Оксана Васильевна Никитенко
Педсовет «Средства и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В выступлении раскрываются основные средства и методы художественно - эстетического воспитания дошкольников.
СЛАЙД 1. Работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса и проявляется во всех видах деятельности ребёнка – дошкольника. Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.
Публикация «Педсовет „Средства и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
СЛАЙД 2. Средствами художественно-эстетического воспитания являются…
СЛАЙД 3. Эстетическое воспитание невозможно без овладения детьми элементарными нормами поведения, которые впоследствии позволяют подвести к более глубоким нравственным переживаниям. Поэтому учим детей здороваться со всеми по-разному, приходя в детский сад, обсуждаем формы приветствия – прощания и поощряем попытки детей вносить разные приветственные обращения (доброе утро, привет, рад видеть тебя и т. д., а друг с другом можно здороваться с помощью жестов или мимики.
Внимательное отношение к сверстникам и друзьям воспитывается с помощью: разнообразных игр - «Комплименты», «Связующая нить» (с клубочком, «Конкурс Хвастунов», где дети по очереди хвастаются своим соседом, называя о нем что-нибудь хорошее; чтения художественной литературы, замечательные рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», «Три товарища»; игры-упражнения на решение проблемных ситуаций, таких как «Ты увидел плачущую девочку», «Твой товарищ грустит на скамейке», «У подружки потерялась кукла».
Очень действенны, используемые в работе игровые ситуации типа «Что ты сделал хорошего сегодня?», «Чем порадуешь маму?» т. д. Используем в своей работе книгу «Азбука общения» под редакцией
Следить за опрятностью и соблюдением правил гигиены назначаем детей, которые следят за выполнением всех правил в умывальной комнате, а чтение произведений Е. Нефедовой «Хорошие манеры», дидактические игры «Веселый этикет», рассматривание иллюстраций способствуют воспитанию культуры поведения за столом.
СЛАЙД 4. Весомым средством эстетического воспитания является природа, потому что именно через нее человек познает законы красоты. Природа богатейший источник эстетических переживаний дошкольников, так как она натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года, суток и погоды. В каждый момент в окружающей природе есть что-то прекрасное.
Мощным источником художественно – эстетического воспитания является окружающая нас природа. Видеть и замечать красоту природы помогают наблюдения за осенними деревьями, листопадом, снегопадом, любование заснеженными деревьями, следами птиц на снегу и т. д.
Получить удовольствие от созерцания красоты природы позволяют поэтические строки, прочитанные во время наблюдений и в свободное время. «Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!» Е. Баратынского, «Ах, капель, капель…» С. Козлова, «К нам в заплаканные окна равнодушно дождь стучится» Н. Берендгофа, «Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше…» М. Исаковского и мн. др.
Во время наблюдений на прогулке формируем интерес к явлениям природы: вслушиваясь в звуки природы – пение птиц весной и летом, шум дождя, ветра осенью, скрип снега под ногами зимой.
Осенью актуален сбор самых красивых листьев на участке, рассматривание их, обведение по контуру, искали листочки одинаковые по цвету и окрашенные не одним цветом, а несколькими и определение, на что похож каждый листок. Ответы были разнообразные – платочек, шарик, треугольник, мышку и т. д. Развивает воображение обыгрывание ситуации с листочками, узнать, который из этих листьев – лист – путешественник? Может этот, он самый запыленный, может другой, он отличается от других контуром и цветом и т. д. В группе из собранных листьев выкладывали узор, дорисовывали листочек так, чтобы картинка ожила. А потом выставляли в уголке природы.
Давали задание: из группы деревьев найти, какое дерево самое грустное, почему так решил, по каким чертам дерева это заметно? Так простая наблюдательность перерастает в художественное воображение, помогает учиться видеть нечто такое, что отвечает человеческим чувствам, может их вызывать и выражать.
СЛАЙД 5. Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту и неприглядные стороны.
Искусство как специфическая форма познания действительности всегда вызывает у дошкольников сильный эмоциональный отклик.
По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребенку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного.
Самостоятельная художественная деятельность детей является важным средством эстетического воспитания дошкольников и обладает большими возможностями для осуществления многих задач и развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развить у ребенка способности к художественному творчеству. Для развития самостоятельной художественной деятельности в группе созданы специальные зоны (центры) с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. Мы при этом заботимся о разнообразии деятельности детей, сочетание различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной. В свободное от занятий время дети любят рисовать карандашами, мелками, красками, появляются попытки самостоятельного переноса приобретенного на занятиях умения к творческой инициативе.
• В свободное время можно предложить вспомнить и рассказать друг другу маленькие рассказы, сказки, стихи, стараясь задействовать в рассказывание всех по очереди, при этом учить доброжелательно относиться к выступлениям других детей.
