Светлана Ивановна Данилова
Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье отражена проблема совместной работы семьи и дошкольной организации в рамках реализации ФГОС ДО в процессе здоровьесбережения и активизации потребности в движении детей второй группы раннего возраста.
Проблема раннего осознания необходимости охраны здоровья в последнее время выходит на лидирующие позиции.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей 2–3 лет» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2016
Основы потребности в здоровом образе жизни и гармоничного физического развития закладываются в дошкольном возрасте. И, на первый взгляд, это развитие должно быть закономерным биологическим процессом, однако этот процесс необходимо направлять, исходя из психофизиологических особенностей ребенка. Без особого внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя вырастить здоровое и гармонично развитое поколение. В современном мире здоровье подрастающего поколения едва ли не самая важная цель нашего общества. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно что, если у ребенка будет слабое физическое развитие, то в процессе дальнейшего обучения у него будут возникать проблемы с вниманием, быстротой реакции в ознакомлении с новым материалом. А, следовательно, будут возникать проблемы в познавательном и речевом развитии. И, самое важное, здоровый ребенок успешнее осваивает многочисленные требования окружающей действительности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гласит, что взаимодействие между семьей воспитанника и воспитателем ДОУ является неотъемлемой частью формирования здорового поколения, также Стандарт направлен на решение многих задач, в том числе, на укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Из выше сказанного следует, что дошкольная образовательная организация и семья - два важных элемента в социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Поэтому роль семьи в воспитании и развитии ребенка огромна и объемна, особенно в вопросе физического и психологического здоровья ребенка. Развитие у воспитанников осознания необходимости здорового образа жизни и активизации двигательных навыков будет развиваться успешней, если в работе будет использоваться совместная здоровьесберегающая деятельность воспитателя и родителей, при этом будет учитываться уровень развития каждого ребенка.
Пункт 2.6. ФГОС ДО гласит: «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
Достижению целей, поставленных перед нами ФГОС ДО в вопросах оздоровления поколений, способствует внесение элементов здоровьесберегающих технологий в работу ДОУ. Поэтому, начиная со второй группы раннего возраста, мы стараемся планировать свою деятельность так, чтобы здоровьесберегающая деятельность стала структурным компонентом педагогической системы ДОУ. Прежде чем приступить к работе воспитатель исследует данный вопрос и доносит результаты своих исследований до родителей, чтобы впоследствии выработать стратегию взаимодействия в данном направлении.
Наиболее часто используется классификация форм деятельности здоровьесбережения в ДОУ по целеполаганию: медико-профилактические: витаминизация, закаливание, нормализация сна и питания; физкультурно-оздоровительные : различные виды гимнастик, массаж и самомассаж,непосредственно образовательная деятельность по физо, подвижные игры, коррегирующая гимнастика и лечебная физкультура.
Начало любой работы должно начинаться с узнавания уровня познания и осознания проблемы. Чтобы понять, насколько глубоки познания родителей в сфере здоровьесбережения, необходимо провести анкетирование, выявить существующую степень осознания своей причастности к выше заявленному процессу. Проведенное анкетирование и опрос законных представителей ребенка второй группы раннего возраста дали следующие результаты. 80% родителей называют воспитание потребности детей в здоровом образе наиболее важным направлением в воспитании ребенка, 20% респондентов указывают на важность познавательного развития в ущерб физическому. Большинство респондентов заявило, что наиболее важно в данный период становление культурно-гигиенических навыков в ущерб работе над основными видами движения ребенка. На вопрос о знании видов здоровьесберегающих технологий и работе с этим материалом в домашних условиях большинство ответило отрицательно. Исходя из результатов анкетирования и для достижения эффективности работы с семьями воспитанников, по данной проблеме была проведена следующая работа.
В своей работе я применяла следующие технологии: технологии для сохранения и стимулирования здоровья (физкультурная пауза, активные игры, пальчиковая, бодрящая, дыхательные упражнения, релаксация, гимнастика ортопедическая и коррегирующая.); технологии по обучению детей здоровому образу жизни (физкультурное занятие, в том числе НОД из серии «Здоровье», утренняя гимнастика.); коррекционные технологии (технология музыкального воздействия и воздействия цветом).
