Кондрашова Наталья Викторовна
Годовой отчет педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Отчетный период с 01.09.2017 г. по 31.05.2018 г.
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2016-2017 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укреплению психического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи:
Публикация «Годовой отчет педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
1. Предупреждать возникновение проблем развития ребенка.
2. Оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
3. Повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.
4. Создать соответствующие психологические условия для успешного освоения дошкольниками образовательных областей.
Деятельность осуществлялась по следующим направлениям:
1. Психопрофилактика, психологическое просвещение;
2. Психологическая диагностика;
3. Развивающая работа и психологическая коррекция;
4. Психологическое консультирование;
5. Организационно-методическая работа.
Количество охваченных групп – 12 групп.
Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий.
С педагогами была направлена на предотвращение дидактогений; профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ; содействие в организации конструктивного общения детей в группе; профилактику эмоционального выгорания, профессиональный и личностный рост. Вся работа планировалась и проводилась в форме консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
В работе с родителями большое внимание уделялось профилактике дезадаптивного поведения в семье, формированию доброжелательных, доверительных отношений с ребёнком. Использовались разные формы работы (тренинги, консультации).
В течение года использовалась стендовая информация:
• Агрессивное поведение ребенка-дошкольника;
• Игрушка в жизни ребенка;
• Если ребенок не хочет идти в детский сад;
• Адаптационный период в детском саду;
• Гиперактивный ребенок;
• Как отучить ребенка перебивать взрослых;
• Застенчивый ребенок;
• Детские обиды;
• Если ребенок устал;
• Прежде, чем взяться за ремень;
• Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет;
• Ребенок, который любит быть главным;
• Темперамент ребенка;
• Организация дня ребенка в своей семье;
• Психологическая готовность к школе;
• Скоро в школу;
• Детская ложь;
• Страхи - это серьезно.
Родители охотно идут на контакт, интересуются психологическими особенностями своих детей, результатами диагностических обследований, принимают участие в анкетировании.
В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
Работа в адаптационный период.
Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.
Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводились адаптационные игры; организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.
В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий. Было проведено анкетирование родителей. В работе с детьми использовались методы игровой деятельности, тактильный контакт и т. д
На начало октября 2017 г. 60% детей имели легкую степень адаптации, средняя степень адаптации наблюдалась у 40%, тяжелая степень адаптации не выявлена.
В итоге, анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.
На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.
Психодиагностическая работа.
В начале и в конце 2017-2018 учебного года было проведено диагностическое обследование детей подготовительной группы.
Цель: оценить уровень сфорсированности у детей предпосылок к учебной деятельности; психологической готовности детей к школьному обучению. Уровень готовности детей к началу регулярного обучения в школе выявлялся с помощью программы М. Семаго «Скрининг – обследование готовности к школьному обучению», состоящей из пяти заданий.
Скрининг – обследование помогает оценить уровень сфорсированности предпосылок к учебной деятельности; возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также умением вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.
Таким образом, оценивается сфорсированность регуляторного компонента деятельности в целом.
Выделение произвольной регуляции собственной деятельности как первостепенной составляющей готовности ребенка к началу обучения является основой данной программы. Скрининг - обследование детей подготовительных к школе групп проводилось в подгрупповой форме (по 8 - 10 чел).
По итогам скрининг - обследования были получены следующие результаты:
Интеллектуальная готовность.
Начало года: Конец года
Высокий уровень – 40% 80%
Средний уровень – 50% 20%
Низкий уровень – 10% - 0%
Психолого-педагогическая оценка готовности к школьному обучению.
В начале года в интеллектуальном развитии преобладал средний уровень. Большая часть детей справилась с диагностическими заданиями. Наиболее высокие показатели были получены при обследовании таких процессов, как памяти, внимания, словесно-логического мышления. У некоторых детей наблюдались отставания от возрастных нормативов развития в словесно-логическом мышлении (умение сравнивать и анализировать, в речевой деятельности (составление рассказа по картинкам, ориентировки в пространстве, умении производить арифметические действия
К концу года, исходя из результатов анализа готовности, из 47 выпускников: 38 детей полностью готовы к началу регулярного обучения к школе, имеют I уровень готовности (в среднем 70%). Эти дети усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности.
Остальные 11 детей имеют II уровень готовности – условно готовы (30%). У этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности.
Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов.
Психологическое обследование детей.
В начале учебного года проводилось психологическое обследование детей.
Цель: выявление уровня актуального развития детей; раннее выявление отклонений в развитии.
В диагностике применялись следующие методики:
• Беседа об общей осведомленности
• «Цветные фигурки»
• «Цветные шарики»
• «Шкаф с игрушками» (М. М. Семаго)
• «Матрешка» 3-составная
• «Разрезные картинки» 2 – 3 части
• «Покажи картинку»
• «Найди домик для картинки»
• Методики определения агрессивности ( авторы:М. Алворд и П. Бейкер).
По результатам обследования психических процессов в рамках работы ПМПк были получены следующие показатели: у восьмерых детей выявлен недостаточный уровень развития, снижены показатели практически по всем характеристикам. В процессе обследования, было выявлено четыре ребенка с эмоционально-волевым нарушениями развития. В течении года с этими детьми велась коррекционно-развивающая работа по разработанным индивидуальным картам развития.
Анализ показателей уровня развития познавательных процессов за 2017-2018 учебный год в общеобразовательных группах следующие результаты:
Показатели динамики развития познавательных процессов в коррекционных группах
Начало года (%) Конец года(%)
Высокий уровень развития 0 65%
Средний уровень развития 88% 35%
Низкий уровень развития 12% 0