Большое внимание уделяем выразительному чтению стихов. Эмоциональным детям лучше удается выразительное рассказывание, многим мешает скованность, стеснение. Этих детей стимулируем к проявлению инициативы в участии организованного в группе концерта, участие в театрализованной деятельности, где учим детей четко показывать характерные черты сказочных героев. Например, зайка трусливый – голос дрожащий, трясущийся; лиса хитрая – голос ласковый, заискивающий и т. д.
Давая детям по очереди задание организовать игру, поощряем проявление самостоятельности, инициативу и находчивость.
В зимнее, темное время актуальны просмотры видеофильмов, мультфильмов, прослушивания в аудиозаписи произведения, исполняемые мастерами искусств (сказок, рассказов, песен, музыкальные произведения, так как они способствуют более глубокому восприятию содержания рассказов, сказок. Знакомые герои оживают на экране. Хорошо запоминается их облик, поступки, речь. Сказочные поэтические обороты речи сравнения, метафоры значительно обогащают речь детей, делая их образной и выразительной.
Необходимо всячески поощрять проявление творчества у детей – придумывание рассказов, сказок, песенок. Можно научить детей самостоятельно составлять загадки. Например, самолет – что делает? Летает, гудит, с мотором. Что такое же? Птица, пароход, Карлсон. Получилась загадка: Летает, но не птица; гудит, но не пароход; с мотором, но не Карлсон. Результаты творчества детей записываем в альбом.
Очень ценны детьми организация временной выставки «Умельцев» из творческих работ, созданных своими руками из деталей разнообразного конструктора, проявление у детей оценочного отношения к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и к своим собственным. На сменное панно вывешиваются рисунки, в которых отражаются впечатления от увиденного явления.
Детям нравится играть в «музыкальные занятия», где они повторяют задания, попевки и песни, разученные на занятии. Мы предлагаем придумать свою мелодию к знакомым коротким стихам.
Важным средством эстетического воспитания является народное искусство, через которое ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа и приобщается к его культуре. Этому способствует рассматривание произведений декоративно – прикладного искусства, слушание произведений народной музыки, интерес и яркое положительное эмоциональное отношение к ним. В процессе рассматривания и прослушивания воспитывается уважение к своему народу, труду народных мастеров, гордость за их талант и труд.
• Занятия как организационная форма специального обучения дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения ребенка к материалу и самому учебному процессу. Причем речь идет не только о музыке, рисовании, поэзии, но и о занятиях по развитию речи, ознакомлению с общественными явлениями, природой и т. д. Это воздействие достигается использованием материала, самим ходом процесса обучения и его оборудованием. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, познавательные функции активизируются, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
• На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалом, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации.
• На занятиях и в повседневной жизни действенны рассказы о стране, родном городе, его достопримечательностях, где дети делятся впечатлениями о красивых, по их мнению, местах. Чтение русских народных сказок, сказок коми – писателей, воздействуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, образному языку. Читая, надо помочь детям понять не только идейное содержание, но и особенность жанра, своеобразие композиции, вызвать у детей эмоциональный отклик на действия героев.
Устный фольклор – пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, обогащает образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким, осознанным.
Рассматривание произведений изобразительного искусства, беседы по ним, используются на различных занятиях. Дети рассказывают о том, что изображено, замечают характерные детали, а взрослые направляют внимание детей на выразительность изображаемых событий, людей, животных, цветовую гамму, что подводит к умению оценивать воспринятое.
Воспитание эстетического отношения ребенка к жизни, искусству достаточно сложная и тонкая педагогическая работа. Предметный мир активно воздействует на детей. Они узнают назначение вещей, сравнивают игрушки, обращая внимание на их форму, цвет, пропорции, материал. Дети ориентируются и утверждают себя в этом мире. Они не только пользуются всем для них созданным, но и сами учатся создавать необходимую обстановку.
Но чтобы процесс развивался успешно, необходимо, чтобы вся окружающая среда была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.
СЛАЙД 6. Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Окружающая предметная среда повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников и её результативность.
Задачей педагога является создание для ребенка соответствующей развивающей среды, т. е. необходимо подобрать материал для разных видов художественно-эстетической деятельности. Необходимо, чтобы он обеспечивал свободу и вариации действий, находился в доступном для ребенка месте, и чтобы его не было слишком много одновременно, так как это рассеивает внимание малыша.
Жизнь в группе включает задачу учить гордиться своей группой, садиком, дружбой, ценить добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми. С этой целью проводятся беседы на темы «Наша группа хороша», «Почему ты любишь детский сад?»; мини-викторины с вопросами к детям: Нравится ли тебе наша группа? Что красивого в ней? Хочется ли тебе изменить что-нибудь? Что такое красота?; конкурсы «Минута славы», «Лучшие друзья»; фото – газеты из жизни группы («Лучшая шляпка», «Весенний кораблик»).