Особенно важна организация полноценного оздоровления в период прихода ребенка в детский сад в летний период. В рамках достижения целей и задач, поставленных перед нами государством, в нашей группе была проведена следующая работа: совместно с родителями изготовили атрибуты для индивидуальной работы в течение дня и массажные коврики для детей, в том числе и для занятий дома; провели открытый показ для родителей непосредственно образовательной деятельности для акцентирования их внимания на применение элементов здоровьесберегающих технологий; проводилось родительское собрание «Роль семьи в здоровьесбережении детей»; оформили фотовыставку «Спорт в детском саду и дома» (фотоотчет по работе над двигательной активностью); изучали различные гимнастики; для родителей был организован мастер-класс «Пальчики-волшебники»; в меню семьи и дошкольного учреждения ежедневно включали овощные салаты, фрукты, богатые витаминами; каждодневно проводим утром зарядку, гимнастику пробуждения, осуществляем ходьбу по массажным коррегирующим дорожкам, производим проветривание помещений дошкольного учреждения в соответствии с требованиями САНПИНа, в процессе образовательной деятельности проводим игры малой подвижности и хороводные игры, игры разной подвижности и подгрупповую работу по основным видам движения на открытом пространстве вне помещения, ежедневно в детском саду и дома дети занимаются самостоятельной двигательной деятельностью, проводим закаливание в виде умывания холодной водой и солнечных ванн; для родителей был подобран список литературы для чтения по проблеме: потешки при умывании, одевании, расчесывании; для обеспечения полноценного физического развития, удовлетворения потребностей в постоянном движении детей, была организована, совместно с родителями, соответствующая предметно-пространственная образовательная среда, в том числе и нетрадиционное физкультурное оборудование: мешочки для метания с различным наполнителем, массажные коврики из пуговиц и подручных материалов, массажные рукавички; на участке была организована развивающая среда для развития основных видов движения и индивидуальной работы в соответствии с программными требованиями; изготовили картотеки: утренней гимнастики; бодрящей гимнастики; подвижных игр, словесных игр с движением, коммуникативных игр и ознакомили родителей с их содержанием.
Итак, из всего выше сказанного мы может сделать вывод о том, что вся работа по здоровьесбережению дошкольников должна проводиться только во взаимодействии с родителями : это могут быть и мастер-классы, и беседы, и родительские собрания, и папки-передвижки. Также очень полезно организовывать просмотр родителями отрывков «трудового процесса», например, утренней гимнастики или непосредственно образовательной деятельности. В процессе беседы родители воспитанников учатся ближе видеть сложный и многогранный процесс воспитания ребёнка, осваивают практические навыки. Я, в своей работе с родителями воспитанников, всегда стараюсь донести до аудитории всю работу в группе, стараюсь контактировать со специалистами детского сада, которые в свою очередь доносят до родителей сведения, находящиеся в их компетенции. Медицинская сестра готовит материал по закаливанию, ароматератии, важности фитотерапии и приема витаминных комплексов в становлении здорового члена общества. Музыкальный руководитель подводит родителей к огромному значению музыкотерапии - внесении музыки (особенно, классической) в различные режимные моменты в детском саду и домашних условиях. Всю нашу работу над здоровьем и двигательной активностью ребенка мы стараемся донести до родительской аудитории, ведь без закрепления полученных навыков и знаний в домашних условиях не будет достигнута основная цель нашей работы - гармоничное физическое и психическое развитие ребенка. Будем надеяться, что работа воспитателя дошкольного учреждения и семьи станут фундаментом здорового образа жизни, и как следствие, залогом успешного формирования и становления малыша как личности.
Список литературы
1. Андрющенко Е. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ :сайт. -ГБОУ ДПО ЧИППКРО:[Электронный ресурс]-Режим доступа. — URL : ipk74.ru/virtualCab/Consultation/Zdorovesberegayushhie-tehnologii-v-dou
2. Богина Т. А. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М. : Мозаика – синтез, 2006. - 112с.
3. Гудонис В. П. Здоровье как необходимое основание детства. // Мир психологии. —2000. — №1—с. 108—121.
4. Данилина Т. А., Ладога Г. С., Зуйкова М. Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М. : «Аркти», 2005. -80 с.
5. Доскин. В. А. Голубева Л. Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка. М: «Просвещение», 2006.- 112с.
6. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая группа раннего возраста Авторы-составители:О. П. Власенко, Т. В. Ковригина и др. – Волгоград: «Учитель», 2016.-292 с.
7. Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53».
8. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. -128с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки. рф