Ольга Короткова
Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьёй в вопросах патриотического воспитания.
▼ Скачать + Заказать документы
Доступны ли детям дошкольного возраста чувства гражданственности и патриотизма?
Детям старшего дошкольного возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Наша задача состоит в том, чтобы сформировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, привить любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, воспитывать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. Развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Публикация «Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьёй в вопросах патриотического воспитания,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Как бы ни менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, рядом с ними должны быть взрослые: родители и воспитатели, которые сами любят свою страну, свой город, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.
В детском саду каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания : на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием, в игре - навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности- уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность, чувство ответственности и долга.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям. Потому-то всё, что усвоено в этот период,- знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера- оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям- маме, папе, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Родители являются незаменимыми помощниками в воспитании патриотизма и гражданственности. Ребёнок видит и слышит суждения и отношение родителей к тем или иным событиям, как мама и папа относятся к своей работе, к соседям, к состоянию окружающей среды, к событиям в стране, к порядку в подъезде. Всё это влияет на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Семейное изучение своей родословной поможет ребё нку начать осмысление важных моментов:
1. Корни каждого - в истории и традициях семьи.
2. Семья-ячейка общества, хранительница национальных традиций.
3. Счастье семьи - счастье и благополучие народа.
Необходимо помочь ребёнку осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.
Принято считать, что воспитание любви к Отечеству, выстраивается от близкого к далёкому; от любви к дому, детскому саду, улице, городу, до любви к родной стране. Это понимают все, но как это делать знает не каждый.
Я стараюсь прийти родителям на помощь. Вовлекаю их в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости. Родителям предлагались конкурсы на лучшую новогоднюю игрушку, поделку из природного материала, конкурс на изображение семейного герба, конкурс на лучшую фотографию о семейном отдыхе и т. д. Приятно было услышать из уст ребё нка: «Это мои мама и папа сделали!», «Это мы вместе смастерили!».
Занимаясь воспитанием любви детей к своей семье, я привлекла родителей к составлению родословной из фотографий. Родители сделали альбомы из фотографий, имеющихся в семейных архивах, попросила родителей рассказать детям о семейных традициях. Дети подолгу рассматривали фотографии и рассказывали о своей семье.
Кроме этого, проводила с родителями беседы о том, чтобы у ребёнка в семье были свои обязанности, без которых семье не обойтись и которые под силу ребёнку (например, убрать игрушки так, чтобы они не мешали, полить цветы, расставить красиво обувь и т. д.). Важно, чтобы в своём доме ребёнок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие-то обязанности,- это способствует укреплению семьи,
Для того, чтобы дети и родители общались не только в детском саду, мы с родительским комитетом организовали кружок «Выходного дня». В выходные дни мы посещаем Областной краеведческий музей, гуляем по улицам города, посещаем памятники, развлекаемся на главной площади города, ходим в кафе, рассказываем друг другу о своей семье, устраиваем соревнования на горке, вместе отмечаем народные и городские праздники,дни рождения.
Родители нашей группы принимали активное участие в оформлении уголка России, уголка Мурманска и Мурманской области, помогали в оформлении рукописных книг, помогали приобретать художественную литературу.
Дети нашей группы в этом году идут в школу. Детский сад для них стал родным домом, но им предстоит новая ступень в жизни, Я надеюсь, что мы научили их дружить, помогать друг другу, уважать мнение других, старались помочь родителям сохранить и развивать любознательность детей в процессе совместных мероприятий.
Используемая литература:
Александрова Е. Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ».- Волгоград, 2007 г.
Маханёва М. Д. «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников». М., 2009 г.
Комратова Н. Г., Грибова П. Ф. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет».
Земцова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России».