Анна Смирнова
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.
Публикация «Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей» размещена в разделах
Нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной.
Воспитатель, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивен в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.
Мне, как музыкальному руководителю, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то и сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя. Поэтому я советую воспитателям примерить на себя роль ребенка, которому все интересно на занятии: хором петь песни, задорно танцевать, вдумчиво слушать музыкальные произведения, но не забывать, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.
Какие правила следует соблюдать, для успешного процесса музыкального развития дошкольников?
1. На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
3. На занятие следует приходить за 1-2 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
4. Воспитатель с собой приносит тетрадь и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т. п.
5. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не отвлекать детей и не пропустить какой либо материал.
6. Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев, игр, петь песни и т д.
7. Следить за правильным выполнением детьми движений.
8. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.
Немаловажное место при решении задачи улучшения процесса музыкального развития дошкольников, принадлежит праздникам и развлечениям, которые надолго остаются в памяти детей, и воспоминания о которых часто побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности.
Праздник в детском саду – это общее дело! Огромная и трудоемкая работа всего коллектива: воспитателей, специалистов, кастелянши, поваров, администрации и т. д. Каждому отведена своя роль, свои обязанности.
Я считаю, что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
1. Поставить в известность детей и их родителей, что на праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию (если костюмы не определены в сценарии праздника).
2. Перед утренником в группе необходимо создать праздничную атмосферу.
3. Воспитателю необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей.
5. Разучить с детьми стихи, роли и т. п.
6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
7. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.
8. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.
Я как музыкальный руководитель стараюсь оказать помощь в решении такой важной задачи музыкального воспитания как формирование способности к самостоятельной музыкальной деятельности.
В группе вместе с воспитателями мы создаем такие условия, чтобы дети по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы и т. д.
Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и концерты, основанные на опыте, приобретенном детьми на занятиях.
Играя в музыкальное занятие, ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых.
В концерте дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой детей-«артистов», для своих товарищей-«зрителей».
Дети в самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на ДМИ.
В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует магнитофон, и все вместе слушают вокальную и инструментальную музыку.
В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе:
1. Воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе.
2. Воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье.
3. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.
Таким образом, успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться целей и задач, определённых образовательной программой ДОУ в образовательной области «Музыка», а самой главное развить в детях активность, самостоятельность и инициативность.