость,
способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому.
Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и
знакомых.
4. Упражнение «Выбор»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите
домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный
ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Комментарий ведущего
1. Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике,
знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как
рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый
вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность,
стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством
превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
2. Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С
вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не
любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы
всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь
нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
3. Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и
быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы
принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных
мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть
настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
4. Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному
мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь
как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы
всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной
проблемы.
6. Упражнение "Удовольствие"
Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является
представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши
увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства
людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий,
времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей
отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и
предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им
удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем
объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую
помощь" для восстановления сил.
7. Рекомендации.
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять
их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
- громко запеть;
- резко встать и пройтись;
- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу.
По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе
к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события
прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим
проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное
8. Упражнение " Источник"
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под
фонограмму "Вода" ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь
пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите
на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в
лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением
этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду,
ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь
встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать
сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные
оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте,
что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно
накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его
энергия - вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором
все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. " По окончании упражнения
участникам предлагается постепенно открыть глаза.
9. Рефлексия.
Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех
участников за внимание и участие в тренинге___