Каждая группа детского сада эстетически оформлена, имеются театральные, игровые уголки, центры искусства. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом, некоторые виды театра. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
СЛАЙД 7. В играх следует развивать способность малыша замечать, узнавать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (например, малыш радуется, «узнав» птичку или зайку, но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня, громкую или тихую, быструю или медленную музыку и т. д. Необходимо создать условия для того, чтобы ребенок мог сравнивать особенности материала или используемых выразительных средств. Педагог побуждает его прислушиваться к звукам, смешивать краски, получая цвета, помять в руках твердую и мягкую глину, погладить ладошкой гладкий ватман и шершавую гофрированную бумагу. Радуясь и удивляясь вместе с малышом, сделанному им «открытию», воспитатель побуждает его поделиться своими впечатлениями, чувствами.
СЛАЙД 8. Одним из средств эстетического воспитания является труд, поскольку коренные основы производственной деятельности и работа в целом направлены на выявление и развитие творчески-эстетических задатков личности, неразрывно связанные с творческим потенциалом личности. Разные виды труда активно влияют на эстетическое развитие дошкольников самим процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в труде. Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы (техническая эстетика). Ребенка радуют продукты его труда. Большое воспитательное значение имеют слаженность в совместном труде, сочетание эстетического и этического в отношении к другим детям, взрослым и к посильному труду.
Наряду с формированием различных навыков самообслуживания формируем учение детей быть предупредительными, оказывать и предлагать свою помощь товарищам, заботливо относиться к окружающим, не мешать соседям, занимаясь своими делами. Для этого устраиваем тематические дни. Например: «День вежливости», «День добра» или «День помощников». В конце дня собираемся для обсуждения: на вопрос - чью помощь ты почувствовал? Сверстник рассказывает, кто ему помогал.
Учить следить за чистотой на участке, чтобы было чисто и красиво помогают так называемые «5 минут труда», организованные перед играми на прогулке.
Во время назначения дежурства дети учатся договариваться, распределять обязанности, советуясь друг с другом. Чтобы отметить значимость работы дежурных, действует прием, когда дети-дежурные приглашают всех за столы. Этому способствует игра-упражнение, где дети называют свои предложения, как можно пригласить к столу? Ответы могут быть разные: проходите; милости просим; садитесь, пожалуйста и т. д. Работу по дежурству сочетаем с самообслуживанием.
Интерес к работе, труду взрослых поддерживается через чтение художественной литературы, дидактические игры, иллюстративный материал. С этой целью предлагается чтение книг, рассказов (с последующей беседой) «Кто построил этот дом?» С. Баруздин, «Все для всех» Ю. Тувим, «Кто водит самолеты?» И. Винокуров, «Маяк» А. Некрасов; организация выставки иллюстраций с изображением людей разных профессий, экскурсии в библиотеку.
Чтобы воспитать бережное отношение к вещам, книгам, привлекаем детей к ремонту книг, коробок из-под настольных игр. А доктор Нервистраничкин может научить бережному обращению с книгами.
СЛАЙД 9. Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим заключается в том, что с одной стороны, физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой — эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями.
СЛАЙД 10. Важным средством эстетического воспитания детей являются праздники. Основное в празднике – идея, оформление в музыке, изобразительном искусстве, художественном слове.
С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя в разных жанрах искусства. Подготовка к празднику, участие детей в создании его программы, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое предпраздничное коллективное настроение. К участию в подготовке и праздновании часто привлекают родителей детей, что придает им эмоциональную теплоту.
Все эти средства способствуют интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников, и самое главное – единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.
СЛАЙД 11. К средствам художественно-эстетического воспитания также относятся методы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Методы эти очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.
По тому, как дети получают эстетическую информацию, методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные.
Например, наблюдая с детьми за красивыми движениями плавающих в аквариуме рыбок, воспитатель использует наглядный метод. Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный метод. Привлекая детей к оборудованию аквариума, его украшению, педагог пользуется и методом практических действий.
Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
— метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т. д. Этот метод, можно считать в равной мере, как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка. Важно умело отобрать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создать соответствующую ситуацию и душевный настрой. Педагогу необходимо хорошо освоить предлагаемый детям материал. Речь его должна быть точной, выразительной. Привлекая внимание ребенка к проявлениям прекрасного в различных формах, воспитатель на конкретных примерах убеждает его в том, «что такое хорошо и что такое плохо».
— метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей.
Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Приучая, например, детей к штриховке рисунка, воспитатель в одном случае предлагает не выходить за границы контура рисунка, в другом — штриховать так, чтобы получились «пушистая травка», «острые стебельки».
Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.
— метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
Сущность проблемно-поискового метода заключается в развитии самостоятельности, инициативы, творчества.
— метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.
В результате комплексного, умелого воплощения всех средств и методов эстетического воспитания повышается эстетическая культура личности, обеспечивается полноценное художественное развитие ребёнка.