Людмила Девяткова
Взаимодействие музыкального руководителя с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания детей в Монтессори-группе
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие музыкального руководителя с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания детей в Монтессори - группе в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы «Детский сад по системе Монтессори»
Публикация «Взаимодействие музыкального руководителя с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания детей в Монтессори-группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Стандарт образования на сегодняшний день представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Основным принципом дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, одна из поставленных задач - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Учитывая все требования ФГОС к взаимодействию ДОУ с семьёй считаю, что только при тесном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей, на всем протяжении дошкольного детства ребенка, может быть достигнут положительный результат в художественно-эстетическом развитии.
Многолетний опыт работы показал, что работа с семьёй действительно благотворно влияет на художественно – эстетическое развитие не только ребёнка, но и членов его семьи. Практика работы по вопросам межнациональной толерантности детей дошкольного возраста где огромную помощь в работе оказали родители, помогая пополнить альбомы, картотеки, изготовление национальных костюмов, их точное описание, особенности быта, культуры, народных традиций национальной кухни, а также активно принимали участие в театрализованном представлении: музыкальная гостиная «Большой хоровод» (дальнее зарубежье, народы разных континентов, «Вместе дружная семья» (народы Пермского края). А так же нравственно – полового развития ребёнка под руководством научного руководителя, заведующей кафедрой Пермского педагогического университета, профессора Л. В. Пименовой – Коломийченко, позволила углублённо применять приобретённый опыт в последующей работе.
Работу по взаимодействию с родителями я разделила на три направления:
1. Информационно – аналитическое.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для выявления предпочтений досуга провожу анкетирование в каждой возрастной группе «Ребенок и музыка» и «Совместный досуг». Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализируется специфика семьи, музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумывается тактика общения с родителями.
Определила для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, но и участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, помощь родителей в оснащении педагогического процесса (создании музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ и группы)
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей.
Родители – исполнители, которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности;
Родители – наблюдатели. Это родители, которые являются сторонними наблюдателями процесса, не желающие участвовать в каких-либо мероприятиях.
2. Информационно-познавательное направление
Главной целью в этом направлении стала цель обогащения родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
2. Способствовать изменению взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи.
Для повышения педагогической компетентности родителей я использую активные формы:
-Выступления на родительских собраниях с консультациями, мастер-классами, презентациями («Изготовление костюма», «Подарите детям праздник!», «Скоро Новый год!», «Украсим квартиру к празднику», «Звуки природы и музыки вокруг нас» и др.) ;
- День открытых дверей.
- Совместное создание предметно – развивающей среды;
- Индивидуальные беседы с детьми и родителями.
- Использование сети Интернет для обсуждения острых вопросов и распространения информации;
- Активное участие родителей в создании музыкальных проектов.
- Уголок специалиста «Музыкальный руководитель советует»;
3. Музыкально - досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями - самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:
- Устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями;
- увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
- укреплять детско-родительские связи;
- апробировать разные подходы к воспитанию ребенка;
- делиться опытом с другими родителями, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью группы;
Много лет используется форма семейного досуга - «Семейные посиделки». В этом формате были проведены мероприятия:
«Капустник»
«Музыкальное кафе»
«Неразлучные друзья – взрослые и дети!»
«Бабушки - лапушки»
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким людям, уважение к труду, чувство гордости за родителей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Сценарии праздников и развлечений были разработаны совместно с воспитателями группы. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей и членов семей;
- распределение ролей взрослых;
- подготовка отдельных номеров с родителями; совместных с родителями детских номеров (разучивание стихов, танцев, песен) ;
- индивидуальные встречи и консультации с членами семей и родителями;
- изготовление атрибутов, пособий, декораций и т. д.
Эти семейные досуги доставляют всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светятся неподдельной радостью, а как они гордятся своими родителями! А я восхищаюсь творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.
В результате взаимодействия с родителями :
1. Повысился уровень развития музыкальных способностей детей.
2. Повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они стали активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ.
3. Повысилось внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ.
4. Родители стали более компетентны в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
5. Обогатился опыт межличностного взаимодействия детей и родителей.
Таким образом, только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.