Папки-передвижки

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ

ирина пронякина
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

О важности взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя говорили такие авторы, как О. П. Радынова, Н. А. Ветлугина, Э. П. Костина, Л. С. Замыцкая, Н. Б. Крашенинникова.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку. Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

Публикация «Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ» размещена в разделах

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям усвоить программный репертуар. Если требуется, воспитатель показывает детям упражнения, движения, пляски, помогает отрабатывать качество их исполнения. Более пассивная роль отводится им при слушании музыки, обучении пению, т. е. в таких видах деятельности, где требуется специальное музыкальное образование.

Музыкальные занятия могут начинаться в группе, где происходит что-то интересное для детей. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования : обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий: приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

• продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

• во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости.

Применение музыки в повседневной жизни детей в условиях нашего детского сада осуществляют педагоги, которые учитывают общие цели и задачи воспитания, возможности и интересы детей. С помощью музыкального руководителя воспитатель каждой возрастной группы подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка. Музыкальное воспитание детей осуществляется во время образовательной деятельности, самостоятельных игр, прогулок, утренней гимнастики.

Использование музыки на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми. Поэтому музыкальный руководитель организовывает, координирует и руководит работой всех специалистов по вопросу музыкального воспитания в детском саду.

Формы взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя и специалистов предполагают :

• совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;

взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;

взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;

• организацию музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой;

• совместную подготовку семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка средствами музыки;

• совместную организацию родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;

• совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;

• организацию смотров-конкурсов, проектов;

• составление музыкально-профессиональной фонотеки;

• совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятий и в повседневной жизнедеятельности.

Использование данных форм помогает четко определить роль каждого специалиста в образовательном процессе.

Правильное нахождение места музыки в разных видах деятельности создает необходимое настроение, атмосферу, воспитывает нравственно-эстетическое отношение к окружающему, развивает мысль, творческую инициативу, вносит значительный вклад в формирование личности ребенка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей вторым планом без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи:

• Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;

• Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

• Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

• Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

• Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультминуток.

Воспитатель, включая музыку в непосредственно образовательную деятельность различных областей, может ориентироваться на возможность активного и пассивного восприятия ее детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Степень активности восприятия музыки на конкретной деятельности определяется воспитателем.

Так, на занятиях по формированию элементарных математических представлений с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном.

Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей.

При ознакомлении с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте.

В совместной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также имеет широкое применение. Знакомство с русскими народными сказками воспитатель сопровождает исполнением коротких песенок героев сказок, характеризующих персонажи, использует разные музыкальные инструменты, и сказка живее воспринимается детьми. В рисунках детей музыка помогает передать характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. В процессе продуктивной деятельности по представлению можно применять активное восприятие музыкального произведения. Дети на музыкальном занятии знакомятся с произведением, характеризующим какой-либо персонаж, обговаривают сложившийся образ, затем на занятии по продуктивной деятельности совместно с воспитателем еще раз прослушивают произведение и сложившийся образ воспроизводят в поделке, а во время рисования по образцу можно предложить музыкальные произведения для пассивного восприятия музыки фоном.

Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в детских работах, на их оригинальность и цветовое решение.

Примерное расписание звучания фоновой музыки (время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей) :

Время звучания

Преобладающий эмоциональный тон

7.30 – 8.00

Радостно-спокойный

8.40 – 9.00

Уверенный, активный

12.20 – 12.40

Умиротворенный, нежный

15.00 – 15.15

Оптимистично-просветленный, спокойный

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры.

Примерный репертуар фоновой музыки (для детей старшего дошкольного возраста) :

К. Дебюсси – «Облака»

А. П. Бородин – «Ноктюрн» из струнного квартета

К. В. Глюк – «Мелодия»

Л. Бетховен «Лунная соната»

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

Э. Григ – «Утро»

И. С. Бах – «Шутка»

И. Штраус – Вальс «Весенние голоса»

П. И. Чайковский – «Времена года» («Подснежник»)

Активизирующая (возбуждающая)

В. А. Моцарт – «Маленькая ночная серенада» (финал)

М. И. Глинка – «Камаринская»

В. А. Моцарт – «Турецкое рондо»

П. И. Чайковский – «Вальс цветов» (балет «Щелкунчик»)

Успокаивающая (умиротворяющая)

М. И. Глинка – «Жаворонок»

А. К. Лядов – «Музыкальная табакерка»

К. Сен-Санс «Лебедь»

Ф. Шуберт – «Серенада»

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И. С. Бах – «Ария»

А. Вивальди «Времена года» («Весна», «Лето»)

С. С. Прокофьев «Марш»

Ф. Шуберт – «Музыкальный момент"

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Понимая воспитательную силу музыки, педагоги заботятся о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. В детском саду, а также в каждой группе должна быть собрана аудиотека с записями классической музыки для детей, звуков и шумов природы, детских песен и сказок с музыкальным сопровождением. Слушая и исполняя их вместе с детьми, используя на других занятиях, воспитатель прививает навык слушания музыкальных произведений, расширяет музыкальный кругозор детей.

