Крейцер Екатерина
Основные трудности и взаимодействие психолога с молодой семьей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1. Семейно брачные отношения очень чутки к изменениям в экономике, политике, социальной сфере общества. Отсюда те тренды, которым подвержена современная семья и вызываемые им проблемы.
Ухудшающаяся наследственность. Распространение опасных болезней, плохое или не правильное питание, нездоровый образ жизни, наследственные заболевания, алкоголизм, антисоциальное поведение родителей несут угрозу здоровью и нравственному воспитанию детей.
Публикация «Основные трудности и взаимодействие психолога с молодой семьей в ДОУ» размещена в разделах
Уменьшение количества детей в семье. В течении ХХв. в индустриальных странах наблюдалось резкое снижение рождаемости. В семьях современных развитых стран редко бывает более 1-2 детей. В настоящее время в России более 90% семей имеют 1-2 детей.
Более позднее формирование к социальной готовности к созданию семьи. Эта проблема вызвана необходимостью завершить образование (часто высшее, и желанием создать карьеру, чтобы экономически обеспечить будущую семью.
Увеличение количества разводов. В настоящее время в развитых странах, в том числе в России, распадается каждый третий – каждый второй брак. Такой разброс зависит от проживания семьи (город или сельская местность, вероисповедания национальности, экономической самостоятельности мужи и жены, других факторов.
Изменение мотивации брака. Главным мотивом вступления в брак по прежнему остается любовь, но растет число браков, заключаемых для повышения социального статуса, улучшения финансового положения, решения различных проблем и т. д.
Таким образом, все проблемы, появляющиеся в молодой семье, требуют внимания и обязательной поддержки психолога в ДОУ.
2. Семья, первая общественная ступень в жизни человека. Роль семьи в воспитании детей огромна. Семья влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительского слова, действия. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания, умения и навыки жизни в обществе. Под влиянием взрослых формируется основа его мировоззрения, усваиваются нравственные нормы поведения, закладывается основа социального «Я». На определенном отрезке дороги детства, ребенок поступает в дошкольное учреждение. Это событие влечет за собой значительные изменения, как в жизни ребенка, так и родителей. Здесь, все новое, незнакомое. С этого момента идти ребенку по дороге своего детства становится труднее. Легче, если родители обеспечат ребенку защиту, поддержку, эмоциональный комфорт, учитывая, что именно в детском саду возникают первые трудности, связанные с развитием и поведением ребенка. Труднее, если родители не станут принимать участия в жизни ребенка, своевременно не окажут помощь, тем самым сформировав негативные черты личности, закрепив нежелательное поведение ребенка.
Работа с родителями и семьёй в целом представляет собой важное направление в деятельности психолога, т. к. именно в семье осуществляется воспитание и социализация ребёнка.
3. Основными формами взаимодействия с родителями являются:
• консультации;
• родительские гостиные;
• беседы с родителями и детьми;
• информационные уголки;
• выступления на родительских собраниях.
3.1 Взаимодействие психолога с родителями обычно начинается с ознакомительной беседы при поступлении ребенка в детский сад. В беседе выявляются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, предполагаемая степень участия в работе учреждения, заполняется анкета индивидуального развития ребенка, устанавливаются доброжелательные отношения родителей с психологом. Затем родители приглашаются на консультацию «Адаптация к условиям детского сада», где они знакомятся с возрастными психофизиологическими особенностями развития ребенка и условиями успешной адаптации, следующая консультация организуется по результатам индивидуальной диагностики.
Взаимодействие психолога с родителями - залог успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Когда ребенок впервые приходит в детский сад ему приходится перестраивать не только привычный образ жизни, но и отношения со взрослыми и детьми. Некоторые дети безболезненно входят в новую ситуацию. У других она вызывает тяжелые переживания, снижение активности (речевой, игровой, сказывается на здоровье и способностях. Для ребенка, не посещавшего детские учреждения, непривычно все: отсутствие близкого человека, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня и т. д. Обращение взрослых с детьми также резко отличается от того, к которому он привык дома, поэтому одним из необходимых условий смягчения трудностей адаптационного периода, является согласованность действий воспитателя, психолога и родителей, соблюдение по возможности одинакового подхода к детям в семье и в детском саду.
3. 2 Также организуются консультации для родителей по темам:
• «Трехлетний ребенок – личность»
• «У школьного порога»
• «Знаете ли вы своего ребенка»
• «Жадность…»
• «Почему кусаются дети».
Данные консультации проводятся с целью повышения уровня педагогической компетенции родителей об индивидуальных особенностях ребенка, о формах воспитания.
3.3 Организация групповых консультаций для родителей является дальнейшей работой по взаимодействию с родителями. Темы встреч с родителями:
• «Мы такие разные…»
• «Учимся общаться с ребенком»
• «Мой милый капризуля…»
• «Как научить ребенка быть добрым»
Цель данных консультаций - предоставить родителям возможность получить ответы на интересующие их вопросы, научиться новым формам взаимодействия с детьми в повседневной жизни, познакомиться с практическими приёмами, которые помогут помочь разрешить конфликт между детьми, успокоить активного ребёнка, поучаствовать в играх, дать возможность высказаться самим, пообщаться, расслабиться. В нашей жизни людей многому обучают, но, как и каким стать родителем - мамой и папой – не учат нигде. Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы, папы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. Как помочь родителям почувствовать ребенка и его понять? Как приучать и дисциплинировать? Как наказывать? Какие игрушки покупать? В какие игры играть? На все эти вопросы мы ищем ответы на наших встречах. Родительские гостиные являются тем ценным звеном, которое помогает родителям «доработать» полученные теоретические знания и применить их в практике.
Очень часто тематика разговоров в гостиной со временем меняется. От обсуждения конкретных проблем детей, посещающих детский сад, мы переходим к обсуждению проблем старших или младших детей, а затем - к обсуждению собственных проблем и особенностей родителей, мешающих им в общении с ребенком. Таким образом, родительские консультации в нашем детском саду трансформировались в группы личностного роста.
3.4 Еще одной формой взаимодействия с родителями, являются – информационные уголки. Здесь периодически размещается краткая информация педагога-психолога на определенную тему, предлагается комплекс совместных игр родителей и детей, в которые они могут поиграть дома.
В нашем детском саду проходят дни открытых дверей, в которых активное участие принимают родители. Им предоставляется возможность побывать на коррекционно-развивающих занятиях психолога с детьми, где они могут увидеть, как и во что играют их дети, познакомиться с методами и приемами работы, а затем получить ответы на интересующие их вопросы.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения данных форм взаимодействияпозиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования данных форм в работе с родителями
Диагностика родителе проводится по следующим методикам: Наблюдения, беседа, анкетирование детей и родителей, тестирование (методика Ю. В. Алешина «Распределение ролей в семье», А. Я Варга и В. В. Столин, тест «Я и мой ребенок»).
Список литературы.
1. Ю. В. Алешина «Индивидуальное семейное и психологическое консультирование», Москва, «Класс» 2014г.
2. https://infourok.ru
3. https://www.maam.ru/detskijsad/vzaimodeistvie-psihologa-s-molodoi-semei-v-doi.html