Елена Мусс
Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам художественно-эстетического развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденный Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, художественно-эстетического развития – одна из образовательных областей, предполагающая развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Публикация «Консультация для воспитателей „Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам художественно-эстетического развития детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При организации систематической работы по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста в ДОО достичь результатов невозможно без участия родителей воспитанников. Взаимодействие детского сада и семьи в данном направлении следует рассматривать как процесс взаимосвязи в триаде «педагог – ребенок - родители».
Правила, которых придерживаются педагоги МБДОУ при взаимодействии с родителями, заключается в следующем:
- проявление уважения;
- общение во благо и на равных;
- тактичное изучение семей воспитанников, предполагающее в дальнейшем просвещение родителей.
Сотрудничество с семьями по вопросам художественно-эстетического развития детей в ДОО условно разделить на блоки.
Цель информационного блока – просвещение родителей. Данный блок предполагает ознакомление с задачами художественно-эстетического развития, его значением в развитии ребенка, порядком создания необходимых условий в семье для решения задач художественно-эстетического развития. Неотъемлемой частью этой работы является выявление с помощью анкетирования отношения родителей к воспитанию вообще и художественно-эстетическому в частности, их положительного опыта и типичных трудностей, а также потребностей в получении помощи от специалистов в приемлемых для них формах по вопросам организации художественно-эстетического развития в семье.
С целью просвещения родителей используются разные формы взаимодействия. В частности, оформление папок-передвижек: «Игры, которые вы можете использовать дома», «Организация домашнего кукольного уголка», «Наши папы, наши мамы»; обзор новинок литературы на родительских собраниях и организация выставки соответствующих пособий с краткой аннотацией.
Для самообразования родителей в вопросах художественно-эстетического
развития сначала в группах, а затем в детском саду была создана библиотека, оформлены читательские билеты. Материалы для нее подбирали воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатель по физическому воспитанию и музыкальный руководитель, а также сами родители, которые охотно передавали в пользование группы и детского сада прочитанные книги, журналы. Популяризация литературы педагогической тематики теперь входит в обязанности педагогов ДОО в каждой возрастной группе.
Успешное решение задач художественно-эстетического развития возможно при использовании метода поощрения, поэтому в ходе бесед педагоги напоминают родителям, что нельзя смеяться над детскими рисунками, поделками, даже если они еще далеки от совершенства.
Для создания у ребенка положительного отношения к художественной деятельности следует поощрять любые, даже самые незначительные «личные находки». Например, говорить во время занятия рисованием: «Как красиво ты нарисовал траву, она такая яркая и сочная!» или «Ботинки у клоуна получились как настоящие!».
Не менее важным является создание в семье атмосферы радости и понимания. Успех стимулирует интерес к деятельности, процессу творчества, пробуждает радость от возможности реализовать себя, свои замыслы и стремления. В связи с этим воспитатели предложили родителям наглядно выражать поощрения детского творчества в семье на домашней Стене славы или Стене побед, а также придерживаться девиза «Хочу! Знаю! Могу!». В результате в семье одного из воспитанников появилась стена «Все могу и все сумею» с достижениями по борьбе самбо, а в другой семье была организована мини-студия по рисованию, после того как ребенок поступил на подготовительные курсы в художественную школу.
Цель практического блока – организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений (педагогов, детей, родителей, в рамках которого проводятся:
- демонстрация достижений детей в различных видах художественной деятельности (музыкальной, речевой, изобразительном творчестве, ручном труде);
- совместные мероприятия с участием педагогов, родителей и воспитанников.
Так большой интерес вызвал первый совместный проект «Лего и мы». В рамках родительского собрания «Путешествие в мир красок и фантазии», родители не только увидели готовые рисунки детей в нетрадиционных техниках, но и выполнили совместные с ними работы.
Каждый человек нуждается в оценке своего труда, в том числе и родители воспитанников. Поэтому в ДОО стало традицией организовывать тематические и персональные выставки не только детского творчества, но и творческих успехов родителей.
Для того чтобы привлечь внимание к предстоящим мероприятиям, приобщить родителей к участию в конкурсах, выставках, праздниках, педагоги оформляют яркие, интригующие объявления и афиши.
Организованная в ДОО работа содействует тому, что родители стают полноправными участниками образовательного процесса: вместе с детьми участвуют в проектах, конкурсах, выставках, утренниках, развлечениях, большое внимания уделяют их художественно-эстетическому развитию. Все это способствует обогащению семейного опыта, сплочению взрослых и детей в общих делах, а главное – созданию в семье условий для художественно-эстетическому развитию дошкольников.