Детям важно иметь свой “музыкальный уголок”.

В распоряжении детей находятся музыкальные инструменты : погремушки, колокольчики, металлофоны, бубны, треугольники, музыкальные кубики; нетрадиционные музыкальные инструменты, различные самоделки: ноты, пианино с нарисованной клавиатурой, балалайка, на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут “сочинять” и свои.

В свободное время дети устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль, играя в «концерт», «театр», «цирк» дети исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют. Часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдатиков», четко маршируют под звуки барабана. В дни рождения детей звучит музыка, поздравления, самостоятельное пение, дети танцуют. Все это развивает музыкальные способности детей, приучает их заботиться друг о друге, проявлять внимание.

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры.

Они развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания и знакомит их с новыми музыкально-дидактическими играми. Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает ребенку найти чувство уверенности в себе, проявить активность и инициативу. В совместной деятельности складываются дружеские отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Самостоятельная деятельность воспитывает настойчивость, увлеченность, дает радость открытий.

Чтобы квалифицированно направлять в группе музыкальную деятельность детей, музыкальный руководитель систематически работает с воспитателями : разучивает музыкальные произведения, совершенствует собственное исполнение детского репертуара, консультирует по отдельным вопросам методики, а также оказывает практическую помощь в руководстве музыкальной и самостоятельной деятельностью дошкольников в целях поддержания работы на определенном эстетическом уровне, но в то же время, тактично контролируя их.

Особое внимание уделяется совместной работе музыкального руководителя с учителями-логопедами.

Речь, музыка, движения тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные: диапазон голоса, чистота интонирования, выразительность в пении. Кроме того, слаженность этих компонентов помогает развивать детские эмоции, мимику, коммуникативные навыки, побуждает мысль, фантазию.

Для эффективной работы музыкального руководителя и логопеда нужно подбирать материал так, чтобы в распевках и песнях решались задачи по развитию речевого дыхания, автоматизации и дифференциации тех звуков, над которыми работает логопед на данном этапе. Для воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи совместная деятельность строится особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали. Для отработки дыхания и раскрепощения зажатой нижней челюсти отдается предпочтение распевкам на гласные.

В коррекционной работе с детьми используются подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные игры и упражнения, артикуляционная гимнастика, которые логопеды и воспитатели планируют согласно лексическим темам и предлагают в качестве закрепления. Музыкальный руководитель в свою очередь предлагает свой материал. Это способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, постановке правильного дыхания.

Стихотворный и песенный материал, используемый на праздниках и развлечениях, выбирается (и при необходимости адаптируется) логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с речевыми и психологическими возможностями детей. Эффективность коррекционной работы увеличивается, если у педагогов группы есть регулярная возможность выборочно закреплять материал, который вводится на музыкальных занятиях. Это могут быть слова песен, игры с движениями, хороводы и т. д.

Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению.

Желаем творческих успехов!

Публикации по теме:

Роль музыки в повседневной жизни дошкольника. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя Консультация для воспитателей на тему: «Роль музыки в повседневной жизни дошкольника. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя».

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в организации музыкальной деятельности в ДОУ Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Звуковая среда, в которой находятся.

Наши праздники и развлечения. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя Наши праздники и развлечения. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя Вдохновителем и организатором процесса музыкального.

План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями План работы музыкального руководителя с воспитателями. 2017 – 2018 учебный год Месяц Работа с воспитателями Сентябрь Консультация «Роль.

Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателями Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателямиЦель. Способствовать созданию благоприятных условий для решения задач.

Презентация «Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями в ДОУ в условиях внедрения ФГОС. Ритмодекламация» Ключевая установка стандарта дошкольного образования - это поддержка разнообразия детства. При работе по стандартам должна учитываться уникальность.

Семинар «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в художественно-эстетическом развитии детей»Семинар «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в художественно-эстетическом развитии детей» СЕМИНАР НА ТЕМУ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ. Составил воспитатель:Ковальчук.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в группах старшего дошкольного возрастаВзаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в группах старшего дошкольного возраста ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в группах старшего дошкольного.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детей раннего дошкольного возраста Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ
Опубликовано: 23 октября 2018 в 12:04
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем ирина пронякина (УИ 1103497) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД